На сегодняшний день туризм в Узбекистане развивается бурными темпами. Гости и туристы, приезжающие в Узбекистан, в частности в Бухару, очень интересуются изделиями фольклорного рынка.
С целью определения стран, из которых наиболее часто приезжают туристы и выяснения наиболее предпочтительных видов товаров фольклорного рынка нами был проведён анкетный опрос мнения туристов, приезжающих в Бухару. Опрос туристов носил очный характер и проходил в два тура. Туристам предлагалось проранжировать факторы, присвоив наиболее значимому ранг 1, следующему по значимости ранг 2, т.д.
Таблица 1
Группировка туристов в зависимости от возраста и страны
№ |
Название страны |
Возраст, лет |
Всего |
|||||
20–30 |
30–40 |
40–50 |
50–60 |
60–70 |
Чел. |
% |
||
1 |
Франция |
3 |
2 |
4 |
4 |
4 |
17 |
17 |
2 |
Италия |
2 |
3 |
5 |
4 |
5 |
19 |
19 |
3 |
Германия |
2 |
4 |
4 |
5 |
4 |
19 |
19 |
4 |
Англия |
1 |
2 |
4 |
5 |
4 |
16 |
16 |
5 |
Япония |
1 |
4 |
5 |
4 |
4 |
18 |
18 |
6 |
Швеция |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
6 |
6 |
7 |
Другие страны |
- |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
5 |
Всего |
10 |
17 |
24 |
26 |
23 |
100 |
100 |
Рис. 1. Число туристов, приезжающих в Бухару из различных стран
В результате обработки результатов опроса методом априорного ранжирования факторов, было выяснено, что наибольшее число приезжающих в Бухару составляют туристы с Японии, Англии, Италии, Франции, Германии, США, Швеции (рис.1).
Вторая часть исследования заключалась в выяснении предпочтительных видов товаров фольклорного рынка. После обработки априорной информации с применением программы Ranger были получены суммы рангов по каждому виду изделий фольклорного рынка. Общая средняя степень согласованности ответов по всей совокупности признаков оценивалась с помощью коэффициента конкордацииW:
, (1)
S-сумма квадратов отклонений;
(2)
ti- число связанных рангов в каждом ряду матрицы;
n- число опрашиваемых в группе;
m- число оцениваемых факторов.
Значимость коэффициента конкордации проверялось с помощью значения критерия Пирсона f2. Коэффициент конкордации и значения критерия Пирсона приведены в таблице 2.
В рассматриваемом случае с вероятностью 0,95 можно утверждать,что согласованность во мнениии опрошенных о ранжировании признаков не является случайной.
Таблица 2
Коэффициент конкордации и значения критерия Пирсона
№ |
Виды товаров фольклорного рынка |
W |
Расчётное значение f2 |
Табличное значение f2 |
1 |
Золотошвейные изделия |
0,80 |
641,8 |
15,51 |
2 |
Миниатюры |
0,70 |
563,3 |
15,51 |
3 |
Сюзане |
0,85 |
663,9 |
15,51 |
4 |
Тюбетейки |
0,97 |
779,7 |
15,51 |
5 |
Сувениры из керамики |
0,67 |
541,2 |
15,51 |
6 |
Текстильные сумки с национальной вышивкой |
0,80 |
632,6 |
15,51 |
7 |
Одежда с национальным орнаментом |
0,89 |
678,7 |
15,51 |
8 |
Шарфы с национальным орнаментом |
0,80 |
632,6 |
15,51 |
В результате проведенного анкетного опроса было установлено (рис.2), что наиболее широким спросом пользуются у туристов такие товары фольклорного рынка, как сюзане с ручной вышивкой, пиджаки и суртюки с ручной вышивкой, золотошвейные изделия, тюбетейки, шарфы, одежда и сумки с национальным орнаментом. Кроме этого, за годы независимости по мере возрастания национальных ценностей спрос на золотошвейные изделия и изделия с ручной вышивкой, возрос и на внутреннем рынке. Поэтому, большую часть товаров фольклорного рынка составляют золотошвейные изделия и изделия с ручной вышивкой.
а) б)
в) г)
д) е)
ж) з)
Рис. 2. Предметы фольклорного рынка, пользующиеся наибольшим спросом среди туристов (а) национальные музыкальные инструменты; б) национальные сюзане; в) национальные сумки; г) одежда из национальных тканей; д) миниатюра; е) покрывала и скатерти с национальной ручной вышивкой; ж) золотошвейные изделия, з) шарфы и ткани с национальным орнаментом.
Рис. 3. Гистограмма распределения признаков
Из приведённой выше гистограммы видно, что наиболее широким спросом у туристов пользуются сюзане с ручной вышивкой, пиджаки и суртюки с ручной вышивкой, золотошвейные изделия, тюбетейки, шарфы и сумки ручной работы с национальным орнаментом, современная одежда, украшенная национальным орнаментом. С целью удовлетворения потребительского спроса на эти виды изделий фольклорного рынка, нами разработаны рекомендации по расширению их ассортимента и улучшению качества.
Литература:
1. Очерки об истории Бухары. Taшкент, 1999, с.12–15.
2. Н.Садыкова. Национальная одежда узбеков Хорезма XIX-XX вв. Taшкент, 2007, с. 24–25.
3. С.Абдуллаев. Одежда узбеков. Taшкент, 2006, с.72–85.
4. Н.Садыкова. Национальная одежда узбеков Бухары и Самарканда XIX-XX вв. Taшкент, 2006, с.32–35.
5. П. Гончарова. Золотошвейное искусство Бухары. Taшкент, 1996, с.94–68.
6. Г. Хасанбаева, В.Чурсина. История костюма. Taшкент, 2005, с.515–245.
7. A.Тихомиров. Теория планирования эксперимента. Moсква, 1985, с.154–178.