В статье выполнен анализ основного закона, регулирующего отношения в сфере естественных монополий. Изучены особенности функционирования естественных монополий в современной Беларуси.Делается вывод о необходимости государственного регулирования их деятельности.
Ключевые слова: естественная монополия, государственное регулирование, тарифная политика, контроль.
Естественные монополии как ключевой элемент экономики общественного пользования в рамках рыночных способов ведения хозяйства обладают определенными свойствами и попадают под особый контроль и управление со стороны государства. Наиболее важным аспектом регулирования их деятельности является цена и ее составляющие.
Немало исследований посвящено изучению деятельности естественных монополий: правовому регулированию и особенностям ценообразования — А. Никифоровой, В. Студенцова, А. Городецкого, Ю. Павленко, Н. Матвеевой, Ю. Метелевой, В. Венгера и др.
В общем, под государственным регулированием экономики понимается целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики. Это определение также может быть применено к государственному регулированию процесса ценообразования, так как цена является ведущим фактором, влияющим на результаты функционирования национальной экономики.
В ЕЭС сформулированы принципы регулируемого ценообразования, которые могут быть использованы в практике Республики Беларусь, и состоят в следующем:
- регулируемые цены должны быть максимально рыночно ориентированными;
- рыночная ориентированность достигается путем одновременного наличия в отрасли регулируемых и рыночных цен;
- как производителю, так и потребителю предоставляется право выбора между регулируемой и рыночной ценой (данное право производитель получает при наличии у него лицензии на поставку);
- правила регулируемого ценообразования равны для компаний с любой формой собственности;
- цены должны обеспечить интересы производителя продукции или услуг — средние издержки + средняя прибыль;
- цены должны способствовать организации эффективного производственного процесса и снижению себестоимости продукции или услуг;
- регулируемые цены должны обеспечить интересы потребителя [2].
Многие страны имеют развитые системы железнодорожного и трубопроводного транспорта, линии передачи тепловой и электрической энергии, централизованное водоснабжение и водоотведение, услуги электрической и почтовой связи общего пользования, аэропорты, транспортные терминалы, порты, которые в значительной степени интегрированы между собой. В современных условиях государства самостоятельно определяют направления, условия, принципы функционирования данных социально и экономически необходимых отраслей народного хозяйства.
Основной нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность естественных монополий в странах СНГ, это закон «О естественных монополиях». Данный закон практически идентичен для каждой из стран СНГ — термин «естественная монополия» звучит одинаково; однако имеется и ряд отличий, например в Киргизии введено дополнительное определение «разрешенная монополия». Важно отметить, что предприятия, относящиеся к естественным монополиям в данных странах, осуществляют похожую деятельность, однако с точки зрения законодательства имеются свои особенности в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Большинство постсоветских государств имеют сои особенности в осуществлении государственного контроля исследуемых сфер деятельности. Законодательством Украины правила государственного контроля не определены. В Республике Беларусь, Российской Федерации, Киргизии ведется контроль за сделками по приобретению права собственности на основные средства, не предназначенные для регулируемой деятельности, контроль за инвестициями в нерегулируемую деятельность и контроль за полным или временным отчуждением основных средств, применяемых в регулируемой деятельности. Только в Российской Федерации и Киргизии контролируются сделки, сумма по которым превышает 10 % стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу, а в Беларуси — 10 % стоимости чистых активов по последнему балансу. В Казахстане контролируется отчуждение имущества, если его балансовая стоимость более 0,05 % стоимости активов в соответствии с балансом на начало текущего года, а также наем имущества для регулируемой деятельности, балансовая стоимость которого более 0,03 % стоимости активов. В Азербайджане государство регулирует сделки по приобретению права собственности на основные средства, не предназначенные для регулируемой деятельности, если балансовая стоимость имеющихся основных средств превышает 10 % суммы уставного капитала по последнему утвержденному балансу [5].
Правовое регулирование как одно из основных составляющих государственного регулирования деятельности естественных монополий направлено на создание определенных ограничивающих рамок деятельности монополистов. Базовой задачей регулирования является доведение тарифов монополий к экономически оправданному уровню издержек. Из таблицы 1, в которой показаны индексы цен на продукцию естественных монополий по отношению к предыдущему году, и таблицы 2, демонстрирующей динамику и процент прироста тарифов на услуги естественных монополий за 2005–2012 гг. по отношению к соответствующим периодам, заметна постоянная динамика цен.
Таблица 1
Индексы цен производителей промышленной продукции за 2005–2012 гг., %
Отрасль промышленности |
Период |
|||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
114,0 |
115,0 |
134,3 |
117,5 |
125,2 |
132,4 |
248,8 |
103,6 |
Примечание — на основании данных статистического сборника «Промышленность Республики Беларусь».
Таблица 2
Динамика индексов потребительских цен на услуги в Беларуси и их прирост за 2005–2012 гг., %
Отрасль промышленности |
Динамика индексов потребительских цен на услуги в Беларуси |
Прирост индексов потребительских цен на услуги в Беларуси |
||||||||||
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Услуги (всего) |
111,5 |
116,2 |
111,9 |
106,0 |
164,9 |
136,1 |
11,5 |
16,2 |
11,9 |
6,0 |
64,9 |
36,1 |
электроснабжение |
118,0 |
129,4 |
119,3 |
100,0 |
137,9 |
123,7 |
18,0 |
29,4 |
19,3 |
- |
37,9 |
23,7 |
газоснабжение |
118,0 |
190,9 |
102,8 |
100,0 |
188,1 |
- |
18,0 |
90,9 |
2,8 |
- |
88,1 |
- |
водоснабжение и канализация |
120,2 |
116,0 |
124,6 |
100,7 |
135,9 |
171,7 |
20,2 |
16,0 |
24,6 |
0,7 |
35,9 |
71,7 |
отопление |
89,4 |
100,1 |
121,3 |
107,8 |
124,4 |
115,3 |
-10,6 |
0,1 |
21,3 |
7,8 |
24,4 |
15,3 |
Примечание — на основании данных статистического сборника «Беларусь и Россия» и ежеквартального бюллетеня «Беларусь и страны СНГ».
Тот факт, что тарифы в Беларуси растут, доказывает, что рост тарифов вносит значительный вклад в инфляционные процессы и является их важнейшим компонентом. Быстрый и значительный рост цен электро-, газо-, водоснабжение и канализацию и отопление обуславливает необходимость изучения обоснованности затрат (к примеру, на заработную плату, инвестиционную деятельность, социальные выплаты и т. д.) и соответствия качества предлагаемых услуг и продукции установленному уровню цен.
Государством создаются органы, осуществляющие регулирование деятельности естественных монополий и отвечающие за обеспечение желаемого баланса интересов потребителей и производителей товаров и услуг. Таким органом в Республике Беларусь является республиканский орган государственного управления, на который в соответствии с законодательством возложены функции по обеспечению противодействия монополистической деятельности и развитию конкуренции. Вышеупомянутый законодательный орган формирует и ведет Государственный реестр субъектов естественных монополий; определяет методы регулирования применительно к конкретному субъекту естественной монополии; контролирует в пределах своей компетенции соблюдение законодательства; вносит предложения по совершенствованию законодательства в рамках своей компетенции и осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.
Законом Республики Беларусь «О естественных монополиях» также предусмотрено: если деятельность субъектов естественных монополий направлена на удовлетворение потребностей отдельного региона, то функции регулирования деятельности субъектов естественных монополий, могут быть делегированы в установленном законодательством порядке местным исполнительным и распорядительным органам [1].
В последнее время принимаются решения о значительном повышении внутренних цен на природный газ, электроэнергию, железнодорожные тарифы с одновременным формированием конкурентной среды [3], что отразилось на конкурентоспособности белорусских предприятий (также и предприятиях других стран) на внутреннем и внешнем рынках. Однако хорошо известно, что относительно низкие тарифы на энергоносители и грузовые перевозки, являются предпосылкой развития обрабатывающей промышленности.
Особенности формирования тарифов в Беларуси на электрическую и тепловую энергию от источников ГПО «Белэнерго» соответствуют существующей вертикально-интегрированной структуре управления электроэнергетической отраслью, когда субъектом хозяйствования осуществляется полный технологический цикл от производства энергии до ее сбыта потребителю. При такой организационной структуре управления электроэнергетической отраслью тарифы формируются и декларируются для конечных потребителей на полезноотпущенную энергию и включают затраты на производство, передачу, распределение и сбыт энергии [6].
Важно отметить, что имеющееся в стране перекрестное субсидирование искажает ценовые ориентиры для населения и ведет к неэффективному потреблению энергоресурсов. По сути, оно является скрытым налогом и влияет на конкурентоспособность отечественных предприятий.
Совершенствование тарифной политики в электроэнергетике предполагает поэтапное сокращение перекрестного субсидирования в тарифах с целью обеспечения рационального использования энергии. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.01.2013 № 52 предусмотрено применение для населения дифференцированных тарифов на электрическую энергию в зависимости от объемов электропотребления в месяц [4].
Изменения также затронули и сферы коммунальных услуг и услуг почтовой связи. Предполагается, что тарифы на услуги ЖКХ в Беларуси будут индексироваться ежеквартально: 1 марта, 1 июня, 1 сентября и 1 декабря, но не более чем на 5 долларов. Совету министров Беларуси поручено осуществлять регулирование тарифов на тепло, газ и электроэнергию. Кроме того, в последнее время в республике на 9,4 % выросли тарифы на оказываемые физическим и юридическим лицам услуги связи. К примеру, тариф на пересылку простых писем, почтовых карточек и бандеролей, чей вес составляет менее 20 граммов, повышается до 2 100 рублей (с учетом НДС), а для юридических лиц и ИП — до 1 750 рублей.
На современном этапе функционирования экономики, тарифная политика должна уходить от перекрестного субсидирования, что обеспечит в ближайшее будущее важную стратегическую задачу — снижение нагрузки на предприятия в расчетах за энергоносители. Оплата населением электроэнергии на уровне 100 % ее себестоимости позволит снизить тарифы для промышленности и это благоприятно скажется на экономике в целом, так как себестоимость производимой предприятиями продукции включает затраты на электроэнергию. Снижение себестоимости приведет к улучшению, как конкурентоспособности продукции, так и конкурентоспособности предприятия в целом.
Следует иметь в виду, что решение о постепенном повышении тарифов для населения принято с четким соблюдением принципов проводимой в стране социально ориентированной политики государства, что выражается в привязке роста платежей за жилищно-коммунальные услуги к темпам роста заработной платы и других доходов населения.
Таким образом, государственный контроль и регулирование деятельности естественных монополий должны быть направлены как в ближайшее будущее, так и в долгосрочной перспективе на доведение цен и тарифов к экономически обоснованному уровню; поддержание функционирования жизнеобеспечивающих инфраструктур; обеспечение надлежащего качества услуг; соответствие планов развития субъектов естественных монополий планам развития страны.
Литература:
1. Закон «О естественных монополиях» стран СНГ.
2. Метелкина К., Естественные монополии: регулирование, энергетические отрасли, зарубежный опыт / Метелкина К. // Экономика Финансы Управление. — ноябрь 2012.
3. Новиков В. Е., Дербенева Г. Ф. Государственное регулирование цен как инструмент экономической политики России / Новиков В. Е., Дербенева Г. Ф. // Научный эксперт ежемесячное сетевое научное издание, выпуск 10, 2013 г. с.5–14.
4. Постановление Совмина Республики Беларусь от 23 января 2013 г. № 52 «О некоторых вопросах снижения затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг и внесении дополнений и изменения в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 и от 4 февраля 2011 г. № 138».
5. Сальков Д. А., Особенности правового регулирования деятельности естественных монополий постсоветских государств / Сальков Д. А. // Механiзм регулювання економiкi. — 2011. C. 67–70.
6. Электронный ресурс: Тарифная политика Республики Беларусь.