От самого Крещения мы носим на груди крест. Кресты мы видим в руках священников, в росписях храмов и на куполах церквей, на могилах наших предков. Крест считается защитой от дьявола и оружием спасения, освященным Христовой Кровью и Телом Христа. [1] Кресты и иконы среди всех христиан почитают только католики и православные.
Существует множество причин, по которым люди носят крест. Кто-то видит в кресте красивое ювелирное изделие, кто-то использует его как талисман, приносящий удачу, кто-то отдает таким образом дань моде. Так же есть и те, для кого нательный крест, одетый при крещении, является символом бесконечной веры. [4]
Материал, из которого изготовлен крест, имеет свое толкование. Так, например, крест изготовленный из дерева символизирует райское Дерево Жизни. По словам Иоанна Дамаскина: «...как через древо вошла в мир смерть, так и через древо должны быть дарованы нам жизни и воскресение». Серебро символизирует целомудрие и чистоту. Золото является символом истины: оно не обманывает и не изменяется. Крест из камня означает самого Христа, так говорили ветхозаветные пророки. В то же время камень символизирует твердую веру. [2]
Крест стал сакральным знаком еще в глубокой древности. С ним были связаны различные легенды, мифы, обряды, суеверия и ритуалы. Он являлся составной частью орнаментов, основой при строительстве храмов и жилищ, чеканился на монетах. Изображения креста появились еще задолго до христианства в разного рода скульптурах тайного и религиозного значения по всему миру (Ассирия, Финикия, Египет, о. Пасха, Тибет, языческая Скандинавия, Китай и Япония, древние государства Америки, Индия). Крест является самым известным в истории человечества знаком и уже более двух тысяч лет считается всемирным символом христианства, где сопрягается с образом великой жертвы Иисуса Христа. При этом следует различать общий символизм креста для всех религий и крест, представляющий собой символ христианской муки. Общее значение креста — это соединение материального и духовного, земного и небесного, видимого и невидимого. Часть вертикальная часть креста трактуется как ось мира, а поперечная — горизонт. [1]
Знак креста считался одним из важнейших символов, выражающих пространство, окружающее человека со всех сторон. Так крест впервые упоминался у древних земледельцев энеолита. Крест помещали внутри солнечного круга, желая тем самым обозначить повсеместность света, распространяемого им. Таких сторон было четыре. До сих пор в нашем языке сохранились выражения «со всех четырех сторон», «пустить на все четыре стоны». Ставшая символом повсеместности крестообразность сказалась также на декоративных и заклинательных орнаментах.
Древние египтяне были первым цивилизованным народом, широко использующим кресты. В египетской традиции крест с кольцом (анх) символизировал жизнь и богов. В Вавилоне крест был символом Анну — бога небес. В бывшей колонии Вавилона, Ассирии крест, заключенный в кольцо, считался атрибутом бога Солнца — Ашшура. Тот факт, что символ креста до появления христианства использовался в различных формах языческого поклонения силам природы, подтверждают многочисленные археологические находки. У тенгриан, например, крест был символом покорности и наносился на лоб краской или в виде татуировки. В Южной Америке муиски верили, что крест изгоняет злых духов, и клали под него младенцев. Крест и до сих пор служит религиозным символом в странах, на которые не распространяется влияние христианских церквей. [2]
На Руси почитание креста было очень велико. В XVII веке европейские путешественники утверждали, что русские не делают ничего не перекрестившись. На дорогах устанавливали поклонные кресты, ими же венчали врата городов. На Руси ходить без нательного креста считалось большим грехом. О злых и бессовестных людях говорили, что «креста на них нет», а клятве и слову не носящего креста человека не доверяли. [1]
Полный Богословский энциклопедический словарь дает следующее определение: «крест наперсный — носимый на груди то под одеждой, то поверх нее». В этом определении главным является местонахождение креста. Грудь — это вместилище сердца, священная часть тела. Недаром древние византийские кресты называли энколпионами (от греч.) — носимый на сердце, на груди.
Обычай сокровенно носить крест под одеждой является самым распространенным с древнейших временно и до наших дней. На Руси такой крест назывался нательником. Обычай давать каждому новокрещенному нательный крест для постоянного ношения возник только в Русской Церкви. Постоянно находясь на теле и составляя с человеком единое целое, крест является символом крестного пути.
Главным при ношении креста поверх одежды, открыто, становится символизм христианского служения. Нося крест открыто, человек показывает, что вся его мирская деятельность является служением Христу и совершается под знамением Креста. Таким образом, носимые поверх одежды нательные кресты подчеркивали принадлежность к епископскому сану. В Русской Церкви их носили только митрополиты и Патриарх. До петровской эпохи нательные кресты являлись обязательными предметами царского и княжеского облачения. Они символизировали христианский характер мирской и духовной власти и богоизбранность.
Рис. 1. Символ креста в царском облачении
Поверх доспехов воины одевали на грудь параманные кресты, которые являлись духовной броней и благословляли на ратные подвиги. Основоположником такой традиции был Константин Великий. Именно он первым приказал изображать знамение креста на доспехах и щитах.
Рис. 2. Параманные кресты на доспехах воинов
В мирской среде, однако, существовала традиция ношения креста поверх одежды в женском ювелирном уборе. Это объясняется защитной и эстетической функцией креста.
Ношение креста поверх одежды в России получило наиболее широкое распространение в XVII веке. В это время крест выставлялся на всеобщее обозрение как непобедимое оружие веры. Апостол Павел говорил: «а я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» (Галат.:6.14). Этими словами часто украшали оборотную сторону русских нательных крестов XVII в. Другая особенность этого века заключалась в том, что после времен смуты в обществе возникла ностальгия по древнему благочестию. Этот этап находит выражение в церемониальном и церковном искусстве.
Сегодня символическое значение креста толковать сложнее. Это связано с тем, что современная эстетика — это весьма субъективная наука, а защита в настоящее время воспринимается как что-то магическое. В христианстве, как и в древних сакральных культах, красота была выражением духовного мира, а защита являлась результатом гармоничного соединения сложной структуры мира и человека.
Существует древний обычай связанный с нательным крестом — «крестование» — устанавливаемое через обмен крестами побратимство. После такого обмена женщины становятся крестовыми сестрами, а мужчины крестовыми братьями.
Наиболее полезно и правильно для христианина носить нательный крест под одеждой, так как соединение происходит только между крестом и человеком. В случае открытого ношения креста появляется третий участник — мир. В христианском мире получалось гармоничное соединение с крестом мира и человека. В современном же мире ношение креста поверх одежды требует от человека особых духовных качеств и ответственности. Крестное знамение и нательный крест являются только внешней частью того, что должно быть в сердце христианина: веры, смирения и упования на Господа.
Сегодня чаще всего крест поверх одежды можно встретить в женском наряде. Это заслуживает уважения в том случае, если это благочестивое искреннее желание возродить древнюю традицию и построить свою жизнь по заповедям Божьим. Но в любом случае следует помнить об опасности осквернить святыню. И конечно, недопустимо легкомысленно носить крест как обычное светское украшение, ибо в этом случае мы невольно нарушим третью заповедь: «Не приемли имени Господа Бога Твоего всуе». [3]
Крест давно прижился в православии, став его духовной основой. Возникнув задолго до существования Руси, крест вошел в ее культуру и религию, постепенно из символа смерти став символом вечной жизни. Крест искупает все прегрешения людей, а руки Христа, распростертые на кресте, напоминают верующим о том, что Он собрал воедино все народы и искупил первородный грех каждого. Так именно в русском православии в наибольшей степени произошло превращение креста из орудия казни в объект почитания и символ искупления. Такое превращение свидетельствует о внутренней оптимистической природе русского человека. Чтобы не происходило с ним, какие бы испытания не ложились на его плечи, в глубине души он всегда смотрит в будущее с надеждой.
Литература:
1. История развития формы креста // Золотые Купола. — Ярославль: Блажин Ярослав Золотые Купола, 2009–2011. — Режим доступа: http://www.golddomes.ru
2. Крест // Википедия: Свободная электронная энциклопедия.- 2014.- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
3. Федоров Ю. А., О ношении нагрудного креста // Ю. А. Федоров // Юрий Федоров. — СПб.: Юрий Федоров, 2004. — Режим доступа: http://www.feodorov.ru
4. Шуляк С., Отличие православного креста от католического / С. Шуляк // Русская Православная Церковь. Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. — М.: 2014. — Режим доступа: http://hram-troicy.prihod.ru