Эргономика осуществляет системный подход к трудовым процессам и оперирует эргономическими показателями: гигиеническими, антропометрическими, физиологическими, психофизиологическими, эстетическими. Эргономическая биомеханика на основе антропометрических признаков (таких как размеры тела, конечностей, головы, кистей, стопы, угла вращения в суставах, досягаемости руки) дает рекомендации по организации рабочего места, конструированию инструмента и оснастки. Оборудование своего рабочего места не с точки зрения красоты и модной методики «Фен-шуй», а полезности для собственного здоровья и удобства. Студенты специализации АФК в рамках развития направления «Биомеханика в проектных технологиях» провели исследования на знание эргономических требований к рабочим сиденьям [6].
Ключевые слова:эргономика, биомеханика двигательной деятельности, рабочее место, требования к рабочим сиденьям.
Актуальность темы обусловлена современным стремительным развитием жизни и деятельности человека, как дома, так и на работе. Возникшее понятие офисного работника или сидячего человека приводит к различным заболеваниям опорно -двигательного аппарата, остеохондроза, неврологическим и депрессивным состояниям. И эта категория работников мало задумывается, что возникшие проблемы со здоровьем связаны с серьезным вопросом «Как сидим и на чем сидим». Потребитель покупает предлагаемый продаже товар и не всегда задумывается, будут ли у него болеть спина и мышцы. Как показало проведенное исследование не у всех кресел для дома и офиса указан такой маркетинговый компонент как «эргономичность товара» и 3 человека из 10 опрошенных смогли сказать, что означает данное понятие. Но практически редко кто задумывается сидя на рабочем месте, что в практической жизни представляет данное понятие на работе и дома. Все мы любим, посидеть помечтать в кресле и даже не поработать, но не придаем значения, к чему могут привести посиделки.
Эргономические требования к рабочим сиденьям? Такой вопрос был задан студентам и руководителям фирм, чьи сотрудники большую часть времени проводят в офисе, сидя у компьютера. И те и другие испытывали затруднения в перечислении эргономических требований. А между тем правильная организация рабочего места не только повышает эффективность и производительность труда, но и психологически настраивает сотрудников:
- уважать своего руководителя;
- способствует нормализации психологического климата в коллективе;
- адекватно воспринимать полученное задание;
- сочетание биомеханики и эргономики позволяет подготовить свой организм к более продолжительному рабочему дню.
И самое главное покинуть рабочее место в нормальном тонусе мышц и без болей в спине и голове [5.c.96].
Рабочее место сотрудника фирмы, учреждения необходимо спроектировать в соответствии с эргономическими требованиями к рабочим сиденьям. Следует учитывать при создании такого проекта индивидуальные антропологические и психофизические особенности каждого сотрудника [1,2].
Не все потребители знают и представляют основные эргономические требования к рабочему сиденью. Сотрудник как обычный потребитель смотрит на внешний вид изделия, а руководитель фирмы предпочитает соблюдать единый стиль в кабинетах и естественно никто не задумывается о роли эргономической биомеханики при оборудовании рабочего места. Центральным звеном при разработке концепции рабочего места сотрудника является выбор сиденья. Именно сиденье как точка опоры участвует в моторном пространстве рабочего места, учитывая принципы биомеханики движений тела.
Моторное пространство рабочего места есть не что иное, как пространство рабочего места, в котором осуществляются двигательные действия человека с актуальными для деятельности средствами труда (органами управления и рабочим инструментом, предметами и продуктами труда). Взаимосвязь эргономики и биомеханики предполагает выделение двух частей в рабочей зоне:
1. Моторная зона действий рук.
2. Моторная зона действий ног.
Исходя из принципа наименьших физиологических затрат пространственное положение предметов должно осуществляться с учетом частоты их использования и прикладываемой к ним силы с учетом биомеханики опорно-двигательного аппарата [5,с.246–258]. Ядром для определения моторной зоны действия рук является основная рабочая поза. При этом учитываются как статическая досягаемость рук, так и динамическая досягаемость рук.
Часто использующиеся предметы располагают в наименее физиологически затратной части статической зоны досягаемости (оптимальная рабочая зона). Соответственно использующиеся реже, в не оптимальных частях этой зоны, а ещё менее нужные — вне зоны статической досягаемости в зоне динамической досягаемости рук,с той же закономерностью расположения в ней.
Пространственная форма зоны статической досягаемости достаточно сложна, особенно с учётом разных положений тела и рабочих поз, однако можно выделить следующие общие рекомендации:
1. Относительно продольной плоскости тела. Положение рук, близкое к этой плоскости будет наименее затратным. Соответственно при удалении от неё физиологические затраты возрастают. Таким образом, часто используемые предметы нужно располагать прямо перед собой, а по мере уменьшения используемости — дальше вправо или влево.
2. Относительно горизонтальных осей. Наименее затратное положение рук — при положении локтей, близком к их месту у свободно висящих рук. Лучший вариант — наличие опоры в этом положении под предплечьями. Соответственно, наиболее часто используемое должно помещаться ближе к плоскости, на которую опираются предплечья, а более редко применяемое — выше или ниже этой плоскости. При этом также следует принимать во внимание вес предмета, здесь следующее правило — лёгкое вверх, тяжёлое вниз. Такая организация рабочего места позволяет совершать минимальное количество движений при выборе и взятии необходимого оборудования, а также облегчает его поиск [3,4,5,7].
Студенты разработали рекомендации руководителям и сотрудникам при выборе кресла для организации рабочего места [3,4,8] в которую вошли следующие пункты.
Основные элементы рабочего места.
Основными элементами рабочего места, оснащенного дисплеем, является рабочее кресло, рабочая поверхность, экран дисплея, клавиатура. Тип рабочего кресла выбирается в зависимости от продолжительности работы: при длительной работе — массивное кресло, при кратковременной — кресло легкой конструкции, которое свободно отодвигается.
Обязательные эргономические требования в работах известных эргономистов Зинченко В. П., Мунипова В. М. определены так: наличие пластиковых подлокотников и пятилучевой опоры с легко вращающимися колесиками; возможность одной рукой и, не вставая с кресла изменять высоту сиденья и наклон спинки. Все регулировки должны быть легкими и приятными — только так вы приучите себя подстраивать кресло под свою фигуру, а не наоборот; наличие на механизме регулировки высоты амортизатора, смягчающего резкое изменение нагрузки на позвоночник при опускании на сиденье; эргономическая форма спинки (валик под поясничным прогибом). Это может достигаться и формой каркаса, и утолщением обивки; толстый слой поролона повышенной упругости с периферическими утолщениями сиденья (для облегчения фиксации вертикального положения) и мягкая округлая передняя кромка сиденья (позволяющая избежать систематического пережатия кровеносных сосудов на ногах); безопасный материал обивки на «рабочих» поверхностях сиденья и спинки (плотная ткань, натуральная кожа, специальные «дышащие» виды мебельной ткани), позволяющий избежать перегрева и охлаждения при любой погоде и влажности. Для нижней и задней поверхностей допустима отделка пластиком или кожзаменителем. Более совершенные и более дорогие кресла могут иметь более сложные механизмы регулировок: плавное изменение высоты спинки и глубины сиденья; подлокотники, регулирующийся по высоте и углу поворота, синхронно изменяющий угол наклона сиденья и спинки в эргономической пропорции (каждый градус наклона сиденья равен 3 градусам наклона спинки); механизм «кресло-качалка» — покачивание кресла с точно подобранным под ваш вес коэффициентом упругости [4,с.210–292].
Советы сотрудникам офиса при выборе кресла
Колесики, легко катающиеся и по гладкому полу, и по ворсистой поверхности — обязательное требование для рабочих кресел сотрудников и руководителей. Необходимость подлокотников у кресел сотрудников определяется тем, насколько много им приходится работать с клавиатурой компьютера (необходима поддержка локтей) и как часто им приходится покидать рабочее место (необходимо опираться при вставании и опускании на кресло). Покупать кресла без подлокотников имеет смысл только при крайней нехватке места в офисе. Сиденье должно обеспечивать позу, способствующую уменьшению статичной работы мышц и дать возможность изменить эту позу для изменения группы мышц [5,c.76,81].
Сиденье не должно затруднять деятельность различных систем организма (дыхательной системы, сердечно-сосудистой, пищеварительной) и не вызывать болезненных ощущений. Более того глубина сиденья не должна быть чрезмерно большой и по законам биомеханики при сидении ноги должны касаться пола, т. е. иметь опору, тогда можно будет избежать искривления позвоночника.
С точки зрения эргономики иметь конструкцию вращательного сиденья даже и не плохо, это экономит пространство, а с точки зрения биомеханики ездить на колесиках и вращаться не совсем хорошо. Студенты провели эксперимент, что для спины лучше иметь точку опоры, следовательно, важно при выборе сиденья (стула) предусмотреть возможность регулирования высоты, угла наклона спинки, высоты спинки. Желательно использовать на сидениях полумягкую обивку, но не скользкую, не электризующуюся, воздухопроницаемую, влагоотталкивающую, кроме случаев с особыми условиями производства, где сиденья могут быть только деревянными.
Рекомендации руководителям, проводящим встречи в кабинете.
Руководителям, часто проводящим встречи и совещания в своем кабинете, необходимо наличие в механизме кресла режима «кресло-качалка», а тем, кто много работает в постоянной позе с компьютером и бумагами — эргономического синхромеханизма, идеально подстраивающего кресло под любую фигуру и любой тип работы [4,с.246–247]. Децентрализация качания: ось качания в механизме «кресло-качалка» должна быть вынесена вперед из-под центра кресла (чем дальше — тем лучше), тогда при покачивании в кресле ноги (колени) не будут подниматься вверх, и процесс качания будет выглядеть достойно и солидно. Главное для рабочего кресла не оригинальный дизайн, учитывая принципы биомеханических движений- на кресле должно быть удобно сидеть и мышцы спины не должны уставать, на языке эргономике такое состояние называется «комфортным».
Кресла и стулья для посетителей необходимо выбирать правильно, чтобы они захотели в них присесть…
Кресла и стулья для посетителей должны быть с низкой спинкой, минимально возможной ширины, желательно на ножках или на упругой раме.
Кресла на вращающейся опоре применимы только для посетителей, уже привыкших к офисным креслам (иначе посетитель будет непрерывно крутиться перед вами, и мешать беседе). Кресла для сотрудников должны поддерживать только плечи и спину, а вот у руководителя спинка кресла может служить опорой и для головы. Эргономическая биомеханика новое интересное направление в формировании культуры двигательной деятельности человека. Эргономическая биомеханика рабочего места важна так большую часть времени человек проводит на работе за своим рабочим место и даже не задумывается о правильности его оборудования, чтобы весь организм чувствовал себя здоровым, а мышцы тела не чувствовали утомления.
Литература:
1. Вудсон Уэсли. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов / У. Вудсон, Д. Коновер; Пер. с англ. А. М. Пашутина под ред. В. Ф. Венда. — М.: Мир, 1968. — 517 с; ил.
2. Коняев, Н.М, Лебедев В. А. Что такое эргономика? / Н. М. Коняев, В. А. Лебедев — Минск: Высшая школа, 1986. — 125 с.
3. Моргунов Е. Б. Человеческие факторы в компьютерных системах / Е. Б. Моргунов. - М.: Тривола,1994.272с.
4. Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. — М.: Логос, 2001. — 356с.
5. Овчинников Ю. Д. Биомеханика двигательной деятельности [Текст]:учеб. пособие/ Ю. Д. Овчинников.- Краснодар:КГУФКСТ,2014.-265с.
6. Овчинников Ю. Д. Биомеханика в проектных технологиях [Текст]/ Ю. Д. Овчинников // Физическая культура, спорт- наука и практика.- 2013.- № 3.С.32–35.
7. Человеческий фактор. В 6-ти тт. Эргономика — комплексная научно — техническая дисциплина: / Ж.Кристенсен [и др.]. — М.: 1991. — 212 с.
8. Энциклопедический словарь, психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика / Сост. Б. А. Душков, Б. А. Смирнов, А. В. Королев / Под ред. Б. А. Душкова. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 462 с.