SWOT-анализ – выявление и решение возможных проблем в процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 10.06.2014

Статья просмотрена: 16273 раза

Библиографическое описание:

Чилимбаева, Г. А. SWOT-анализ – выявление и решение возможных проблем в процессе / Г. А. Чилимбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8.1 (67.1). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11476/ (дата обращения: 19.12.2024).

"Анализ — не расчленение и выдумывание:

это структурирование и продумывание.

Александр Круглов

Для плодотворных результатов в работе для начала всегда нужно планировать, разрабатывать стратегическое планирование. Понятие «стратегия»англ. сл. Strategy — обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев и эффективного распределения ресурсов.

Стратегическое планирование – это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей организации, анализа проблем развития, выбора базовых стратегий и прогнозирования социально-экономического развития с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. [1]

Преимущества планирования

-                     планирование поощряет руководителей мыслить перспективно;

-                     оно ведет к установлению показателей деятельности для последующего контроля;

-                     улучшает координацию действий в организации образования;

-                     делает организацию образования более подготовленным к внезапным переменам;

-                     улучшает контроль в организации образования

Основные принципы планирования

-                     принцип единства (из 1 плана вытекает другой план, стратегический, годовой, месячный);

-                     принцип участия (в решении проблем задействован широкий круг сотрудников);

-                     принцип непрерывности;

Основные стадии в планировании: Использование цикла качества в планировании; Проверка; Планирование; SWOТ- анализ.

В настоящее время для любого учебного заведения, в том числе и колледжа, на базе которого была проведена работа, являются актуальными следующие направления развития:

1. Повышение практического рейтинга среди абитуриентов и студентов.

2. Обеспечение «выживаемости» в условиях реформы системы образования

3. Налаживание и закрепление связей с потенциальными партнерами

В связи с этим, цель выполняемой работы можно определить как выявление внешних и внутренних факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие конкретного колледжа, а так же оценка степени влияния этих факторов и разработка предложений, связанных со сглаживанием влияния отрицательных последствий и усилением влияния положительных воздействий. [2]

Состояние любой организации зависит от того, насколько успешно она способна реагировать на различные воздействия извне. Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями организации позволяет решать потенциально возникающие проблемы.

Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие организации можно назвать ситуационный или SWOT анализ.

Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее — установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегий организации. [3]

Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз (опасностей) и возможностей.(табл 1)

Таблица 1

Внутренняя среда

сильные стороны

Положительное влияние

Отрицательное влияние

слабые стороны

Внешняя среда

возможности

угрозы

Для выявления слабых и сильных сторон колледжа нужно было провести анкетирование студентов. При ответе на вопрос о сильных сторонах колледжа первое место по значимости занял ответ «Получение профессионального образования, достаточного для дальнейшего трудоустройства», второе место — ответ «Получение практических навыков работы». При выявлении слабых сторон колледжа, первое место по значимости занял ответ «Отсутствие распределения после окончания колледжа», второе место — ответ «Сложность трудоустройства студентов на время практики по профилю специальности и квалификационной стажировки».

Сильные стороны:

— Получение профессионального образования, достаточного для дальнейшего трудоустройства

— Получение практических навыков работы

Слабые стороны:

— Отсутствие распределения после окончания колледжа

— Сложность трудоустройства студентов на время практики по профилю специальности и квалификационной стажировки

Возможности:

— Поддержка системы СПО на государственном уровне

— Возможность продолжения обучения по выбранной специальности

Угрозы:

— Недостаточный размер стипендий и как следствие необходимость работать в свободное время

— Территориальное расположение колледжа

На основании построенной таблицы составляется матрица решений как итог проведения SWOT-анализа — то есть разрабатываются варианты действий, с помощью которых можно было бы использовать выявленные возможности и нейтрализовать (в большей или меньшей степени) выявленные угрозы. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны колледжа?

2.Какие слабые стороны колледжа могут в этом помешать?

3.За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?

4.Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами колледжа, нужно больше всего опасаться?

В таблице показано, как возможности внешней среды могут повлиять на сильные стороны колледжа.

Параметры

Возможности

Поддержка системы СПО на государственном уровне

Возможность продолжения обучения по выбранной специальности

Сильные стороны

Получение профессионального образования, достаточного для дальнейшего трудоустройства

Возможность сотрудничества с государственными органами на предмет подготовки специалистов нужных специальностей

Повышение (углубление) знаний по выбранной специальности без отрыва от производства (дистанционное обучение)

Получение практических навыков работы

Создание (развитие) на базе колледжа учебно-производственных комбинатов

Размещение на базе колледжа целевых заказов гос.органов по получению образования отдельными сотрудниками

В следующей таблице представлено, как возможности внешней среды могут частично нейтрализовать слабые стороны колледжа.

Параметры

Возможности

Поддержка системы СПО на государ- ственном уровне

Возможность продолжения обучения по выбранной

специальности

Слабые стороны

Отсутствие распределения после окончания колледжа

Подготовка специалистов по заявкам предприятий

Возможность организации непрерывного процесса обучения

Сложность трудоус-

тройства студентов на время практики по про-

филю специальности и квалификационной стажировки

Заключение договоров с предприятиями на трудоустройство выпускников

Предоставление возможности подготовки студентов по смежным дисциплинам с целью развития дальнейших практических навыков

Теперь нашей главной задачей по вышеперечисленным критериям, вычислить и частично нейтрализовать слабые стороны планирования при возможном воздействии внешних угроз: Недостаточный размер стипендий и как следствие необходимость работать в свободное время. Предложения:

-                     Поиск потенциальных работодателей

-                     Привлечение заказов для выполнения их силами студентов на базе производственных мощностей колледжа          

Территориальное расположение колледжа. Предложения:

Размещение информации о специальностях колледжа в Интернете (в т. ч. на собственном сайте с форумом), на местном телевидении и в рекламных изданиях

-                     Участие в выставках и ярмарках вакансий

По результатам SWOT-анализа можно предложить следующие действия по возможному практическому использованию результатов данной работы в деятельности анализируемого колледжа: Изменение характера работы структурного подразделения колледжа, занимающегося практикой студентов в сторону поиска новых партнеров и укрепления связей с уже имеющимися, и последующим трудоустройством. [4]

2. Создание на сайте колледжа форума, с целью обсуждения вопросов организации жизни колледжа, а также возможности отправки и обработки данных для обучающихся на экстернате и по форме дистанционного обучения.

3. Наличие оперативной информации на сайте и стендах колледжа о проведении профессиональных выставок и ярмарок вакансий, с целью своевременного информирования учащихся о возможности применения полученных знаний в практической деятельности. В заключение работы подведём выводы:

а) SWOT-анализ применяется при разработке планов учреждения. Для начала необходимо выбрать, что оценивать: общую конкурентоспособность учреждения, ее востребованность в округе, привлекательность отрасли, рынок, проект, направление деятельности, продукт и т. д.

б) Экспертный опрос — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности.

в) Для оценки сильных и слабых сторон определяют критерии по всем важнейшим сферам ответственности учреждения. После этого составляют соответствующий вопросник. Критерии можно устанавливать на семинаре сотрудников учреждения.

г) На основании проведенного исследования одним из методов преодоления кризиса является внедрение инноваций. [5]

Процесс внедрения инноваций должен выступать объектом управления. Комплексный характер инноваций, их разнообразие и многосторонность требуют серьезной разработки и обоснованной классификации. Инновации — это фактор стабильности востребованных специалистов.

Литература:

1.        Закон Республики Казахстан о статистике, Астана,2001

2.        Отчет по человеческому развитию (ежегодный).

3.        Хан Д., Планирование и контроль: концепция контроллинга /Пер. с нем. — М.: Финансы и статистика, 1997.

4.        Методологические положения по статистике: стат.сборник, М.:2001.

5.        Ансофф К. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 2003

Основные термины (генерируются автоматически): возможность, выбранная специальность, сильная сторона колледжа, слабая сторона колледжа, внешняя среда, возможность продолжения обучения, время практики, дальнейшее трудоустройство, квалификационная стажировка, организация образования, отсутствие распределения, поддержка системы, профессиональное образование, сторона.


Задать вопрос