Новое время вынуждено диктовать новый подход к образованию, ориентированный на успешность обучения. Самообучение, самоопределение, саморазвитие являются основой успешности обучающихся.
В связи с постоянным увеличением объёмов информации, которая должна быть усвоена учащимися, на первое место выходит не передача информации как таковой, а формирование навыков работы с разнообразными информационными потоками. Это важнейшая задача современного школьного образования. Для её эффективного решения в Федеральные образовательные стандарты второго поколения [16] было внесено требование формирования у учащихся системы универсальных учебных действий, отражающих умения приобретать и присваивать знания. Уверенное овладение универсальными учебными действиями — основа успешного обучения.
Сегодня проблематика эффективного и результативного формирования универсальных учебных действий у учащихся средней школы является очень важным направлением исследований не только в педагогике, но и в методике преподавания отдельных дисциплин, в том числе истории.
Проведённый нами анализ методической, психологической и педагогической научной литературы позволил определить существующие на сегодняшний день подходы к определению понятия универсальных учебных действий, условий их формирования у разных возрастных групп школьников
На всех этапах обучения учащиеся активно включаются в образовательный процесс, проявляя инициативу и совершая творческую работу. Таким образом, в современной системе школьного образования незаменимым становится обучение на основе дидактических игр.
Дидактические игры успешно помогают достичь поставленных в образовательных стандартах целей обучения [2]. Разнообразие форм и методов игрового обучения даёт возможность эффективного применения игры на уроках истории в любом классе и практически на любом материале.
Игра может стать эффективным средством формирования универсальных учебных действий лишь при условии её систематического применении в процессе обучения [12].
Формирование у учащихся устойчивых навыков применения на практике универсальных учебных действий является сложным и длительным процессом. Поэтому для более наглядного представления системы формирования УУД на уроках истории средствами игрового обучения имеет смысл представить данный процесс в виде трёх взаимосвязанных этапов: I этап — вовлечение учащихся в игровой процесс, формирование базовых навыков в рамках каждой из категорий УУД, игра как приём закрепления изученного материала и применения полученных знаний; II этап — игра как способ получения новых знаний, формирования УУД более высокого порядка игра как средство получения новых знаний; III этап-игра как средство совершенствования и диагностики сформированности умений. Рассмотрим содержание каждого этапа.
На первом этапе перед учителем стоит задача формирования элементарных навыков, лежащих в основе УУД. К подобным навыкам, в первую очередь относятся умения извлекать информацию из разных видов источников, преобразовывать её в новую форму, ставить задачи по организации своей учебной деятельности на ближайший период (часть урока/весь урок), грамотно строить устную и письменную речь с учётом специфики предмета. Ведущая роль на первом этапе отводится играм-предположениям, что связано с несколькими факторами. Во-первых, данный тип игр достаточно прост в организационном плане и вместе с тем позволяет решать самые разнообразные дидактические задания. Минимальные изменения в условиях игры позволяют перенести акцент с одного вида УУД на другой. Так, в классической дидактической игре «Кто помнит…?» при требовании не просто назвать события, связанные с тем или иным городом, но дать им краткую характеристику, мы активизируем умственную активность учащихся и формируем навык краткого и чёткого изложения своих мыслей. Вместе с тем, при организации игры в форме командного соревнования и внесением в неё условия вспомнить как можно больше событий, связанных с тем или иным городом в определённый период, при этом ни повторяя события, названные коллегами по команде/другой командой, мы переносим акцент на навык активного слушания, который является основой формирования всех коммуникативных УУД.
Во-вторых, простые и понятные правила игр-предложений и высокая динамика игрового процесса способствуют активизации познавательного интереса учащихся, что способствует более эффективному формированию УУД. Наглядность результатов подобных игр способствует созданию ситуации успеха на уроке, что способствует повышению мотивации учащихся на изучение истории [4]. Кроме того, школьники лучше усваивают правила поведения в классе во время игры, что является немаловажным условием для применения технологий игрового обучения в дальнейшем.
Для реализации задач первого этапа на уроках истории можно рекомендовать использовать следующие дидактические игры:
«Кто помнит…?» — для формирования познавательных и коммуникативных УУД; «Что здесь произошло?» — познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД; «Ветер и рукописи», «Испорченный текст» — познавательные УУД; Кроссворды, чайнворды, датворды — познавательные, регулятивные и коммуникативные (при командном решении задания) УУД;
Это лишь небольшая часть дидактических игр, применение которых возможно на уроках истории на первом этапе. Учитель самостоятельно может конструировать дидактические игры подобного типа. Применение современных информационно-коммуникативных и интернет-технологий способствует повышению эффективности дидактических игр подобного типа.
Главная цель второго этапа — комплексное развитие УУД. На данном этапе постепенно вводятся все более сложные виды дидактических игр. Особую роль на втором этапе играют командные и ролевые игры. Вместе с тем не следует отказываться и от более простых игр-предложений.
Наибольшую эффективность игровые задания показывают при формировании коммуникативных и регулятивных УУД [3]. Это связано с самой природой игры. Необходимость выполнения заданий по определённому алгоритму в сочетании с тесным взаимодействием с другими участниками игрового процесса обеспечиваю наиболее эффективное формирование данных видов универсальных учебных действий. Наиболее эффективными в этом отношении являются ролевые игры, находящие наибольшее применение на уроках истории по сравнению с деловыми. Это обусловлено спецификой содержания учебного материала данной дисциплины. Предваряет проведение ролевых игр освоение учащимися игр-бесед. Наиболее популярные из игр такого рода — «Задай вопрос» и «Тонкие и толстые вопросы», а так же классический приём драматизации, широко применяющийся на уроках истории. Данные игры готовят учащихся к ролевым играм, требующим большей самостоятельности учащихся и большой предварительной подготовки.
Ролевые игры способствуют эффективному развитию все видов УУД, но требуют от учащихся высокого уровня первоначальных навыков. Особое внимание при подготовке ролевой игры следует обратить внимание на уровень сформированности у школьников регулятивных УУД. Это связано с тем, что для успешного проведения ролевой игры требуется обширная самостоятельная подготовка учащихся, проработка ролей, планирование своей деятельности по сбору информации и организации игрового процесса. В данном случае, роль учителя сводится к позиции консультанта — организатора. Он не вмешивается в игровой процесс, а лишь помогает подготовить игру и следит за соблюдение правил. Самой популярной ролевой игрой по истории следует признать «Исторический суд». Данная игра пользуется неизменной популярностью не только у учителей, но и учащихся. Данная игра способствует развитию познавательных и регулятивных УУД — на этапе подготовки, а так же коммуникативных навыков — непосредственно в процессе игры.
Сложность подготовки роевых и деловых игр, высокие требования, предъявляемые ими к подготовке учащихся, не дают возможности широко применять данные виды игр на уроках истории в среднем звене. Именно поэтому большой популярностью пользуются игры-викторины. Дидактически данный вид игр имеет очень большой потенциал в плане формирования УУД. Возможность использования в викторинах разнотипных заданий создаёт предпосылки для формирования как познавательных, так и коммуникативных УУД. Включение в игру заданий предполагающих выход за пределы материалов учебника способствует активизации познавательного интереса учащихся, вызывает необходимость самостоятельно углублять знания по предмету, что в свою очередь способствует совершенствованию регулятивных УУД. Большое разнообразие форм проведения игр-викторин даёт возможность решать самые разные дидактические задачи. Наиболее популярными играми такого рода являются дидактические игры «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Своя игра», разного рода «Вертолины» и родственные им игры со случайным выбором вопроса [9].
Нельзя не упомянуть набирающие популярность в последнее время игры-квесты, сочетающие в себе преимущества ролевой игры и викторины. Дидактический потенциал данного вида игр очень велик, но возможности их применения на уроках требует дальнейшего изучения.
Наибольшее значение игры-квесты, ролевые и деловые игры приобретают на третьем этапе, где перед учителем стоит задача поддержания сформированных у учащихся УУД в актуальном состоянии и их дальнейшее совершенствование. На этом этапе целесообразно применять сложные игры, требующие комплексного применения полученных знаний и навыков. Так же, на третьем этапе учащимся может быть предложено, самостоятельно, разработать и провести игру. Это способствует дальнейшему развитию УУД и повышению мотивации к самостоятельному изучению истории. Такая работа может быть реализована как в рамках проектной деятельности учащихся по предмету, так и во внеурочной работе в форме КТД.
Предложенная система может стать базой для разработки учителями-предметниками собственных рабочих программ по истории для средней школы, с учётом не только требований ФГОС, но и специфики технологии игрового обучения.
Литература:
1. Акуленко, В.Л., Методические рекомендации по формированию компетенции учителя [Текст] / В.Л., Акуленко, Л. Л. Босова. — М. — 2006.-
2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст]/ Н. П. Аникеева. — М: 1987.- 144 с.
3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли [Текст] / Под ред. А. Г. Асмолова. — М: Просвещение, 2013.- 152 с.
4. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие [Текст] / М. Г. Ермолаева. — 2-е изд., доп. — СПб.: СПб АППО, 2005. — 112 с.
5. Игры — обучение, тренинг, досуг... [В 7 кн]. Кн. 5: Педагогические игры [Текст] / ред. В. В. Петрусинский. — М.: [б. и.], 1994. — 136 с.
6. Кайюа, Р. Что такое игра [Текст] / Р. Кайюа// Курьер «ЮНЕСКО». — М: 1980. — № 2. — С. 67
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 152 с.
8. Ковалева, Г. С. Планируемые результаты общего образования [Текст] / Г. С. Ковалева, О. Б. Логинова. — М:, 2009. — 128 с.
9. Кривко-Апинян Т. А. Мир игры. Проблемы культуры [Текст]/ Т.А Кривко-Апинян. — СПб: Эйдос 1992г. — 160с.
10. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст]/ О. Е. Лебедев// Школьные технологии. — 2004. — № 3. -12 с.
11. Муравьева, Г. Е. Проектирование технологий обучения [Текст] / Г. Е. Муравьева. — Иваново: 2001. -124 с.
12. Пидкасистый, П.И., Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. [Текст] / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. — М: Рос. пед. агентство. 1996. — 269 с.
13. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [Текст]/ Г. К. Селевко. — М: Народное образование, 1998. — 256 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст]. — М. 2014.- 64 с.
15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 120 с.
16. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Стандарты 2-го поколения. — М. — 2009. — 79 с.