Автор излагает широкую концепцию понимания государственного устройства Российской Федерации, в которой раскрываются сущность, содержание и форма этого феномена.
Сущность образуют: ядро структурной организации государства в виде трёх статусных форм отношений гражданства; конституционные модусы государства, а также основные принципы и научно-теоретические основы организации государственного устройства.
Содержание составляют гражданство, политический режим, форма правления, правовая система, государственный суверенитет, компетенция государства, органы государства и государственная территория.
Форма имеет три вида. Это федерация, унитарное государство и автономия.
Такой подход к исследованию этого института позволяет сформировать всестороннее и комплексное представление о государственном устройстве как сложноорганизованной системе.
Ключевые слова: система, структура, устройство, государственная власть, гражданство, сущность, содержание, форма.
The author sets forth the broad concept of understanding the state structure of the Russian Federation which reveals the essence, content, and form of this phenomenon.
The essence is made up of: the nucleus of the structural organization of the state in terms of three status forms of citizenship relations; constitutional moduses of the state, and basic principles and theoretical basis of the organization of the state structure.
The content contains citizenship, political regime, form of government, legal system, state sovereignty, jurisdiction of a state, state organs and state territory.
The form has three kinds. These are federation, unitary state, and autonomy.
This approach to the research of this institution makes it possible to form comprehensive and integrated conception about state structure as a system with complex organization.
Key-words: system, structure, state authority, citizenship, essence, content, form.
История развития научных представлений о государственном устройстве показывает, что в нашей стране по этому вопросу продолжительное время основной считалась теория, согласно которой государственное устройство представляет собой территориальную организацию государства, образующую пространственную основу создания и функционирования органов официальной публичной власти [2,с.339]. Однако, за последние двадцать лет в процессе реализации Конституции РФ 1993 года появились отличающиеся принципиальной новизной теоретические исследования, авторы которых стали включать в содержание государственного устройства не только отдельные элементы внутренней и внешней территориальной организации государства, но и проблемы использования автономии как формы государственного устройства, вопросы компетенции Российской Федерации и её субъектов, конституционные основы национальной политики и другие компоненты [1,с.23–24].
Новейшие теоретические разработки и исследования показывают, что государственное устройство Российской Федерации представляет собой сложноорганизованную систему, состоящую из взаимодействующих составных частей одного целостного явления, реальное существование которого проявляется через сущность, содержание и форму. При этом системообразующим фактором, формирующим системное понимание государственного устройства является государственная власть, а также формы и способы её осуществления, а основой мыслительного зерна, развитие которого обеспечивает получение нового синергетического эффекта, выступает феномен гражданства.
Сущность государственного устройства составляют: ядро структурной организации государства, его конституционные модусы, а также основные принципы и научно-теоретические основы организации государственного устройства.
На примере Российской Федерации представление о ядре структурной организации государственного устройства можно конкретизировать через образ трёхуровневой пирамиды. В составе этой пирамиды низовое звено, образующее фундамент этой системы, составляют граждане Российской Федерации. Средний слой или срединное звено этой «триады» структурных элементов образуют сформированные исключительно из российских граждан органы Российского государства. А вершит эту пирамиду структурной организации государственного устройства — глава государства Президент Российской Федерации, который возглавляет и объединяет всю систему. Занимать этот пост и выполнять функции главы государства в соответствии с частью 2 статьи 81 Конституции РФ вправе только гражданин Российской Федерации. Государственное устройство и само государство при этом воспринимаются гражданами как продолжение их собственного политического бытия. Гражданин вправе сказать, что «государство — это мы» или даже: «государство это — я».
Использование феномена «отношения гражданства» в качестве первичного и определяющего структурообразующего элемента в организации государства (государственного устройства в полном смысле) целесообразно и надёжно в том смысле, что признание граждан соответствующего государства изначальным и исходным элементом в образовании государственного устройства позволяет «одухотворить» представление об устройстве государства, наполнить его живым содержанием и органично связать с реально существующей системой публично-властных отношений на основе общепризнанной аксиомы: «нет граждан, нет и государства»; ведь государство учреждается гражданами, состоит из граждан и призвано служить своим гражданам.
Научное представление о сущности государства дают также его общесоциальные состояния закреплённые в нормах конституционного права, то есть конституционные модусы. Закреплённые в Конституции РФ 1993 года конституционные модусы указывают на то, что Российская Федерация — это государство: а/ цивилизованное (Преамбула Конституции РФ); б/ конституционное (часть 2 статьи 15 Конституции РФ), в/ демократическое (часть 1 статьи 1 Конституции РФ), г/ суверенное (статья 4 Конституции РФ), д/ правовое (часть 1 статьи 1 Конституции РФ), е/ социальное (статья 7 Конституции РФ), ж/ федеративное (статьи 1, 5, 65 и другие статьи Конституции РФ), з/ республиканское (часть 1 статьи 1 Конституции РФ), и/ светское (статья 14 Конституции РФ), к/ толерантное (статьи 13, 17, 18, 19 и другие статьи Конституции РФ).
Существенное значение для понимания правовой природы государственного устройства имеют закреплённые в тексте Основного Закона его принципы, в числе которых Конституция РФ 1993 года называет следующие: 1.Свободное национальное развитие и равноправие народов-этносов (ч. 3 ст.5; ст.26; ч.3 ст. 68; ст. 69 и др.); 2. Защита прав человека и гражданина независимо от расовой и национальной принадлежности (ст. 2; ч.5 ст.13; ст.19; ст.29 и др.); 3. Государственная защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, как особой группы национальных меньшинств (ст.69; п. «в» ст.71; п. «б» и п. «м» ч.1 ст. 72; ФЗ от 30 апреля 1999 г.); 4. Учёт национального фактора в системе органов публичной, в том числе государственной власти (ч.1 ст.3; ст.66; ч.2 ст.68; ч.2 ст.95 и др.); 5. Организация государственного устройства России на началах сочетания федерализма, унитаризма и автономии (ст.1; ч.2 и ч.3 ст.4; ст.5; глава третья и др.); 6. Признание права народов на самоопределение (ч.3 ст.5; ч.2 и ч.3 ст.11; Ст.66; ч.3 ст.67; ч.2 и ч.3 ст.68; ст. 73; ч.4 и ч.6 ст.76; ст.77 и др.).
Органической составной частью сущности государственного устройства Российской Федерации являются научно-теоретические основы организации государственного устройства, выработанные практикой государственного строительства. Важнейшими из них являются следующие.
1) Идея демократичности, в соответствии с которойгосударственное устройство формируется в интересах всего народа и всех граждан, а при территориальных преобразованиях учитывается волеизъявление населения соответствующей территории.
2) Идея цивилизованности. На её основе государственное устройство строится в соответствии с научными принципами управления, предполагает разрешение конфликтных ситуаций ненасильственными средствами.
3) Идея гуманности, предполагающая в качествеважнейшей цели организации государственного устройства повышение качества жизни граждан, создание условий для всестороннего развития личности.
4) Идея толерантностивсфере национально-государственного устройства РФ находит своё выражение в том, что российский законодатель проводит политику культурного плюрализма, то есть уважения и приятия всего многообразия культур разных народов — этносов населяющих нашу страну; что обеспечивает взаимопонимание и терпимость в идеологической, национальной, религиозной и языковой сферах жизни.
5) Идея субсидиарности, каксоблюдение принципа «лучшего уровня» или «лучшего звена» в государственном управлении при решении вопросов совершенствования государственной, в том числе территориальной организации, когда управленческие задачи решаются на том уровне, где для этого есть наиболее благоприятные условия.
6) Идея универсальности, то есть всесторонний учёт оптимального множества факторов при решении задач государственного устройства, максимальное использование всех имеющихся возможностей, опора на предшествующий как положительный, так и отрицательный опыт.
7) Идея концептуальности, означающаяиспользование при формировании государственного устройства новых подходов к решению управленческих задач с целью получения эффективного результата; наличие сквозной руководящей идеи сопровождающей достижение цели от замысла до воплощения его в жизнь; целостность, завершённость и системность содержания в разработке нового подхода.
8) Идея консенсуальности, обеспечивающая принятие решения на основе консенсуса («общего согласия»), когда либо все участники управленческого процесса голосуют «за», либо нет голосующих «против». При этом воздержавшиеся от голосования рассматриваются как согласные с решением. Использование такого способа принятия решений при совершенствовании государственного устройства является надёжной гарантией последовательного и добровольного исполнения принятых решений.
Содержание государственного устройства проявляется во взаимодействии многообразных составных элементов, которые отражают своеобразие и специфику этого феномена. Наиболее значительными его составными частями являются следующие:
Во-первых, гражданство, которому в содержании государственного устройства принадлежит роль ключевого компонента. Исключительные свойства гражданства и его универсальное воздействие на все стороны общественно-политической жизни объясняются тем, что это такая связь человека с государством в целом, которая является основной, политико-правовой, взаимной (двусторонней), личной (персонифицированной), обеспечивающей личности все основные права и обязанности, общерегулятивной (на её основе возникают многочисленные другие правоотношения), экстерриториальной, легальной (юридически оформленной), непрерывной (не может быть приостановлена), устойчивой (пожизненной), волевой (возникает, изменяется и прекращается по доброй воле лица) и соответствующей нормам естественного и международного права.
Гражданство по своей сущности есть явление политическое, так как только обладающая на основе гражданства всеми основными (конституционными) правами, свободами и обязанностями личность может активно участвовать в политической, в том числе государственно-правовой жизни общества.
Во-вторых, политический режим. Конституция России 93 года, уделяет закреплению системы демократического политического режима исключительно большое внимание. В отличие от ранее действовавших конституций она признала человека высшей ценностью общества и закрепила его естественные права, как необходимое и обязательное условие свободы личности; объявила свободные выборы и референдум как основные формы высшего непосредственного выражения власти народа и как гарантию легитимной публичной власти; установила принцип политического, идеологического, этнического и религиозного плюрализма; ввела систему разделения властей; объявила и регламентировала самостоятельное местное самоуправление; гарантировала права меньшинств.
Действующая Российская Конституция содержит материальные, организационные и юридические гарантии, которые обеспечивают реальное функционирование демократического политического режима. Статьи 45–56 Основного Закона РФ полностью посвящены юридическим гарантиям основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
В-третьих, форма правления. Конституция РФ 1993 года в статье 1 устанавливает положение о том, что Российская Федерация имеет республиканскую форму правления. Эта юридическая формула имеет истинно историческое значение, так как она завершает продолжавшийся на протяжении чуть ли не всего двадцатого столетия спор о легитимности формы правления в России. Выраженная на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года по этому вопросу воля народа не вызывает теперь в этом отношении никаких сомнений. К тому же установленный в Конституции РФ институт выборности главы государства в России был подтверждён на свободных президентских выборах, которые уже проводились 6 раз.
Однако остаётся дискуссионным вопрос о том, какой вид республиканской формы правления сформировался в ходе реализации Основного Закона 93 года — президентская или полупрезидентская республика? На наш взгляд, имеется больше оснований считать, что в Российской Федерации в настоящее время сложилась полупрезидентская республиканская форма правления с более широкими полномочиями президента. Это тем более верно, если главным критерием разграничения формы правления на виды считать не порядок формирования и модель ответственности правительства, а объём и масштаб полномочий главы государства.
В-четвёртых, правовая система. Согласно академической науки правовая система есть продукт деятельности государства. Соответственно правовая система объективно является необходимым компонентом устроения государства. Естественно, что между ними существует прямо пропорциональная функциональная взаимозависимость.
В Российской Федерации правовая система представляет собой «систему систем», в составе которой функционируют более простые правовые системы.
Первая правовая система — это действующие на территории Российской Федерации международно-правовые нормы. Структура этой правовой системы неоднородна, по крайней мере, в ее содержании целесообразно выделить 3 группы нормативных актов: а) правовые акты универсальных международных организаций; б) нормативные правовые акты в форме договоров и соглашений Российского государства с другими суверенными государствами, в том числе с государствами, входящими в состав СНГ; в) нормативные правовые акты в форме договоров и соглашений субъектов Российской Федерации с иностранными государствами и субъектами зарубежных федераций.
Вторая правовая система — это нормативные акты Содружества Независимых Государств. Содержащиеся в них правовые нормы формируют собственное право СНГ, которое может быть использовано в геополитическом ареале Содружества, в том числе на территории России. Примером может служить Устав СНГ. Конфедеративное право Содружества, несмотря на рекомендательный характер его норм, имеет существенное значение для правовой организации социальной и экономической жизни государств-участников СНГ не только в целях координации усилий внутри самого Содружества, но и способно оказывать влияние на развитие событий более широкого международного масштаба.
Третья правовая система — это действующие на территории Российской Федерации законы и другие законодательные акты Союза ССР по вопросам, не урегулированным российским законодательством, не противоречащие Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и Соглашению между Республикой Беларусью, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной о создании СНГ, подписанному в г. Минске 8 декабря 1991 г. Порядок действия норм бывшего Союза ССР на территории Российской Федерации определен ст. 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств».
Четвертая — национальная или внутригосударственная, т. е. собственно российская правовая система, которая имеет достаточно сложное содержание. Ядро данной правовой системы составляют Конституция Российской Федерации и законы, принимаемые российским парламентом или общенародным Всероссийским референдумом. Наряду с этим в эту правовую систему входят следующие подсистемы: а) нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, в частности указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, акты федеральных министерств и ведомств; б) конституции, уставы и региональные законы субъектов Российской Федерации; в) правовые нормы, содержащиеся в договорах субъектов Российской Федерации с федеральным центром и в соглашениях, которые субъекты федерации заключают друг с другом, т. е. нормы внутригосударственного договорного права; г) нормативные акты, принимаемые на местных референдумах и органами местного самоуправления.
Пятую правовую систему составляет имеющее юридическую силу на территории Российской Федерации право иностранных государств. Действующее в России законодательство допускает возможность применения на территории нашего государства правовых норм других суверенных государств.
Шестая правовая система складывается из правовых норм, которые содержатся в решениях, принимаемых на основе аналогии права. Рассматривая эту систему нормативно-правового регулирования общественных отношений, прежде всего, необходимо указать, что в уголовном судопроизводстве РФ аналогия права не применяется в принципе. Вместе с тем она применяется в сфере гражданско-правовых отношений в случаях, предусмотренных законом. В частности она предусматривается частью 2 ст. 6 действующего Гражданского кодекса Российской Федерации (Часть первая).
Проблематичным представляется вопрос о наличии в общероссийской правовой макросистеме самостоятельной системы прецедентного права. Однако в настоящее время, на наш взгляд, применение в судебной практике для решения конкретных юридических дел обязательных постановлений и правовых позиций Конституционного Суда РФ следует понимать как акт использования прецедента.
В-пятых, государственный суверенитет. Россия в соответствии с федеральной Конституцией обладает государственным суверенитетом, что означает, что многонациональный народ РФ свободно и самостоятельно осуществляет принадлежащую ему единую и верховную власть, а государство реализует эту власть в присущих ему формах в сфере политической жизни.
Чтобы сформировать полноценное представление о государственном суверенитете необходимо выделить и рассмотреть его семантическое, теоретическое, фактическое, юридическое и процессуальное содержание.
Семантическое содержание объясняет происхождение самого термина «суверенитет», который в переводе с немецкого и французского языков означает верховенство и независимость государственной власти.
Теоретическое содержание государственного суверенитета трёхмерно. Во-первых, это доминирующая идея современного прогрессивного политического и правового мировоззрения в сфере представлений об организации публичной государственной власти, которая отражается в философских учениях, политических теориях, взглядах политиков и ученых. Во-вторых, это конституционный принцип демократического общественно-политического развития, утверждающий доминирующее положение государства в политической системе и предполагающий определяющее значение роли государства для формирования и развития всех политико-правовых институтов. В-третьих, это важнейший политико-правовой институт конституционного права, нормы которого содержатся в действующей Конституции РФ и других правовых актах, имеющих конституционное значение.
Фактическое содержание государственного суверенитета есть система таких свойств государственной власти, как её единство, верховенство, самостоятельность, неотчуждаемость и самостоятельность.
Юридическое содержание государственного суверенитета объективировано через суверенные права государства. Это право на наименование, право иметь свою конституцию и собственное законодательство, право устанавливать гражданство, право на установление и изменение конституционных и законодательных основ деятельности государства и общественных структур; право на учреждение собственной системы органов государственной власти; право на утверждение территориального верховенства; право на определение основных начал и принципов национальной экономики; право на полную международную правосубъектность; право обладать собственной государственной символикой.
Процессуальное содержание государственного суверенитета образуют организационно-правовые формы его реализации, в числе которых первостепенное значение имеют институты прямой демократии, обеспечивающие легитимацию государственной власти; основные формы деятельности органов государства по осуществлению внутренней и внешней политики; правовые институты реализации гражданами политических прав и свобод.
В-шестых, компетенция государства как сложная юридическая категория, которая состоит из следующих элементов: а/ права, б/ обязанности, в/ гарантии реализации прав и обязанностей, г/ ответственность за реализацию прав и обязанностей, д/ предметы (вопросы) ведения, то есть сферы общественных отношений, на которые распространяются полномочия, понимаемые как совокупность прав и обязанностей, е/ территориальный масштаб действия полномочий и ж/ временной масштаб действия полномочий.
В федеративных государствах, каким является Россия, для разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти, с одной стороны, и органами государственной власти субъектов федерации, с другой стороны, используются Перечни, в которых конкретизируются вопросы ведения каждой из сторон. В Российской Федерации решающее значение имеет связка статей федеральной Конституции, включающая в себя статьи: 71, 72 и 73. В статье 71 закреплены вопросы исключительного ведения Российской Федерации; в статье 72 установлены вопросы ведения в сфере совместной деятельности РФ и её субъектов; а статья 73 в сочетании с частью 3 статьи 11 Конституции РФ содержит правовую базу для самостоятельного определения компетенции субъектами федерации за пределами тех предметов ведения, которые перечислены в статьях 71 и 72.
Алгоритм разграничения предметов ведения и полномочий заложенный в федеральной Конституции России в вышеуказанных статьях предопределяет всю систему разграничения компетенции в союзном государстве и в том числе на уровне текущего законодательного регулирования и договорных отношений, которые возникают между федеральными органами и органами государственной власти регионов, а также договорных отношений между субъектами федерации и иностранными государствами и субъектами зарубежных федераций. Для этого также используется перечневый метод установления вопросов ведения, относимых к соответствующим органам государственной власти.
В-седьмых, органы государства. Социально-политическая сущность государства, его правовая природа и функции определяют дефиницию органа государства и его признаки. С учетом этого действующее в России конституционное законодательство достаточно строго разграничивает такие публично-властные структуры, как «орган государственной власти», с одной стороны, и «государственный орган», с другой стороны. Так, в действующей федеральной Конституции правовое положение органов государства закрепляется в 25 статьях, причём в 23 из них они поименованы как органы государственной власти, а в двух случаях — в статье 33 и в части 2 статьи 120 речь идёт о государственных органах. Конституционный Суд РФ в своём Определении от 29 мая 1997 года подтвердил правомерность деления органов государства на две эти категории, которые отличаются друг от друга своими специфическими признаками, а также имеют общие признаки или свойства.
Органы государственной власти в качестве специфических свойств имеют следующие признаки: а/ осуществляют нормативно-правовое регулирование; б/ являются собственником принадлежащего им государственного имущества; в/ в необходимых случаях применяют принуждение и вправе принимать решения, устанавливающие меры принуждения в отношении других субъектов общественной жизни.
Государственные органы в отличие от органов государственной власти в качестве специфических имеют такие признаки, как: а/ осуществляют индивидуально-правовое регулирование; б/ владеют государственным имуществом на праве оперативного управления; в/ не имеют право принимать акты внешнего действия; г/ как правило, образуются органами государственной власти.
Вместе с тем все органы осуществляющие государственные функции имеют общие признаки: 1.Во всех случаях они представляют собой часть государственного аппарата и соответственно осуществляют функции государства или государственного образования; 2. Каждый из этих органов состоит только из граждан РФ;3. И органы государственной власти, и государственные органы финансируются из средств госбюджета; 4. Оба вида этих органов осуществляют правовое регулирование; 5. Экономическую основу и тех и других органов составляет государственное имущество.
В-восьмых, государственная территория, которая есть объективно необходимое условие существования и обязательное свойство любого государства, так как экстерриториальных государств не бывает.
Российская Федерация, заинтересованная в обеспечении целостности и неприкосновенности своей территории, содержит в Основном Законе ее нормативное описание. Согласно части 1 статьи 67 Конституции РФ «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними».
Обусловленное объективными потребностями внутренней и внешней политики государства иерархическое соотношение составных частей территории в статике представляет собой структуру государственной территории. Структурная организация государственной территории Российской Федерации в разных сферах общественного бытия имеет различные пространственные формы. В политической сфере сложились следующие виды территориальных форм осуществления государственной власти: а/ федеральные административно-территориальные единицы, которые представлены федеральными округами; б/ федеральные политико-территориальные единицы, какими являются территории субъектов федерации; в/ федеральные территориальные единицы смешанного типа, то есть закрытые административно-территориальные единицы (ЗАТО), статус которых определяется федеральными правовыми актами, но в тоже время население этих территорий имеет право на создание собственных муниципальных образований; г/ нормативно-определённые специальные виды местности, такие как, например, территории, объявленные на чрезвычайном или военном положении. В экономической сфере — это неофициальные экономические зоны межрегиональных ассоциаций, например, «Большой Урал», а также ведомственно-территориальные единицы, представляющие собой специализированную форму организации территории для решения конкретных задач производственно-отраслевого характера и отраслевого государственного управления, например, военные, таможенные и горные округа.
Форма государственного устройства существует в двух основных формах, какими являются федерация и унитарное государство. В политической практике Российской Федерации используются обе эти формы. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — это простое или слитное государство. Оно делится на территориальные единицы, население которых обладает правом осуществлять официальную публичную власть. Такое государство не имеет в своём составе самостоятельных государств или государственных образований.
Преимущества этой формы проявляются в том, что единая и несложная система органов государства создаёт благоприятные условия для максимально простого и оперативного управления всеми сторонами жизни общества; а единая система права обеспечивает бесконфликтное правовое регулирование, которое снимает проблему коллизий между законодательными актами. Кроме того, унитария облегчает проведение в жизнь планов и программ, исходящих от центральных органов власти; в унитарном государстве быстрее и эффективнее решаются задачи создания единых общегосударственных систем транспорта, связи и управления хозяйственной жизнью; упрощается проведение глубоких и системных реформ в самых разных сферах общественной жизни.
Политическая сущность унитарного государства характеризуется следующими государственно-правовыми признаками. Эта форма государственного устройства имеет: одну конституцию, единую государственную территорию, единую систему органов государства, единую законодательную систему, одно гражданство, единые вооружённые силы, один государственный язык.
В настоящее время большинство государств мира имеют унитарную форму государственного устройства. И в частности, все республики в составе Российской Федерации являются унитарными государствами.
ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО — это такое целостное союзное и сложносоставное государство, которое образуется путём объединения ряда государств, государственных образований или территорий, обладающих законодательной степенью политической самостоятельности.
В общей характеристике федерации надо подчеркнуть, что выбор федеративной формы для государства с обширной территорией и многонациональным составом населения обеспечивает: а/ внутреннюю целостность сложносоставного союзного государства, б/ стабильность политического развития при дуализме правовых и законодательных систем, в/ суверенитет государственной власти в условиях высокой самостоятельности субъектов федерации, г/ мир и согласие между народами в многонациональной стране, д/ выравнивание уровня экономического развития отдельных частей государственной территории в крупноразмерном государстве.
Современное федеративное государство традиционно обладает следующими государственно-правовыми признаками: а/ имеет нормативную базу, на основе которой создано союзное государство (Конституция либо специальный Федеративный Договор); б/ наличие в высшем законодательном органе государственной власти второй палаты, которая обычно считается верхней палатой и в которой представлены интересы субъектов федерации; в/ существование наряду с союзной конституцией и союзным законодательством Основных Законов субъектов федерации и собственного законодательства субъектов федерации; г/ в федеративном государстве имеются законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти при наличии аналогичных органов у субъектов федерации; д/ в федерации существует единое союзное гражданство, наряду с которым в некоторых федерациях имеется также гражданство субъектов федерации, как, например, в США. Но в большинстве федераций субъекты федерации своего собственного гражданства не имеют. Например, субъекты таких федераций как Российская Федерация, Республика Индия или Федеративная Республика Германия своего гражданства не имеют; е/ федерация имеет общую государственную территорию, которая состоит из территорий её субъектов; ж/ федерация имеет общий для всей страны государственный язык, что не исключает наличия государственного или официального языка у субъектов федерации. В Российской Федерации согласно части 2 статьи 68 федеральной Конституции республики в составе федерации вправе устанавливать свои государственные языки; з/ характерно наличие единой и общей, как для союзного государства в целом, так и для субъектов федерации, денежной и кредитной системы; и/ имеются единые для всего государства Вооружённые Силы.
В реальной политической практике форма государственного устройства не всегда существует в чистом виде. Поэтому выделяют также смешанные формы государственного устройства. Например, РСФСР, бывшая по конституции федерацией, имела в своём составе края и области, которые не являлись субъектами федерации, а представляли собой простые административно-территориальные единицы.
На наш взгляд, при формировании широкой концепции государственного устройства в Российской Федерации самостоятельной формой государственного устройства следует признать и автономию. Конституция Российской Федерации содержит более 20 статей, в которых закрепляется правовое положение коренных малочисленных народов и национальных меньшинств и устанавливается институт национальной автономии.
Национальная автономия — это право народа-этноса или его составной части на самостоятельное социально-экономическое, политическое и культурное развитие и самоуправление в пределах, определяемых самим народом на основе действующего законодательства.
В Российской Федерации проблема использования института национальной автономии является актуальной ввиду большого разнообразия этнических меньшинств и малочисленных народов и роста национального самосознания народов. На практике используются различные исторически сформировавшиеся виды и формы национальной автономии. В связи с чем важно определить, что такое вид и что такое форма национальной автономии.
Вид национальной автономии — это обусловленный особенностями исторического, экономического и политического развития способ реализации народом или его составной частью права на самоуправление и самостоятельное национальное развитие.
Формы национальной автономии представляют собой конкретные социально-культурные и государственно-правовые институты, через которые осуществляется самобытное социально-экономическое, духовное и правовое развитие этноса. В качестве формы национального развития могут быть использованы, например, национально-культурные образования или такие национально-государственные образования, как автономные округа; историко-культурные центры, этнические газеты.
В реальной политической практике Российского государства на основе действующего законодательства успешно функционируют 3 вида национальной автономии: 1/ национально-государственная автономия; 2/ национально-культурная автономия; 3/ национально-территориальная автономия.
Если форму государственного устройства взять за основу структуризации государства, которое, безусловно, представляет собой структурированное целостное образование, то в составе Российского государства необходимо будет выделить такие его составные части, как: 1)Российская Федерация — суверенное государство с полной международной правосубъектностью, 2) 22 унитарных государства, представляющие собой республики — субъекты в составе Российской Федерации и 3) 63 унитарных государственных образования, то есть края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа — субъекты в составе Российской Федерации. То есть, как видно из вышесказанного, в процессе формирования системы российской государственности на основе Конституции 1993 года реально были использованы три формы государственного устройства: федеративное государство, унитарное государство и унитарные государственные образования. Если же признать самостоятельной формой государственного устройства ещё и автономию, то тогда можно говорить о четырёх формах государственного устройства, определяющих структурную организацию Российского государства.
Выявленная структура Российского государства убеждает также в том, что понятия «Российское государство» и «Российская Федерация» не совпадают, первое из них включает в себя второе. Соответственно формулу части 2 статьи 1 Конституции РФ о равнозначности наименований «Российская Федерация» и «Россия» следует понимать только как указание на их лингвистическую и топонимическую равноценность, но не как политическое и государственно-правовое равенство.
Литература:
1. Авакьян С. А. Конституционное право России. Т.2.М.: Юристъ,2005.
2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник — М.: Норма-ИНФРА — М, 2011.