Золотошвейные узоры, применяемые в тюбетейках Бухарского региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 03.06.2014

Статья просмотрена: 4149 раз

Библиографическое описание:

Саидова, Х. Х. Золотошвейные узоры, применяемые в тюбетейках Бухарского региона / Х. Х. Саидова, Г. И. Темирова, Х. И. Раджабова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 252-255. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11434/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье приводится краткая историяттюбетеек круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, как национальный головной убор Средней Азии, в том числе Бухарского региона. Приведены четыре части тюбетейки, представляющие четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Такжевстатьиприводятсяформы, орнаментыикомпозициитюбетеек.

The short history of round or cone (ridge-roofed) shape skullcaps with the embroidered or woven patterns, as a national headdress of Central Asia, including Bukhara region is given in this article. There also given four parts of a skullcap representing four periods of human life: childhood, adulthood, youth and an old age. Forms, ornaments and compositions of skullcaps are also given.

История появления тюбетейки. Издревле одним из основных видов головного убора в Центральной (Средней) Азии является тюбетейка — вышитая мужская или женская шапочка, получившая свое название от тюркского слова «тюбе» («тобе»), означающего верх, вершину чего-либо. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок».

Тюбетейка — круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, национальный головной убор многих народов Средней Азии.

История происхождения тюбетейки уходит в далекое прошлое. Факты, подтверждающие наличие головных уборов, напоминающих тюбетейку, можно увидеть на древних статуэтках, древних монетах, фрагментах древней настенной живописи, на средневековых миниатюрах. Известно, в обычае носить тюбетейку свою роль сыграла религия ислам, которая запрещал мусульманам выходить из дома с непокрытой головой. И тюбетейка оказалась как раз к месту: развернул — на макушку надел, свернул — за кушак заложил. Но помимо своей прямой утилитарной функции, тюбетейка всегда была украшением костюма. Стремление мастериц к красоте, к совершенству возвышало их труд от ремесла до высшего искусства.

Традиции и значение тюбетейки. Тюбетейки Узбекистана подразделяются на несколько групп (Ташкентская, Ферганская, Самаркандская, Бухарская, Кашкадарьинско — Сурхандарьинская, Хорезмско-Каракалпакская) и несколько типов: мужские, женские, детские (в том числе для грудных детей), тюбетейки для стариков.

Четыре части тюбетейки представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Надевая тюбетейку новорожденному, мулла тем самым благословляет его, чтобы он всегда был здоров. Детские тюбетейки имели конусообразную форму со свисающей с верхушки тесемочкой с кисточкой на ее конце. И на свадьбе жених — в тюбетейке, что означает переход к более зрелому периоду жизни. Словом, каждый раз муллы-аксакалы, надевая тюбетейку, благословляют тех, кто становится достойным носить ее.

Все разновидности тюбетеек отличаются друг от друга не только особенностями орнамента, но и качеством изготовления, и, соответственно, разнятся в цене. Конечно, мусульманин не всегда в качестве головного убора использует именно тюбетейку, но в некоторых случаях она для истинно верующего человека является обязательной: на похоронах, поминках, в мечети и дома во время молитвы, в дни священных праздников — Курбан и Ураза — хайит, на утреннем свадебном плове, во время свадьбы на головах жениха и его отца.

Тюбетейки — традиционный центральноазиатский головной убор — в 21 веке постепенно уходят из повседневности

Форма тюбетеек. КXIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение, и определилось разнообразие их форм — островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай и фантазия мастерицы. Богатство и разнообразие расцветки и орнамента, техники вышивки столь велики, что делают затруднительным любое перечисление декора тюбетейки (рис. — 1).

Рис. 1

До XX века форма, колорит, и орнаментация тюбетейки были специфичны для каждой этнической группы. В каждом районе сложился свой стиль, имелись свои орнаментальные мотивы. Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек, в том числе Бухаре — четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью.

Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основном женщины. Оригинальной разновидностью тюбетеек является бухарская золотошвейная шапочка. Она бывает обычно круглой или четырехгранной с растительным или геометрическим орнаментом, с бахромой и нарядными кисточками, а золотое шитье придает тюбетейке яркую красочность и торжественность. Квадратные, с плоским верхом, бухарские тюбетейки украшены богатой вышивкой золотыми нитями. Узор настолько рельефен, что светлое золото причудливо играет светом и тенью при каждом движении. Такая тюбетейка для праздников, в будни носили тюбетейки попроще (рис. — 2).

http://www.sanat.orexca.com/eng/4-03/img/gold4.jpg

http://2.bp.blogspot.com/-iYI7K1FnVws/UcLlU2rjfjI/AAAAAAABAFI/Cc-UkeWEVBY/s320/tybiteiki_big_7%281%29.jpg

http://1.bp.blogspot.com/-EJnN6S3kLIM/UcLgUcWQoWI/AAAAAAABAEA/nqlD9I4WdzU/s320/zoloto_big_10.jpg

https://lh5.googleusercontent.com/9SQ_SVRWtfzYDqM1e1M9HUGmMbQxJFb_aRMn42ihadoohETgSrNwXlJylRPrqTaTAbvqXcnCcEE6zRWEnga8lFhBdXN1V4DDUn2oQOlqE9xQ3PqpLoYUIuq39zQ

конусообразная тюбетейка

круглая золотошвейная тюбетейка

Круглая золотошвейная тюбетейка

Четырехгранная золотошвейная тюбетейка

Рис. 2

Форма тюбетеек обычно круглая или четырехгранная, в оформлении преобладают растительные орнаментальные мотивы, реже — геометрический орнамент в виде кругов, ромбов и др. В вышивку охотно вводились металлические куполки — кубба. Каждая деталь орнамента вышивалось отдельно, что дополнительно придает узору легкую рельефность и переливы тонов в пределах одного цвета. Выпуклый орнамент создает игру света и тени, вызывая тем самым дополнительный декоративный эффект.

Узоры композиции и орнаменты. Конусообразные и полукруглые, квадратные и плоские, отличающиеся друг от друга как особенностями узора и цветом, так и самим своим предназначением (рис. — 3).

 

Рис. 3.

Тюбетейка полна волнующих символов, понятных только посвященным — женщинам, которые вышивают различные узоры, в которых угадываются цветы, травы, животные, птицы.

Волнообразный стебель вьюнка, который «струился» в нижней части тюбетейки, означал богатство и жизнеспособность. Иногда на ней появлялась яркая пестрая птица: петушиные и фазаньи перья применялись для защиты от «сглаза». Узор «след змеи» предназначался для той же цели. Символическое изображение бараньих рогов олицетворяло силу и мужество, а рыбы — плодовитость женщины. Иногда в узорные композиции включались надписи на арабском языке. Надпись на одной из мужских бухарских тюбетеек начала прошлого века гласила: «Пусть кулох (это иное название тюбетейки) останется на голове, а враги провалятся сквозь землю» (рис. — 4).

Рис. 4. Узоры тюбетейки: розы, цветка, бодом, турундж, тоджи-гуль, чор-мадохиль

В Бухаре тюбетейки бывают разными, в соответствии с особенностями определенных районов, возрастных групп: мужские, женские, детские, в т. ч. для мальчиков, девочек и стариков. Наибольшее распространение получили вышитые золотошвейные тюбетейки. И если первоначально тюбетейки были конусообразными, то начиная с 1920-х годов, их формы становятся более разнообразными: островерхими, полусферическими, круглыми, четырехгранными и т. д.

К XX столетию под влиянием экономических, социальных и культурных изменений в жизни народов Средней Азии стиль тюбетеек начал меняться, чему в немалой степени способствовало появление всевозможных тканей, ввозимых из других стран, а также фабричных, окрашенных в разные цвета ниток и искусственных красителей. Формам тюбетеек присущ лаконизм, целесообразность, предельная пластическая выразительность.

Литература:

1.      Садыкова Н. Национальная одежда узбеков (XIX-XX века), Ташкент, 2003.

2.      Среднеазиатский этнографический сборник, Издательства Академии наук СССР. Москва -1954.

3.      Гончарова П. А. Золотошвейное искусство Бухары. Ташкент, 1986.

4.      Сухарева О. А. Тюбетейка. (Народное декоративное искусство Советского Узбекистана). Ташкент. 1954 г.

5.      Садыкова Н. Музейное дело В Узбекистане. Ташкент: Фан, 1975.

Основные термины (генерируются автоматически): тюбетейка, Азия, форма тюбетеек, геометрический орнамент, головной убор, круглая золотошвейная тюбетейка, национальный головной убор, островерхая шапочка, период жизни человека, часть тюбетейки.


Похожие статьи

Золотошвейное искусство Бухары

В статье приводится история золотошвейного искусства в Средней Азии, особенно в Бухаре, организация золотошвейного ремесла и изготовление золотошвейных изделий. Приведены также применяемые материалы и инструменты, техника производства, композиция, ор...

Восприятие цветообозначений в пословицах и поговорках казахского, татарского, алтайского, русского и английского народов

Данная статья посвящена восприятию цветообозначений в казахских, татарских, алтайских, английских и русских пословицах. В ней сравниваются и анализируются цветообозначения и особенности их восприятия, присущие данным лингвокультурам.

Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе

В статье рассматривается чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе на примере эпоса «Манас» и в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования – выделить архачески...

Художественная обработка кожи и кожаных изделий в калмыцкой традиции

В данной статье описывается традиционная обработка кожи, а также рассмотрено описание изготовления изделий и сосудов из кожи, которые служат образцом народного декоративно прикладного искусства, которые важны для современной молодежи.

Золотошвейные изделия бухарских эмиров

В данной статье рассматриваются этапы развития золотошвейного искусства Бухары в XIX — начале XX вв. Изложены размышления о ценности изделий, выполненных в тот период руками ремесленников; нелёгких условиях, в которых эти работы выполнялись и о том, ...

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы» (хорезмская версия)

В статье освещаются исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы». Данный образ изучается в сопоставительном аспекте с туркменскими, каракалпакскими и азербайджанскими версиями цикла. Анализируются сходства и отличительные черты данного образ...

Неповторимость форм и орнаментального декора в прикладном искусстве Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Инновационные направления узбекского боевого искусства при постановке исторических произведений

Данная статья посвящена вопросам сценического движения, боя, и пластики, кои являются основой сценического действия актера. А также информирует о современных методах использования национального боевого искусства в постановках исторических произведени...

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Погребальные обычаи народов мира

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа традиций своего народа и других народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить погребальные традиции народов мира и получить определенное представление об их рит...

Похожие статьи

Золотошвейное искусство Бухары

В статье приводится история золотошвейного искусства в Средней Азии, особенно в Бухаре, организация золотошвейного ремесла и изготовление золотошвейных изделий. Приведены также применяемые материалы и инструменты, техника производства, композиция, ор...

Восприятие цветообозначений в пословицах и поговорках казахского, татарского, алтайского, русского и английского народов

Данная статья посвящена восприятию цветообозначений в казахских, татарских, алтайских, английских и русских пословицах. В ней сравниваются и анализируются цветообозначения и особенности их восприятия, присущие данным лингвокультурам.

Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе

В статье рассматривается чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе на примере эпоса «Манас» и в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования – выделить архачески...

Художественная обработка кожи и кожаных изделий в калмыцкой традиции

В данной статье описывается традиционная обработка кожи, а также рассмотрено описание изготовления изделий и сосудов из кожи, которые служат образцом народного декоративно прикладного искусства, которые важны для современной молодежи.

Золотошвейные изделия бухарских эмиров

В данной статье рассматриваются этапы развития золотошвейного искусства Бухары в XIX — начале XX вв. Изложены размышления о ценности изделий, выполненных в тот период руками ремесленников; нелёгких условиях, в которых эти работы выполнялись и о том, ...

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы» (хорезмская версия)

В статье освещаются исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы». Данный образ изучается в сопоставительном аспекте с туркменскими, каракалпакскими и азербайджанскими версиями цикла. Анализируются сходства и отличительные черты данного образ...

Неповторимость форм и орнаментального декора в прикладном искусстве Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Инновационные направления узбекского боевого искусства при постановке исторических произведений

Данная статья посвящена вопросам сценического движения, боя, и пластики, кои являются основой сценического действия актера. А также информирует о современных методах использования национального боевого искусства в постановках исторических произведени...

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Погребальные обычаи народов мира

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа традиций своего народа и других народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить погребальные традиции народов мира и получить определенное представление об их рит...

Задать вопрос