Главным условием устойчивого и комплексного развития Поволжского экономического района является значительный экономический и научно-технический потенциал.
Поволжье, Поволжский район (регион) — географическая область в бассейне реки Волга, подразделяется на Верхнее (до Казани), Среднее (Казань — Саратов) и Нижнее (ниже Саратова) Поволжье. В административном плане Российской Федерации Поволжье принадлежит Приволжскому федеральному округу, со столицей в Нижнем Новгороде.
Площадь Поволжского региона — 536,4 тыс. кв. км, население составляет 16 млн. 787 тыс. чел. Средняя плотность населения — 31 чел. на 1 км², особенно плотно заселены Самарская область, Татарстан, Саратовская область.
В национальной структуре сегодня почти повсеместно (кроме Калмыкии и Татарии) преобладают русские. Также значительна доля компактно проживающих татар (16 %), чувашей и мордвы (2 и 3 % соответственно).
Уровень урбанизации Поволжья составляет около 73 %, причем население сконцентрировано в основном в столицах национальных республик и в крупных промышленных городах. Регион обладает значительными трудовыми ресурсами. Население его растет, причем в основном вследствие значительного притока мигрантов.
На современном этапе экономического развития народнохозяйственный комплекс Поволжья имеет сложную структуру. Несмотря на то, что в ней превалирует промышленность, сельское хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства района. В совокупной валовой продукции на долю промышленности приходится 70–73 %, сельского хозяйства — 20–22 % и на остальные отрасли народного хозяйства — 5–10 % [1].
Материальной основой их развития служат прежде всего минерально- сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, сельскохозяйственное сырье, рыбные богатства Каспия и Волги. Вместе с тем в сырьевом балансе района принадлежит ввозимым металлам и материалам лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Основными направлениями развития народного хозяйства Поволжского экономического района являются:
- преодоление экономического кризиса, приведшего к резкому сокращению производства, повышению уровня безработицы, к взаимным неплатежам, нарушению внутрирайонных и межрайонных связей, к снижению уровня жизни населения;
- расширение топливной базы, поиск новых месторождений нефти и газа, внедрение современных методов разработки месторождений, увеличение объемов добычи нефти и газа для обеспечения сырьем нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств в районе;
- в машиностроительном комплексе — проведение серьезной реконструкции, модернизации предприятий, усиление внутриотраслевых связей по кооперации;
- в агропромышленном комплексе — повышение уровня энерго- и фондовооруженности сельского хозяйства, рациональное использование земельных угодий, обеспечение сельского хозяйства необходимой техникой и минеральными удобрениями по доступным ценам, поддержание ирригационных систем в рабочем состоянии и рациональное использование орошаемых земель, создание прочной кормовой базы для животноводства, восстановление поголовья скота до уровня 1990 г., повышение его продуктивности;
- приведение земельной реформы в действие, реструктуризация крупных сельскохозяйственных предприятий с учетом условий каждого региона, создание условий для успешного развития фермерских хозяйств;
- создание сети мелких перерабатывающих сельскохозяйственное сырье предприятий в местах производства сельскохозяйственной продукции, а в городах и промышленных центрах — крупных перерабатывающих предприятий для более глубокой переработки сельскохозяйственной продукции;
- решение социальных проблем и повышение уровня жизни населения на основе достижения утраченных позиций и дальнейшего развития отраслей материального производства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и др.).
В настоящее время в Самарской области Самарской области реализуются следующие инвестиционные проекты:
2. Организация производства высокотехнологических видов химической продукции (ОАО «КуйбышевАзот»);
3. Создание технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» в Тольятти;
4. ОАО «Тольяттинский промышленно-технологический парк» (ОАО «ТПТП»);
5. Развитие технопарка в Самаре;
9. Свиноводческий комплекс на 12 тыс. тонн свинины в год в Красноармейском районе;
11. Строительство жилого микрорайона «Крутые ключи» в Самаре;
12. Строительство жилого массива «Березовка»;
13. Строительство жилого района «Волгарь» в Куйбышевском районе Самары;
14. Строительство ледового дворца спорта «Лада-Арена» в Тольятти;
15. Строительство транспортной развязки на пересечении Обводной автодороги и Южного шоссе в г. Тольятти;
16. Строительство мостового перехода «Кировский» через реку Самару; «САМАРА-ЦЕНТР» [2]
В условиях кризиса одним из важных аспектов управления персоналом является не только сохранение структуры и численного состава персонала, но и создание программ повышения качества трудовой жизни в раках социальной политики и программ предприятий. В условиях, когда нижняя точка кризиса пройдена, на рынке пруда ситуация остается все также напряженной. Для тех, кто попал под сокращение, зачастую единственной возможность найти работу является переквалификация с последующим трудоустройством на предприятия сферы услуг либо организация собственного дела в данной сфере. [3, С. 127]
В новых условиях ФГБОУ ВПО «ПВГУС» использует в своей деятельности в сфере образования программы повышения квалификации и переквалификации, которые проводятся в тесной связи со службой занятости города. Грядущее массовое высвобождение персонала с ОАО «АвтоВАЗ» могло поставить на рынок труда высококвалифицированных сотрудников, в том числе и имеющих опыт руководящей работы. Поэтому, были разработаны и успешно внедрены программы переквалификации помогающие организовать собственное дело. К тому же и город выделяет для этого средства (30 тыс. руб. на реализацию предпринимательского проекта) и область (300 тыс. руб. на конкурсной основе в виде гранта). Первое вручение денежных средств состоялось в октябре 2009 года. [4, С. 130]
Наличие в проблемной ситуации в экономике требует незамедлительного участия в её решении вузовских научных кадров. Сегодня студенты, начиная с 3-го курса, всё активнее совмещают учебу с работой. Поэтому при организации образовательного процесса следует использовать инновационные методы обучения, чтобы направить их процесс мышления на усмотрение проблемы и постановка вопроса, вскрытие принципа и нахождение решения - логических характеристик следующих друг за другом звеньев познавательной задачи, связанных одной общей целью деятельности.
При работе по решению проблем в учебном процессе можно выделить следующие этапы:
1) столкновение учащихся с теоретической и практической трудностью;
2) оформление основного вопроса;
3) поиски решения, в случае необходимости, расчленяемые вспомогательными вопросами на более мелкие этапы;
4) формулировка и закрепление полученного ответа;
5) применение его в ряде упражнений. [6, С. 31]
В настоящее время проблемное обучение оформилось в педагогическую технологию [5]. Цель технологии проблемного обучения: создание условий для развития у учащихся критического мышления, накопления опыта учебно-исследовательской деятельности, способности творчески осваивать новый опыт, способствовать поиску и определению учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений.
Метод проектов как педагогический метод рассматривает проект в учебном процессе как специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Литература:
1. Инвестиционные проекты 2010 // Инвестиции. Специальный выпуск. Самарская область. — 2011. — С. 109–126.
3. Ерохина Л. И., Кукина С. Д. Подготовка персонала для предприятий сервиса региона как составная часть антикризисных мероприятий // Школа университетской науки: парадигма развития. -2010. — № 1. С. 127–131
4. Кукина С. Д. Организационно-экономический аспект использования персонала на предприятиях сферы сервиса / Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия Экономика. — 2010. — № 2 (10). — С. 114–120.
5. Грудзинская Е. Ю., Марико В. В. Активные методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». — Нижний Новгород, 2007, 182 с
6. Кукина С. Д. Активизация сферы образования как результат развития инвестиционной деятельности в Самарской области / Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия Экономика. — 2012. — № 24. — С. 29–34.