Современная социокультурная, экономическая и геополитическая ситуация актуализирует значимость и ценность здоровья как условия успешного развития российского общества и национальной безопасности [3]. Только здоровый человек в полном объеме способен к активной саморегуляции поведения, к формированию индивидуальных программ здорового образа жизни, к продуктивной и творческой общественной деятельности, к воспроизводству и успешной социализации своего потомства.
Осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и здоровья становится в настоящую эпоху не просто значимым, а ведущим фактором в обеспечении устойчивого развития общества и общественных отношений. Задачи формирования, укрепления и сохранения природного, генетически детерминированного здоровья человека, живущего в напряженной информационно-энергетической среде, создания экологически и эмоционально-комфортной среды общения и труда становятся приоритетными для человеческого сообщества [1].
Исследование и разработка модели реализации программы, обеспечивающей пути решения проблемы здорового образа жизни участников образовательного процесса предполагает комплексный подход, учитывающий как понимание различных аспектов здоровья (медико-биологический, психологический, информационный, духовно-нравственный и т. д.), так и практических мероприятий на основе гуманитарных технологий, ориентированных как на подготовку молодежи к осуществлении личноcтно-ориентированного здорового образа жизни, так и на подготовку специалистов, владеющих здоровьесберегающими технологиями для работы в различных социальных средах и институтах [14]. Особое внимание необходимо уделить проблемам наркомании, алкоголизации и асоциального поведения в молодежной среде [4].
Реализация комплексных мероприятий программы может рассматриваться как основа дальнейшей разработки новых образовательных программ, объединяющих междисциплинарные направления (например, технология профилактики девиаций в социальной сфере, технологии и профилактики аддиктивного поведения, технологии в сфере кризисного социального взаимодействия, гуманитарные технологии в социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, технологии социального мониторинга и многих др.) [13]. Разработанная модульно-компетентностная программа может встраиваться в систему подготовки специалистов разных направлений на базе различных вузов и регионов, а также в систему программ дополнительного профессионального образования и повышения квалификации работников социальной сферы [3].
Системообразующим ядром программы РГПУ им. А. И. Герцена по формированию здорового образа жизни участников образовательного процесса является специально разработанные здоровьесберегающие технологии в образовательной среде.
Потребители (адресаты) программы: работники сферы образования, студенты, получающие образование в сферах социального обслуживания населения, образования, культуры, здравоохранения [6].
Цель реализации мероприятий программы — содействие формированию у участников образовательного процесса общекультурных и профессиональных ценностей и компетенций в области применения здоровьесберегающих технологий в различных социальных средах путем формирования культуры здоровья, создания оптимальных условий обучения и труда, использования физических упражнений, профилактики девиаций, а также современных психологических средств воздействия на личность [2].
Задачи программы:
1) совершенствование технологий здоровьеформирующей деятельности в РГПУ им. А. И. Герцена;
2) формирование среди студентов, профессорско-преподавательского персонала ценностей здорового образа жизни;
3) отказ от вредных привычек среди студентов и преподавателей [15];
4) сформировать знания о современных технологиях и методах здоровьесбережения в системе образования, спорта, профессиональной деятельности, военной деятельности, реабилитации и рекреации.
Приоритетными направлениями программы являются:
1) создание условий для охраны здоровья и полноценного питания участников образовательного процесса [5];
2) мониторинг состояния здоровья студентов и профессорско-преподавательского персонала;
3) здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения с использованием современных информационных технологий;
4) развитие физкультуры и спорта в РГПУ им. А. И. Герцена, в том числе материально-технического состояния спортивной базы;
5) деятельность РГПУ им. А. И. Герцена по оздоровлению профессорско-преподавательского персонала, вовлечению педагогов в занятия физкультурой и спортом;
6) положительная динамика отказа от вредных привычек среди студентов и педагогов.
Основные мероприятия программы:
1. Внедрение вышеперечисленных технологий в практику социально-культурной деятельности обучающихся и профессорско-преподавательского состава и иных работников РГПУ им. А. И. Герцена.
2. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по проблемам сохранения и укрепления здоровья обучающихся через семинары.
3. Просветительские и физкультурно-оздоровительные мероприятия с обучающимися и профессорско-преподавательским составом, а также с иными работниками РГПУ им. А. И. Герцена.
4. Укрепление физкультурно-спортивной и оздоровительной базы РГПУ им. А. И. Герцена с целью создания условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся и профессорско-преподавательского состава и иных работников.
5. Организация волонтерских групп из числа обучающихся по пропаганде здорового образа жизни, привлечение к научным исследованиям по вопросам здорового образа жизни.
6. Донорство в РГПУ им. А. И. Герцена (организация донорства крови и её компонентов).
7. Профилактика социально-значимых заболеваний (ВИЧ, гепатиты, туберкулез и др.) [7].
Критерии оценки эффективности программы:
1) деятельность образовательного учреждения по оздоровлению профессорско-преподавательского персонала и их образованию в сфере здоровьесберегающих технологий:
- доля профессорско-преподавательского персонала и студентов, регулярно проходящих диспансерные осмотры;
- количество профессорско-преподавательского персонала, прошедшее повышение квалификации по программам здоровьесберегающей направленности;
- охват профессорско-преподавательского персонала оздоровительными занятиями;
2) состояние здоровья основных участников образовательного процесса:
- динамика распределения студентов по группам здоровья в направлении укрепления здоровья;
3) образовательная деятельность по формированию здорового образа жизни:
- число образовательных программ и элективных курсов, используемых в образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни;
- число учебно-методических разработок [8–10];
4) физкультурная деятельность студентов:
- охват студентов специальной медицинской группы занятиями по физической культуре;
- регулярность проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- доля студентов, прошедших оздоровление в санатории-профилактории.
Ожидаемые результаты реализации комплексных мероприятий программы «Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде» распространяются на всех участников образовательного процесса, которые смогут:
- применять знания в области психолого-педагогических и физиолого-гигиенических аспектов сохранения здоровья всех субъектов общества [11,12];
- работать в группе специалистов различных направлений с целью решения проблем здоровьесбережения;
- определять, формулировать и решать задачи профилактики и сохранения здоровья населения;
- проводить экспертизу существующих технологий с позиций здоровьесбережения;
- прогнозировать последствия напряженного характера учебной и трудовой деятельности, состояния здоровья участников учебного процесса;
- обладать качествами здоровой личности (в физическом, психическом, социальном и духовном плане) и вести здоровый образ жизни, поддерживать личное и профессиональное здоровье;
- эффективно взаимодействовать в рамках сохранения и укрепления здоровья с детьми и подростками;
- разрабатывать индивидуальные программы сохранения здоровья, локальные модели применения здоровьесберегающих технологий в социальной сфере;
что позволит им полноценно учиться и работать.
Литература:
1. Бойков А. Е. Профилактика информационной зависимости детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности. — 2011. — № 12. С.42–45.
2. Борисов А. А. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — № 6. — С. 375–377.
3. Мануйлова Г. Р. Выявление условий здоровьесберегающей деятельности студентов-первокурсников педагогического вуза // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 792–794.
4. Матусевич М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде (на примере муниципального образования): Автореф. дисс. …канд. пед. наук. С-Пб, 2009. — 20 с.
5. Матусевич М. С. Особенности формирования пищевых нарушений у подростков //Молодой ученый — 2013.— № 12. — С. 814–817.
6. Новожилова А. П. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования [Текст] / М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 360–364.
7. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2012. — № 145. — С. 90–95.
8. Сорокина Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс // История и педагогика естествознания. — 2013. — № 1. — С. 29–30.
9. Сорокина Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 522–524.
10. Сорокина Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л. А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А. И. Герцена», СПб, 2012–85 с.
11. Сорокина Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. — 2013. — № 2. — С. 29–32.
12. Сыромятникова Л. И. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников [Текст] / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 660–662.
13. Хвеженко С. П., Матусевич М. С. Методические подходы к комплексному решению проблемы наркомании на уровне реализации локальных психолого-педагогических программ / С. П. Хвеженко, М. С. Матусевич // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2009. — № 1. — С. 222–226.
14. Чеснейший Т. А. Гигиеническое воспитание и обучение в профессиональной подготовке военнослужащих / Т. А. Чеснейший, А. Г. Зайцев, Н. Н. Плахов, А. В. Мухоротов // Материалы VI-й Международной научно-практической конференции «Оздоровление средствами образования и экологии»; науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша. — 2009. — С. 150–151.
15. Шатровой О. В. Модель виктимности [Текст] / А. А. Канчурина, М. С. Матусевич, О. В. Шатровой //Молодой ученый — 2013.— № 9. — С. 306–307.