В статье рассматривается система правовых актов и некоторые вопросы о развитии уголовно-исполнительного законодательства.
Ключевые слова: система, правовые акты, вопросы, развитие, уголовно-исполнительное законодательство.
Вопросам анализа становления и развития уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (далее — РФ, Россия) в юридической литературе посвящено немало публикаций [8], в том числе и совершенствования уголовно-исполнительной системы в РФ [7]. Наличие таких публикаций не лишает нас продолжить рассмотрение некоторых вопросов о развитии уголовно-исполнительного законодательства РФ.
Происходящие в России с 90-х годов XX века реформы в политической и социально-экономических сферах привели к развитию новых рыночных отношений, предусматривающих в условиях равенства всех форм собственности свободу предпринимательства и иной экономической деятельности. При этом данный процесс оказался не только сложным и болезненным, повлекшим негативные последствия в социально-экономическом плане [3, с. 290], но и необходимость проведения новой правовой политики, в том числе уголовной и уголовно-исполнительной политики, реформирование государственных органов и гражданских институтов, а также проведение судебно-правовой реформы.
Судебно-правовая реформа в России на современном этапе, характеризуется не только развитием системы правоохранительных органов (например, созданием Следственного комитета РФ, реформированием органов внутренних дел и преобразованием милиции в полицию и т. д.), формированием государственной системы бесплатной юридической помощи, но и эволюционированием законотворческого процесса, приятием нового и совершенствованием действующего законодательства [2, с. 553], в том числе административного, гражданского, уголовного, уголовно-исполнительного и др., а также реформированием уголовно-исполнительной системы.
Уголовно-исполнительное законодательство представляет собой систему федеральных законов, регулирующих комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия [6].
Основываясь на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, основное место в системе уголовно-исполнительного законодательства занимает Уголовно-исполнительный кодекс РФ [9] (далее — УИК РФ). В нем на законодательном уровне регулируется исполнение всех видов уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ [10] (далее — УК РФ).
Помимо УИК РФ в систему уголовно-исполнительного законодательства РФ входят такие федеральные законы (далее — ФЗ, Закон), как Закон РФ от 21.07.1993 № 5473–1 (в ред. от 02.04.2014 № 58-ФЗ) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ФЗ от 08.01.1997 № 2-ФЗ (в ред. от 10.01.2002 № 4-ФЗ) «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», ФЗ от 28.12.2004 № 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ», ФЗ от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 21.12.2013 № 378-ФЗ) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и др.
Особое положение в законодательстве, регламентирующим деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, занимает ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ (в ред. от 03.02.2014 № 7-ФЗ) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Объясняется это следующим, данный Закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а, следовательно, его предмет отличается от предмета уголовно-исполнительного законодательства. С другой стороны, на администрацию следственных изоляторов (далее — СИЗО) наряду с реализацией мер уголовно-процессуального принуждения возложены функции исправительных учреждений по исполнению лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО, осужденных на срок не свыше 6 месяцев и оставленных в СИЗО с их согласия и другой категории лиц (ч. 1 ст. 74 УИК РФ). Из вышеизложенного следует, что этот Закон условно можно отнести к уголовно-исполнительному законодательству.
Важным аспектом в развитии уголовно-исполнительного законодательства РФ занимает международное сотрудничество в части использования международных правовых актов, которые подписала и ратифицировала Россия.
Так, к числу обязательных международных правовых актов, которые определяют естественные права человека, а поэтому не могут нарушаться при исполнении (отбывании) уголовных наказаний относятся — право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу мысли, совести и религии, запрет пыток и др. Указанные права нашли свое закрепление во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.) и др.
Помимо обязательных международных правовых актов в сфере исполнения (отбывания) наказаний действует также международные правовые акты, которые содержат нормы рекомендательного характера. При этом данные положения, естественно, максимально учитываются государствами при разработке своего уголовно-исполнительного законодательства. Такие международные стандарты обращения с осужденными содержатся в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (1955 г.), Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 г.), Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила 1990 г.), в Европейских пенитенциарных правилах (2006 г.) и др. В этих правовых актах предусматривается, что они применяются с учетом политических, социально-экономических, культурных и иных условий каждого государства, а также целей и задач, определяемых системой уголовного правосудия. Реализация рекомендательных норм предусматривается путем приведения внутригосударственного законодательства в соответствии с определяемыми в этих правовых актах предписаниями по мере создания необходимых условий.
Учитывая вступление России в Совет Европы (1996 г.) для уголовно-исполнительной системы приобретают актуальность применения международных стандартов обращения с осужденными к лишению свободы, которые предусматриваются в новых Европейских пенитенциарных правилах (далее — Правила). Данные Правила утверждены Комитетом Министров Совета Европы (Рекомендации Rec (2006)2) [1]. Эти Правила применяются в отношении всех лиц, содержащихся под стражей по решению суда, а также осужденных к лишению свободы.
В этих Правилах основополагающее значение придается девяти принципам, лежащим в основе их толкования и применения, а именно [1]:
1) при обращении со всеми лицами, лишенными свободы, следует соблюдать их права человека;
2) лица, лишенные свободы, сохраняют все права, которых они не были по закону лишены на основании решения суда, по которому они приговорены или оставлены под стражей;
3) ограничения, налагаемые на лиц, лишенных свободы, должны быть минимально необходимыми и соответствовать той обоснованной цели, с которой они налагались;
4) содержание заключенных в условиях, ущемляющих их права человека, не может быть оправдано нехваткой ресурсов;
5) жизнь в местах лишения свободы должна быть, насколько возможно, приближена к позитивным аспектам жизни в обществе;
6) содержание под стражей должно быть организовано таким образом, чтобы способствовать возвращению лиц, лишенных свободы, в общество;
7) следует поощрять сотрудничество с внешними социальными службами и, насколько возможно, участие гражданского общества в жизни заключенных;
8) сотрудники пенитенциарных учреждений выполняют важную общественную функцию, и поэтому порядок их набора, профессиональной подготовки и условия работы должны обеспечивать им возможность поддерживать высокие стандарты обращения с заключенными;
9) все пенитенциарные учреждения должны на регулярной основе инспектироваться государственными органами и проверяться независимыми структурами.
Данные принципы, безусловно, содержат в себе идеи приоритета прав человека, гуманизма, социальной ориентированности и результативности исполнения лишения свободы и являются определяющими для качественного и эффективного функционирования современных пенитенциарных (уголовно-исполнительных) систем.
В Правилах особое внимание уделяется ресоциализации, то есть возвращению осужденных к законопослушной жизни в обществе после освобождения. При этом все осужденные должны иметь возможность воспользоваться мерами, призванными помочь им возвратиться в общество, восстановить свою семейную жизнь и найти работу после освобождения. Для этих целей вырабатываются необходимые процедуры и организуются специальные программы, призванные обеспечить переход от жизни в пенитенциарном учреждении к законопослушной жизни в обществе (107.1) [1]. Более того администрация пенитенциарного учреждения обязана по этим вопросам оптимально сотрудничать с социальными и психологическими службами, а представители этих служб должны иметь возможность посещать пенитенциарные учреждения и оказывать содействие осужденным в целях их подготовки к освобождению и последующей ресоциализации.
Из вышеизложенного следует, что Европейские пенитенциарные правила являются еще одним свидетельством приверженности Совета Европы таким ценностям, которые основаны на соблюдении права человека в отношении всех лиц, содержащихся под стражей по решению суда и осужденных к лишению свободы, а также ресоциализационной роли пенитенциарных учреждений и служб, деятельность которых имеет своей целью возвращение осужденных к законопослушной жизни в обществе. Более того они предоставляют для этого необходимую основу международного сотрудничества, стандарты деятельности пенитенциарных учреждений и служб, определяют их перспективы и стимулируют дальнейшее развитие сотрудничества и деятельности в этой области европейских государств.
Особо следует отметить то, что Европейские пенитенциарные правила опирается на решения, принятые Европейским Судом по правам человека, применяющим Европейскую конвенцию по защите прав человека для отстаивания основополагающих прав и законных интересов осужденных, стандартов по обращению с заключенными, содержащихся в рекомендациях Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.
Подписание Россией соответствующих международных договоров, а также принятия на себя международных обязательств, которые напрямую связаны с обеспечением прав и законных интересов заключенных, создает необходимость неукоснительного и максимального интегрирования международных стандартов обращения с отбывающими наказание в нормы права и практику исполнения наказаний.
Данные обстоятельства, одновременно практика применения УИК РФ отчетливо отразила наличие коллизий в правовом урегулировании достаточно большого количества вопросов исполнения наказаний. Это обусловило важность внесения корректив в уголовно-исполнительное законодательство. Поэтому с 1998 г. по настоящее время принято более 40 федеральных законов, которые направлены на совершенствование УИК РФ.
Все коррективы УИК РФ направлены на дальнейшую гуманизацию и демократизацию процесса исполнения уголовных наказаний, на расширение прав и законных интересов осужденных, повышение гарантий их защищенности, отказ от необоснованных ограничений и запретов, совершенствование условий отбывания наказания.
Так, ч. 1 ст. 3 УИК РФ дополнена положениями о том, что «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются …, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращение с осужденными», а ч. 2 ст. 9 УИК РФ уточнена положениями, что «Основные средства исправления осужденных являются … воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие». По правам осужденных также внесены существенные дополнения о расширении и гарантиях их прав. Так, ч. 2 ст. 12 УИК РФ содержится запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение с осужденными и дополнена словами «или взысканию». Данная редакция уголовно-исполнительной нормы не только соответствует ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, но и гарантирует, что и дисциплинарные взыскания, которые могут налагаться на осужденных, должны применяться в строгом соответствии с Законом. Статья 12 УИК РФ дополнена ч. 6.1 закрепляющей право осужденных на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Изменения внесены и в нормы, обеспечивающие свободу совести и вероисповедания осужденных, а именно в ч. 4 ст. 14 и ч. 2.1 ст. 118 УИК РФ «…приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных». В ст. 91 УИК РФ внесены изменения (новая редакция), предоставляющие осужденному возможность получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Внесены в УИК РФ и другие изменения и дополнения, а также приняты новые главы и статьи (например, глава 8.1 «Исполнение наказания в виде принудительных работ» (ст. 60.1–60.21), ст. 77.1–77.2, 81.1, 172.1, 173.1 и др.).
С момента принятия уголовно-исполнительного законодательства РФ ряд новелл не нашли своего практического применения в связи с отсутствием экономических условий для исполнения отдельных видов уголовных наказаний. Это касается таких видов наказания как арест и принудительные работы. Не так давно стали применяться на практике обязательные работы, а ограничение свободы в корне изменилось и представляет сейчас иное, нежели ранее, наказание.
За последние несколько лет принято существенное количество подзаконных нормативных актов в сфере исполнения уголовных наказаний. Так, приказами Министерства юстиции РФ (далее — Минюст России) утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Также введены в действие и иные нормативные акты. Например, приказом Минюста России от 20.05.2009 г. № 142 утверждена Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества [9]. Данной инструкцией устанавливается порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в разных сферах, обязательных работ, осуществлению контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей до четырнадцатилетнего возраста, которым судом отсрочено отбывание наказания, а также предупреждению преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях. Работа по совершенствованию нормативных правовых актов исполнения уголовных наказаний активно ведется и в настоящее время.
Продолжается реформирование и уголовно-исполнительной системы РФ (далее — УИС РФ). Так, распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р утверждена «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» [10], предусматривающая конкретные меры, сроки и этапы реформирования уголовно-исполнительной системы с целью приведения условий содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством России и международными стандартами.
Уголовно-исполнительное законодательство РФ характеризуется серьезными противоречиями, которые связаны с тем, что в начале 90-х годов XX века не были учтены возможности государства по реализации многих видов наказания. До настоящего времени не исполняются такие виды уголовных наказаний, как арест и принудительные работы, назначение и исполнение которых регулируются УК РФ. Эти проблемы в значительной степени закономерны в связи с тем, что законодательные и правоприменительные органы недостаточно учитывали опыт развития и применения системы уголовных наказаний в СССР, когда была создана материально-техническая база исправительно-трудовых учреждений, определены основополагающие направления политико-воспитательной работы с осужденными. В данный момент мы должны признать, что положительные составляющие уголовно-исполнительного законодательства тех лет были неоправданно отвергнуты.
Реформа УИС РФ, изначально заложенная в концепции, ее преобразования и предусматривающая серьезные изменения в видах исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, была продиктована тем, что уголовно-исполнительная система оказалась неспособной отреагировать на резкие изменения, характеризующие преступность в целом. Ее проведение было также необходимо в связи с выполнением условия вступления России в Совет Европы (передача учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в Минюст России из МВД России). Данная реформа стала составной частью государственной политики РФ.
Смягчение законодательства в области борьбы с преступностью как основополагающая цель достижения неотвратимости наказания, а не чрезмерной его суровости основывалась на фундаменте обновления и совершенствования законодательной базы. В данный момент приоритет в работе с осужденными отдается педагогическим и психологическим методикам и технологиям. В соответствии с нормами УИК РФ в исправительных учреждениях реализуется право каждого осужденного на получение общего и профессионального образования, дальнейшее развитие получило профессиональное обучение, актуально на данный момент и профессиональное образование в форме дистанционного обучения.
В результате можно сделать вывод о том, что реформа УИС РФ стала важнейшим шагом на пути построения современного, демократического, социального, правового государства и выполнения современных требований, предъявляемых к уголовно-исполнительным учреждениям международными стандартами.
Вместе с тем необходимо также отметить, что в уголовно-исполнительной системе не все гладко и многое предстоит еще сделать. В последние годы все чаще приходится слышать о том, что в различных исправительных учреждениях России вспыхивают бунты заключенных, которые не имея возможности выразить свой протест против нечеловеческих условий содержания мирным путем, заявляют о себе массовыми беспорядками. Это не может не тревожить правозащитные организации и должно отразиться на дальнейшем развитии уголовно-исполнительного законодательства и реформировании уголовно-исполнительной системы.
Нужно отметить, что УИС РФ сейчас функционирует в более благоприятных условиях, имея поддержку, по существу, всех государственных структур, гражданского общества, включая общественные организации, а также мирового сообщества. Это обеспечивает стабильное и устойчивое функционирование и развитие уголовно-исполнительной системы, несмотря на имеющиеся материально-технические затруднения.
Таким образом, настоящее исследование может пониматься как определенное структурирование уголовно-исполнительного законодательства РФ и международных правовых актов, ратифицированных Россией и используемых при разработке и совершенствовании нормативных правовых актов по исполнению уголовных наказаний, а также анализ действующих норм УИК РФ, научных подходов и авторского понимания в части развития уголовно-исполнительного законодательства и реформирования уголовно-исполнительной системы.
Литература:
1. Европейские пенитенциарные правила. Совет Европы. Комитет Министров. Рекомендации Rec (2006)2 Комитета Министров к государствам-членам[Электронный ресурс]. URL: http://zagr.org/25.html (дата обращения: 25.05.2014).
2. Жадан В. Н. О развитии и значении проверки сообщения о преступлении в досудебном производстве // Молодой ученый. — 2013. — № 06 (53). — С. 553–558.
3. Жадан В. Н. О современной криминогенной обстановке в России и деятельности правоохранительных органов // Молодой ученый. — 2013. — № 8. — С. 290–294.
4. Приказ Минюста России от 20.05.2009 г. № 142 (в ред. приказа Минюста России от 27.12.2010 № 411) «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=109635 (дата обращения: 25.05.2014).
5. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 31.05.2012 N 874-р) «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130609/ (дата обращения: 25.05.2014).
6. Словари и энциклопедии на Академике. Энциклопедия юриста [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/2303/ (дата обращения: 25.05.2014).
7. См.: Гурин С. О. История становления и развития органов уголовно-исполнительной системы // Следователь. — 2001. — № 1. — С. 47–54; Калинин Ю. И. Факторы развития уголовно-исполнительной системы // Вестник Владимирского юридического института. — 2008. — № 2. — С. 4–9; Курков К. Н. К вопросу о становлении и развитии уголовно-исполнительной системы в России // История исполнения уголовных наказаний в России. Сборник статей. — М.: НИИ ФСИН России, 2006. — С. 3–15; Правовое обеспечение реформы уголовно-исполнительной системы. Монография / Зубарев С. М. — М.: Изд-во ГУУ, 2004. — 164 c. и др.
8. См.: Зубарев С. М. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. — М.: Юрайт. 2013. — 176 c.; История развития уголовно-исполнительного законодательства [Электронный ресурс]. URL: http://www.be5.biz/pravo/u001/03.htm (дата обращения: 25.05.2014); Миклин С. А. Развитие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и направления его совершенствования // Журнал российского права. — 2005. — № 10. — С. 16–26 и др.
9. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 № 104-ФЗ) // СЗ РФ. — 1997. — № 2. — Ст. 198.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 № 128-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.