К вопросу о трансфертном ценообразовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 04.06.2014

Статья просмотрена: 1080 раз

Библиографическое описание:

Маковчук, И. В. К вопросу о трансфертном ценообразовании / И. В. Маковчук, А. Т. Турганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 677-682. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11471/ (дата обращения: 16.11.2024).

Изучение трансфертного ценообразования весьма актуально в наше время, так как растет число вертикально интегрированных корпораций, что приводит к появлению различных ценовых сделок внутри самих структур. Организации стали широко использовать трансфертное ценообразование с целью минимизации налогового бремени, что негативно сказывается на пополнении бюджета государства. О проблеме правового регулирования данного вопроса говорил в своем послании и Д. А. Медведев в 2011году, в котором в качестве одного из основных направлений налоговой политики были названы проблемы трансфертного ценообразования. В России 01.01.2012 вступил в действие Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (N 227-ФЗ), который ввел новые правила трансфертного ценообразования в Российской Федерации. [2]

Перед тем как перейти к сути вопроса, необходимо внести некоторую определенность в терминологию. Сформулируем определения понятий: трансфертная цена и трансфертное ценообразование.

Трансфертная цена — «подозрительная» цена, подлежащая налоговому контролю, в отношении которой есть подозрения, что ее величина установлена сторонами сделки не в коммерческих целях, а в цели налоговой экономии.

Само определение понятия трансфертного ценообразования российским законодательством не установлено, и это, конечно, недостаток. Но, исходя из п.1 ст.105.3 НК РФ можно заключить, что под трансфертным ценообразованием понимаются случаи, когда в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми. [1]

Данный закон (N 227-ФЗ) касается, в первую очередь, холдингов, в которых есть материнская компания и несколько зависимых от нее дочерних организаций. Бизнес таких групп компаний строится посредством работы через взаимозависимых лиц. Использование трансфертных цен позволяет этим структурам перераспределить финансовые потоки: или сосредоточить денежные средства в головном офисе, или в тех подразделениях, которые будут финансировать крупные инвестиционные проекты

Рассмотрим более подробно основные нововведения N 227-ФЗ.

Новые российские правила трансфертного ценообразования основываются на международных нормах, которые закреплены в Руководстве ОЭСР «О трансфертном ценообразовании». Закон № 227-ФЗ дополняет НК РФ новым разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», который будет включать в себя шесть глав (рис. 1). [2]

Данные поправки устанавливают регулирование трансфертного ценообразования по принципу «arm’s length principle» («принцип вытянутой руки»), принятому во всем мире. Этот принцип предполагает пересчет цен по сделкам между взаимозависимыми лицами к рыночным значениям для целей налогообложения.

Рис. 1. Главы раздела V. 1 НК РФ

Новые правила трансфертного ценообразования применяются к сделкам между взаимозависимыми лицами. Федеральный закон № 227 расширил список лиц, признаваемых взаимозависимыми — это лица, оказывающие влияние на условия или результаты сделок, которые совершают эти лица, и экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц. [2]

Для налогоплательщиков установлены три основания для признания лиц взаимозависимыми:

-        согласно действующему законодательству;

-        по решению суда,

-        в случае принятия самостоятельного решения самим налогоплательщиком.

Положительным моментом нововведений можно считать закрытый перечень контролируемых сделок — это сделки, цены которых налоговые органы будут вправе проверить на их соответствие рыночным.(таблица1) [3] Для того, чтобы признать перечисленные ниже виды сделок контролируемыми, необходимо их соответствие одному условию: в результате совершения сделки хотя бы одна сторона должна учесть доходы, расходы или стоимость добытых полезных ископаемых, в результате чего изменяется база по налогу на прибыль, НДФЛ, НДПИ или НДС.

Таблица 1

Контролируемые сделки

N

Вид сделок

Условие признания сделки контролируемой

1

Сделки между взаимозависимыми лицами внутри Российской Федерации

Сумма доходов по сделкам превышает 1 млрд руб. за календарный год (3 млрд руб. — в 2012 г., 2 млрд руб. — в 2013 г.)

2

Внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами

Сумма доходов по сделкам в 2012 г. превышает 100 млн руб. за календарный год, в 2013 г. — 80 млн руб. (с 2014 г. контролируемыми признаются все сделки)

3

Внешнеторговые сделки с товарами мировой биржевой торговли

Сумма доходов по сделкам превышает 60 млн руб. за календарный год

4

Сделки с лицами, зарегистрированными в офшорных зонах

Сумма доходов по сделкам превышает 60 млн руб. за календарный год

5

Сделки между взаимозависимыми лицами при участии компаний-посредников

-

6

Сделки между взаимозависимыми лицами внутри Российской Федерации, если одна из сторон является плательщиком НДПИ, ставка которого выражена в процентах

Сумма доходов по сделкам превышает 60 млн руб. за календарный год

7

Сделки между взаимозависимыми лицами внутри Российской Федерации, если одна из сторон является плательщиком единого сельскохозяйственного налога или единого налога на вмененный доход

Сумма доходов по сделкам превышает 100 млн руб. за календарный год

8

Сделки между взаимозависимыми лицами внутри Российской Федерации, если одна из сторон освобождена от обязанности плательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе ставку 0 %

Сумма доходов по сделкам превышает 60 млн руб. за календарный год

9

Сделки между взаимозависимыми лицами внутри Российской Федерации, если одна из сторон является резидентом особой экономической зоны

Сумма доходов по сделкам превышает 60 млн руб. за календарный год

Также в законе перечислены сделки, которые не являются контролируемыми [2]. Например, если стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с законом. Нововведением является то, что в законодательстве вводится понятие «интервал рыночных цен». [1]

Рис. 2. Интервал рыночных цен

В ФЗ № 227 приведены пять основных методов определения соответствия цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами, рыночным (рисунок 3). [2]

Рис. 3. Методы оценки доходов

Приоритетное значение имеет метод сопоставимых рыночных цен.

Для того чтобы применить один из предусмотренных методов определения рыночной цены, налоговый орган и налогоплательщик могут использовать любую доступную и открытую информацию: цены и котировки бирж; сведения информационных агентств; сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций; результаты независимой оценки. [1]

Налогоплательщики обязаны уведомлять о контролируемых сделках, совершенных за год, когда сумма доходов и расходов от всех контролируемых сделок, совершенных в календарном году с одним лицом, превышает 100 млн. руб.

Налогоплательщик имеет право заключить с налоговым органом соглашение о ценообразовании.(рисунок 4) [2]

Рис.4. Соглашение о ценообразовании

Новый закон предоставляет налоговым органам право проводить специальные проверки трансфертного ценообразования в целях проверки соответствия цены сделки рыночной (таблица 2). [1]

Таблица 2

Особенности проведения налоговой проверки трансфертного ценообразования

Наименование аспекта налоговой проверки

Краткая характеристика

Период проведения

Не более 6 месяцев, возможно продление до 12 месяцев

Основания для проведения проверки

-     уведомление налогоплательщика о контролируемой сделке за предыдущий налоговый период;

-     извещение территориального налогового органа по тем контролируемым сделкам, по которым налогоплательщик самостоятельно уведомление не направил;

-     информация по сделке, которая была получена в ходе повторной выездной налоговой проверки.

Проверка проводится по решению руководителя или заместителя руководителя ФНС России

Налоги, на которые распространяется контроль

-     налог на прибыль организаций;

-     НДФЛ;

-     НДПИ;

-     НДС.

Симметричная корректировка

Результаты проверки касаются не только налогоплательщика, в отношении которого проводилась проверка, но и налогоплательщиков, являющихся другими сторонами контролируемой сделки. НК РФ предусмотрена возможность корректировки у последних налоговой базы и суммы налога. Эти корректировки осуществляются, если решение ФНС о доначислении налога исполнено налогоплательщиком, в отношении которого проводилась соответствующая проверка

Период совершения контролируемых сделок для целей налогового контроля

Не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки

Составление акта проверки

При условии выявления отклонении цен от рыночных, повлекших занижение налогов.

Ответственность за налоговые нарушения

-     штраф не менее 30 тыс.руб., если налог не уплачен (внесен не полностью) из-за того, что в контролируемых сделках применяются несопоставимые коммерческие или финансовые условия;

-     штраф в размере 5 тыс.руб., если уведомление не предоставлено в срок или в нем указаны недостоверные сведения.

На основе вышеизложенного можно сделать выводы: принятый N 227-ФЗ призван повысить эффективность контроля налоговых органов за полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования. Положительным моментом является, что российское законодательство в данной области приблизилось к международным стандартам и это облегчит ведение международного бизнеса компаний и совершения внешнеторговых сделок. Но к новым правилам российским компаниям еще предстоит адаптироваться. Отметим, что предусмотрен переходный период, дающий налогоплательщикам возможность приспособиться к новым правилам. Закон N 227-ФЗ предусматривает необходимость разработки налогоплательщиками достаточно детальной документации по трансфертному ценообразованию. А для этого компаниям необходимы немалые трудовые ресурсы, что приведет к дополнительным затратам. А налоговые органы получают возможность пресекать сокрытие налогоплательщиками доходов от налогообложения путем перераспределения прибыли от сделки между взаимозависимыми лицами, и доначислять суммы налогов, которые были бы уплачены лицами при применении рыночных цен.

Многие компании уже занимаются адаптацией методологии по трансфертному ценообразованию к новым правилам и разрабатывают документацию.

Пока трудно сказать об эффективности новых правил. Необходимо время, чтобы внедрить и приспособить новые принципы к действующему законодательству.

Литература:

1.      Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (действующая редакция от 02.04.2014);

2.      О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения: Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ.

3.      Зозуля В. В., Хочаев И. М. Перспективы развития трансфертного ценообразования в России/»Международный бухгалтерский учет». — 2013. — № 45

Основные термины (генерируются автоматически): трансфертное ценообразование, сделка, сумма доходов, лицо, Российская Федерация, налоговый контроль, налогоплательщик, РФ, цена, налоговая база.


Задать вопрос