Object of research. Public health is a field, where issues and outcomes of many other fields overlap, focus and are concentrated. High satisfaction level of patients depends on all those fields, also on high level of organization and management of the key business processes, which improve quality, safety and efficiency of treatment. Process-oriented management, a modern approach, is considered in the article as the management paradigm in the public health field. Computer systems based on the process approach to management of business process are known as BPM-systems. ‘Surgical treatment’ as one of the key business processes demonstrates modeling possibilities of implementing the concept of BPM to increase the process efficiency. Modeling is done in BPMN notation in the new standard for modeling of business processes and network services in the latest version BPMN 2.0 produced in 2010. Bizagi BPM Suite is used as modeling environment. The article presents the functional and imitation models of the business process ‘Surgical treatment’; it formulates criteria and shows opportunities of quantitative assessment of efficiency values of the business process. The obtained results can be used strategically for modeling purposes and for planning and supervising of deviations and their periods, for the analysis of the process results, and they can also be used as an electronic regulation.
Key words: process efficiency, public health, process approach, business-process, BPM, Surgical treatment, decision making, Bizagi BPM Suite, functional modeling, imitation modeling, scenarios.
Здравоохранение — это такая сфера, где пересекаются, фокусируются и концентрируются проблемы и результаты множества областей. Высокая удовлетворенность пациентов зависит от всех этих областей, в том числе и от высокой организации и управления ключевыми бизнес-процессами, которые повышают качество, безопасность и продуктивность лечения. В статье, в качестве парадигмы управления в области здравоохранения рассматривается современный подход — управление, ориентированное на процессы. Компьютерные системы, основанные на процессном подходе к управлению бизнес-системами, получили название BPM- системы. В статье, на примере одного из ключевых бизнес-процессов «Хирургическое лечение» показаны возможности реализации концепции BPM в части моделирования с целью повышения эффективности процесса. Моделирование выполнено в нотации BPMN, в новом стандарте для моделирования бизнес-процессов и сетевых услуг в последней версии BPMN 2.0, которая вышла в 2010 году. В качестве среды моделирования используется приложение Bizagi BPM Suite. В статье представлена функциональная и имитационная модели бизнес-процесса «Хирургическое лечение» и сформулированы критерии.
Ключевые слова: эффективность, управление, принятие решения, здравоохранение, процессный подход, бизнес-процесс, BPM, хирургическое лечение, Bizagi BPM Suite, функциональное моделирование, имитационное моделирование, сценарии.
ВВЕДЕНИЕ
Ориентация компаний на эффективное выполнение отдельных функций привела за прошедшее десятилетие к локальной оптимизации и усовершенствованию функциональных областей [1]. Внедрение новых информационных, коммуникационных технологий, организационных концепций, например, аутсорсинг, незначительно повысило эффективность компаний в целом. Каждая из функциональных областей не заинтересована в общих результатах, поскольку системы их оценки оторваны от результатов компании в целом. Чем автономнее области, тем выше расходы на согласование управляющих и координирующих воздействий между ними, соответственно увеличивается время принятия решения и усложняется процесс обмена информацией.
Здравоохранение это такая сфера, в которой пересекаются, фокусируются и концентрируются результаты деятельности множества функциональных областей, а, следовательно, и все выше перечисленные проблемы.
Современная целевая (таргетная) медицина представляет собой интегрированную систему всестороннего лечения пациента, которая должна эффективно и своевременно решать его проблемы. Высокая степень удовлетворенности пациентов объясняется, в частности, оптимизацией всех процессов лечебного учреждения и созданием инфраструктуры, повышающей качество, безопасность и продуктивность решения. Все действия единой сложной системы должны быть направлены на предоставление не только эффективного, но и безотлагательного лечения [2].
Сегодня именно процессный подход к управлению позволяет решить те задачи, которые стоят перед здравоохранением [3].
1. ОПИСАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА «ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ»
Процесс «Хирургическое лечение» [4] является одним из самых ответственных для любой клиники. Он пронизывает следующие подразделения организационной структуры: отделение анестезиологии, операционный блок, отделение реанимации, отделение интенсивной терапии, хирургическое отделение.
Цель моделирования — определить оптимальный вариант модели процесса. В качестве критериев предлагаются следующие:
K={K1, K2, K3,K4}, (1)
где K1 — временной, K2 — стоимостной, K3 — загруженность персонала, K4 — оценка загруженности инфраструктуры.
В соответствии с критериями вводится система показателей:
ПК1 = {ПК11, ПК12, ПК13, ПК14}, (2)
где ПК11 — среднее время проведения операции, ПК12 — максимальное время ожидания операции, ПК13 — среднее время проведения полного лечения, ПК14 — среднее время нахождения пациента в операционном блоке включая палату реанимации и палату интенсивной терапии.
ПК2 = {ПК21, ПК22 }, (3)
где ПК21 — общая стоимость процесса, ПК22 — расходы на медперсонал,
ПК3 = {ПК31, ПК32, ПК33 }, (4)
где ПК31 — средняя загруженность персонала хирургического отделения, ПК32 — средняя загруженность персонала операционного блока, ПК33¬ — средняя загруженность персонала реанимационного отделения.
ПК4 = {ПК41, ПК42, ПК43, ПК44}, (5)
где ПК41 — загруженность палат в отделении, ПК42 — загруженность операционного блока, ПК43 — загруженность реанимационного отделения, ПК44 — загруженность отделения интенсивной терапии.
В качестве управляемых переменных было выбрано количество доступного персонала для реализации процесса.
Определены следующие ключевые роли: лечащий врач, врач анестезиолог, хирург и реаниматолог. Также на этапах, по мере необходимости, принимают участие медсестры и врачи-консультанты
Под «сущностями» в работе понимаются элементы инфраструктуры, к которым относятся: вместимость отделения, количество операционных столов, общее количество мест в палатах реанимации и интенсивной терапии.
На рис.1 представлена функциональная модель процесса «Хирургическое лечение».
«Хирургическое лечение» является сложным процессом, состоящим из 12 блоков, задействующих множество человеческих и материальных ресурсов. Вследствие его сложности и большой различности, возникает необходимость в моделировании данного процесса для обеспечения его высокой эффективности.
Сам процесс состоит из нескольких этапов. Вначале следует уведомление пациента о необходимости операции, после чего необходимо получить его согласие. Как только согласие пациента получено, лечащий врач начинает консультироваться у узких специалистов о лучшем способе лечения и оперативного вмешательства. Далее действует анестезиолог, и назначает подходящий способ анестезии. Затем, лечащий врач согласовывает, дату операции со всеми необходимыми врачами и дает поручение — подготовить пациента к операции.
Рис.1 Функциональная модель процесса «Хирургическое лечение»
После окончания операции, в зависимости от состояния, пациент переводится в реанимационное отделение до стабилизации состояния или в палату интенсивной терапии, где проходит курс реабилитации после операции и затем переводится обратно в отделение, где лечащий врач отслеживает изменения в здоровье. В случае если все в порядке, пациента выписываю, если нет, то проводят дополнительные обследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе представлена функциональная и имитационная модели процесса «Хирургическое лечение», реализованные в нотации BPMN в среде моделирования Bizagi BPM Suite. Определены цели, критерии, показатели, позволяющие оценить эффективность процесса для лечебного учреждения. Разработанные сценарии имитации позволили выбрать эффективный вариант модели процесса.
Литература:
1. Менеджмент процессов. Под редакцией Й. Беккера, Л. Волкова, В. Таратухина, М. Круглера, М. Роземана.-М: 2006.-181с.
2. Л. Берри, К. Селтман. / Легендарная клиника Мэйо: уроки лучшей в мире сервисной организации. пер. с англ. А. Козлова. Ляссе.
3. Моделирование бизнес-процессов: учеб. пособие / В. Г. Мамонова, Н. Д. Ганелина, Н. В. Мамонова. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012.– 43с.
4. М. А. Садовой, И. Ю. Бедорева. Система менеджмента качества в учреждении здравоохранения. Новосибирск: АНО " Клиника НИИТО», 2007. — 320с.
5. Управление процессами. Часть 1. Подготовка бизнес-процессов к моделированию. Инструменты моделирования: учеб. пособие / В. Г. Мамонова, И. Н. Томилов, Н. В. Мамонова. — Новосибирск: Из-во НГТУ, 2014. — 96 с.