В статье раскрываются основные моменты профессионального становления инженеров-технологов швейного производства при выполнении творческих проектов в процессе изучения дисциплины «Рисунок и основы композиции костюма».
Ключевые слова:профессиональное становление, проектная деятельность, метод проектов, творческий проект, эскиз, эскизная графика костюма, межпредметные связи.
На современном этапе развития сферы швейной промышленности происходят кардинальные преобразования, требующие от молодых специалистов способностей нестандартного, творческого подхода к решению профессиональных производственных задач. В настоящее время наблюдается постепенный рост швейного производства в нашей стране, особенно в сфере малого бизнеса. В связи с этим, появилась проблема дефицита высококвалифицированных кадров на фоне существенного повышения спроса на инженеров-технологов.
Производственные и социальные требования к выпускникам-бакалаврам выражаются, прежде всего, в умении будущих инженеров решать как практические, так и творческие задачи в условиях предприятий малой мощности, способности руководить всем производством [2].
Инженер-технолог — это специалист, разрабатывающий новые современные методы обработки и рациональные технологические процессы изготовления швейных изделий в сотрудничестве с художником и конструктором. Однако, происходящие глобальные изменения в легкой промышленности (на смену большим предприятиям, специализировавшихся на массовом выпуске швейных изделий пришли предприятия малой мощности, постоянно обновляющие ассортимент и выпускающие продукцию малыми партиями) заставляют специалиста быть одновременно и художником, и технологом, и конструктором [1].
Поэтому профессиональная подготовка инженеров-технологов швейного производства должна включать сочетание фундаментальных знаний, общеинженерную подготовку и творческую деятельность, а профессиональное становление становится первостепенной задачей обучения.
Профессиональное становление является формой личностного становления человека, рассматриваемой с точки зрения его профессиональной деятельности. Основными критериями профессионального становления инженеров-технологов можно назвать профессиональное мышление, сформированность профессиональных компетенций, умение применять нестандартные средства для решения задач, творческий подход к решению производственных задач, востребованность. Сложившийся специалист является «творцом», способным анализировать и давать критическую оценку ситуации через призму творчества.
В связи с переходом России на двухуровневую систему образования (бакалавриат и магистратура), на первый план при подготовке инженеров-технологов выходит практико-ориентированное обучение. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки
262000.6 Технология изделий легкой промышленности (квалификация (степень) «бакалавр») (профиль: Технология швейных изделий) предусмотрена обязательная проектная деятельность студентов [3]. В ходе ее выполнения будущие инженеры должны:
- самостоятельно формулировать текущие и конечные цели проекта, искать наиболее целесообразные технические и дизайнерские пути их решения;
- собирать и анализировать исходные данные для проектирования швейных изделий;
- разрабатывать проекты швейных изделий с учетом утилитарно-технических, художественно-эстетических, экономических параметров;
- разрабатывать проектную, рабочую, техническую документацию.
Выполнение данных требований способствует формированию профессиональных компетенций, которые, в свою очередь, являются основным критерием профессионального становления инженера-технолога:
- умение анализировать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт, принимать участие в исследованиях по совершенствованию технологических процессов и оборудования, применять полученные результаты на практике;
- умение готовить презентации, научно-технические отчеты и доклады по результатам проведенных исследований;
- умение осуществлять профессиональную деятельность с использованием традиционных и инновационных технологий в проектировании и изготовлении швейных изделий.
Метод проектов будет являться наиболее эффективным средством формирования данных профессиональных компетенций инженера-технолога, а, следовательно и способствовать его профессиональному становлению.
Метод проектов используется в рамках изучения дисциплины «Рисунок и основы композиции костюма» для того, чтобы развить познавательные навыки студентов, сформировать умения самостоятельного поиска теоретических знаний, развить творческое мышление.
В процессе изучения дисциплины используются межпредметные проекты, выполняемые в мини-группах (3–4 человека) в течение 1 месяца. Базовая тема проекта: «Разработка коллекции одежды по заданному ассортименту». На рисунке 1 представлены стадии выполнения творческого проекта в рамках дисциплины «Рисунок и основы композиции костюма» в процессе обучения инженеров-технологов.
На первой стадии работы над проектом студенты должны: выбрать тему, выполнить поиск и анализ теоретической информации по теме (необходимо определить и обосновать выбор ассоциативно-образного источника, возрастной группы, ассортиментную группу, сезонность, назначение, стилевое направление), выполнить анализ источника творчества (форма, конструкция, ритм, цветовая гамма, декор) и моделей-аналогов (форма, конструкция, ритм, цветовая гамма, декор) за последние 5 лет. Итогом проведенного исследования может быть доклад или краткий реферативный обзор по полученным данным, а также графический анализ.
На втором этапе проводится прогнозирование моды на будущий сезон. Определяется базовая форма коллекции, составляется колерная карта, карта предполагаемых материалов.
На третьем этапе разрабатывается художественный проект коллекции.
Четвертый этап отводится для разработки технической документации, включающей выполнение технических эскизов и описания внешнего вида моделей коллекции.
На пятом этапе студенты разрабатывают презентацию своего проекта при помощи мультимедийных средств. Завершает исследовательскую работу представление презентации.
Рис. 1. Стадии выполнения творческого проекта
Как можно увидеть из рисунка 1, проект достаточно многоплановый, содержащий проведение исследований, как по художественным, так и по инженерным дисциплинам.
Выбранный нами метод проектов для профессионального становления инженеров-технологов при изучении дисциплины «Рисунок и основы композиции костюма» предоставляет студентам возможность приобретать знания самостоятельно, посредством решения практических задач, требующих применения знаний из различных профессионально-значимых дисциплин, а так как перед студентами ставятся исследовательские, поисковые, проблемные, творческие задачи одновременно, то в конечном итоге, происходит максимальное раскрытие творческого профессионального потенциала будущих инженеров-технологов.
Литература:
1. Родкина А. А. Развитие навыков эскизирования у будущих инженеров-технологов швейного производства в процессе изучения дисциплины «Рисунок и основы композиции костюма» [Текст] / А. А. Родкина // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 137–139.
2. Сучков В. Взаимодействие профессионального образования и производства как фактор модернизации подготовки компетентных специалистов [Текст] / В. Сучков, Р. Сафин, Е. Корчагин, И. Айтуганов // Высшее образование в России. — 2008. — № 12. — С. 19–22..
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 262000 технология изделий легкой промышленности (квалификация (степень) «бакалавр») / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 786.