Знания безопасного поведения младших школьников в современной цивилизации не передаются в формах традиционного обучения и воспитания, начиная с дошкольного обучения (пословицы, поговорки, игры и т. д.), и не позволяет предупреждать многие угрозы возникшие в XX-XXI веках.Современной формой передачи ребенку опыта безопасного поведения на дороге являются обучающие компьютерные игры.
Ключевые слова: современная цивилизация, обучающая компьютерная игра, опыт безопасного поведения в дорожном движении.
Условия жизни человека в современной техногенной цивилизации с точки зрения безопасности жизнедеятельности определена категориями «опасная» и «безопасная». Опасность — это способность живой и неживой материи причинять вред самой себе. Безопасность — это способность социальной системы предупреждать и снижать опасность установлением и соблюдением организованного порядка внешних и внутренних взаимосвязей.
Накопленный старшими поколениями опыт безопасного поведения в отношении большинства современных техногенных опасностей не может быть сохранен и передан младшему поколению в форме традиций, так как эти опасности «моложе» их самих. Изменение форм передачи опыта обусловлено трансформацией среды обитания от природной к информационно-техногенной, в результате чего закрепленные в пословицах, поговорках, символических формулах, играх и обрядах формы не позволяют предупреждать многие опасности возникшие в XX-XXI веках. Осознание нестабильности окружающей действительности, непонимание как уберечь себя и своих детей в новых условиях, ненадежность существования и соответственно потребность в безопасности являются доминирующей составляющей самоощущения современного человека. Следовательно, формирование безопасного поведения необходимо целенаправленно организовывать и регулировать с самого раннего возраста.
Для выявления и апробации некоторых нетрадиционных форм передачи опыта безопасного поведения, в муниципальных образовательных учреждениях г. Железногорск Красноярского края и г. Сосновый Бор Ленинградской области в 2010–2013г.г., проведено анкетирование родителей первоклассников, (1511 респондентов). Из 10 предложенных видов деятельности вне образовательного учреждения выявлен наиболее востребованный — компьютерная игра (90.61 % современных детей играют в компьютерные игры). Говоря о преимуществах применения компьютерных детских игр, включенных в учебный процесс, Е. Д. Маргулис отмечает их положительное воздействие на мотивацию учебной деятельности и стимулирование инициативы и творческого мышления, что по мнению Маргулиса Е. Д. очень важно в современных условиях, когда недостаточность учебного материала тормозит формирование системности мировоззрения младшего школьника.
Актуальность проблемы безопасности активизировала поиск инновационных решений и в технических науках, и в педагогике, и в психологии. Активно изучаются дидактические возможности компьютерной игры как нового эффективного средства обучения детей правилам безопасного поведения в условиях рисков современной социализации. Угрозы жизни и здоровью в информационно-техногенной среде многообразны и динамичны, соответственно широк и спектр поиска оптимальных педагогических форм. В данном исследовании нас интересует узкая, но очень болезненная социально-педагогическая проблема — формирование навыков безопасного поведения в дорожном движении.
Аварийность на транспорте в Российской Федерации является одной из острейших социально-экономических и демографических проблем, и представляет угрозу национальной безопасности страны. Так, например, по данным ГИБДД, с начала 2013 года в Железногорске Красноярского края произошло 1019 дорожно-транспортных происшествий, на дорогах города погибло 6 человек, ранено 87. Среди пострадавших — 27 детей. По статистике младшие школьники являются самыми активными нарушителями правил дорожного движения. И система образования несет ответственность за качество образовательных услуг обеспечивающих жизнь и здоровье учащегося. Существует объективная необходимость повышения эффективности подготовки детей к действиям в условиях дорожного движения. Необходим поиск инновационных средств оптимизации учебно-воспитательного процесса по формированию навыков безопасного поведения в дорожном движении.
Традиционные формы подготовки человека к предупреждению и пресечению современных угроз, возникших сравнительно недавно объективно недостаточны чтобы обеспечить безопасность. Целесообразно разработку специальных обучающих компьютерных игр сориентировать на профилактику угроз техногенного характера, в том числе дорожно-транспортного травматизма. И выполнять эту необходимую социальную функцию должна система образования, обладающая административной структурой, кадрами, средствами и многовековым опытом формирования у ребенка знаний, умений, навыков. Современная система образования способна оптимизировать учебно-воспитательный процесс используя самые современные методики.
Ребенок младшего школьного возраста, в зависимости от развития, по-разному усваивает знания, с неодинаковой скоростью и разными способами, и этот факт необходимо учитывать при планировании занятий по ПДД. Целесообразно применение инновационных технологий, в том числе игровых форм обучения и компьютерных игр. В планировании педагогического процесса необходимо больше времени отводить практическим занятиям. Для организации обучения ПДД в младшем школьном возрасте используются следующие формы теоретического и практического обучения, самообразования: урок, встреча с представителем ГИБДД, учебная игра, игровые комплекты, компьютерная и ролевая игра с родителями, чтение литературы, праздник ПДД, экскурсия в ГИБДД и на улицу, кружок по изучению ПДД, отряды ЮИД, демонстрация обучающих фильмов, презентаций мультфильмов, участие в конкурсах по тематике ПДД.
Анализ учебно-методических пособий по ПДД для школьников показал, что для подготовки учеников младших классов правилам безопасного поведения на дороге применяются: учебники по ОБЖ, специальные издания для детей по обучению правилам дорожного движения (раскраски, сборники заданий), методические материалы для преподавателей с разработками занятий по правилам дорожного движения. Применение на занятиях различного рода учебных пособий (игровых наборов, видео, раскрасок и пр.) позволяет использовать разнообразные способы обучения, охватывающие все виды восприятия материала: зрительный, слуховой, осязательный и кинестетический. При этом, применение компьютерных технологий, игровой деятельности, демонстрации видеороликов и презентаций является, по нашему мнению, приоритетными, так как в данном возрастном периоде они наиболее понятны, привычны, и представлены широким спектром разнообразных ресурсов.
Применение на уроках образовательных электронных изданий (ОЭИ) по ПДД для младших школьников предполагает учет своеобразия конкретного учебного предмета, и соответствие его содержания требованиям образовательного стандарта ОБЖ. Обязательно так же наличие практических занятий по формированию навыков безопасного поведения в дорожном движении.
В школах г. Железногорск Красноярского края проведен педагогический эксперимент. Участвовали 152 учащихся младшего школьного возраста. Обучение ПДД в экспериментальных группах включало активное применение информационных технологий: компьютерных тематических презентаций, компьютерной игры.
Безусловно, мы не можем подвергать детей реальной опасности, у нас нет права формировать и проверять наличие навыков по ПДД в жизненной ситуации, игра стала единственным методом, с помощью которого можно отработать ПДД на практике. Направленная на изучение и отработку правил дорожного движения игра выполняет функции учебного тренинга, когда проигрываются ситуации, требующие наличия практических навыков обеспечивающих безопасность человека в дорожном движении. Игра — отличная возможность для учащихся проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки. Такие игры позволяют лучше подготовить школьника к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях. При обыгрывании определённых ситуаций по ПДД, учащиеся стараются пережить их, осмыслить и усвоить комплекс адекватных действий, чтобы в критической ситуации воспользоваться полученными знаниями и эффективно их применить.
Обучение ПДД с применением обучающей компьютерной игровой программы “Правила дорожного движения для детей”, позволила познакомить детей с видами специального транспорта, знаками дорожного движения, правилами поведения на дороге. При этом было замечено желание учащегося пройти компьютерную игру до конца, нестандартная форма обучения стимулировала активность и обеспечила высокий уровень мотивации — формирование интереса.
Демонстрация мультфильмов и работа с обучающей презентацией оптимизируют образовательный процесс, создавая условия, при которых ребенок сам формулирует правила и запоминает их на основе собственного опыта, исправляя ошибки любимых мультипликационных персонажей. Ученик занимает место учителя, помогая им правильно действовать в дорожном движении, в результате твердо усваивая необходимые знания и умения, формируя необходимые навыки безопасного поведения на дороге.
Далеко не каждая компьютерная игра способна привнести что-то новое и положительное в мир ребенка, и принцип «Не навреди!» является главным условием её применения в воспитании школьника. Выбор компьютерной игры определен следующими психологическими условиями: ценностные основы компьютерной игры (добро, любовь к людям, ценность человеческой жизни и пр.); достоверность и полезность информации (правила безопасного поведения), содержащейся в рисунках, текстах, заданиях; актуальность и значимость информации для младшего школьного возраста; безопасность компьютера для физического и психического состояния; соблюдение санитарных норм пользования компьютером; яркость цвета; интенсивность мельканий на экране и другие.
Применение информационных технологий оптимизирует учебно-воспитательный процесс координацией деятельности образовательного учреждения и семьи. В результате проведенного педагогического эксперимента было выявлено, что применение компьютерных игр по ПДД позволило в среднем на 11 % повысить у младших школьников уровень знаний правил дорожного движения, по сравнению с контрольной группой, где подобные игры дома не применялись.
Специально разработанные компьютерные игры, учитывающие возрастные особенности, позволяют активизировать психические и интеллектуальные процессы (восприятие: образное, логическое, аналитическое; критическое мышление; память; скорость реакции) и, на основе этого, эффективно формировать качества личности безопасного типа. Как интерактивные тренинги компьютерные игры являются средством создающим условия для практического обучения безопасному поведению. Компьютерная игра позволяет получить визуальный и практический опыт принятия самостоятельных решений в условиях виртуальной опасности, наглядно увидеть результат и при необходимости проигрывать ситуацию до тех пор, пока не будет сформирован необходимый навык безопасного поведения. Полученный в виртуальной ситуации опыт учащийся переносит в реальную жизнь.
В процессе исследования выявлено, что активное применение современных информационных технологий в учебно-воспитательном процессе обеспечивает повышение эффективности обучения младших школьников правилам дорожного движения, оптимизирует образовательный процесс и позволяет объединить усилия педагога и родителей в воспитании грамотного пешехода. Применение компьютерных игр позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями и навыками предупреждения повседневных опасностей и значительно повышает эффективность профилактики непреднамеренного травматизма.
Литература:
- Maslow, A. H. A theory of metamotivation: the biological rooting of the value-life [Text data] / A. H. Maslow // Humanistic Psychol. — 1967. — № 7. — P.93–127.
- Маргулис, Е. Д. Психологические особенности групповой деятельности по решению задач с помощью ЭВМ [Тескт]/ Е. Д. Маргулис. — Киев, I998.-230с
- Шерстнева, О. Е. Опыт экспериментально-педагогической деятельности по формированию личности безопасного типа дошкольника в дошкольных учреждениях/ О. Е. Шерстнева // Современное образование — новому обществу XXI века. Материалы I Всероссийской распределенной научно-практической конференции с международным участием. Красноярск, 4 апреля 2009г. / ред. кол.; отв. ред. Л. М. Туранова. — Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2009. — С. 27–33.