Ключевые слова: эффективность, интеграция, стимулирование, стимулирование, студент.
Эффективность — это продуктивность при оптимальном соотношении результат/затраты. При этом продуктивность не сводится к валовому результату. Продуктивность — это создание необходимого и полезного обществу продукта надлежащего качества в необходимом и достаточном количестве. Предложенное определение может быть применено в любой сфере человеческой деятельности — в производстве, сельском хозяйстве, образовании. И важны здесь все аспекты.
Повышать эффективность образования в ВУЗах до недавнего времени было сложно, потому что не было единого плана и стандартов. Сегодня в правительстве уже разработана стратегия развития сферы образования, куда входит множество пунктов. Причем разработка коснулась не только средне-специальных учебных заведений и школ, но также детских садов и высших учебных заведений.
Если наблюдать за тем, что происходит сегодня в сфере образования, то можно отметить, что за последние несколько лет произошли существенные перемены. Недавно были укрупнены многие ВУЗы и ВТУЗы. Не решена пока что проблема качества образования. Речь идет о повышении статуса педагогов разных учебных заведений, а также педагогов дошкольных учреждений.
Будучи одной из богатейших стран в мире по запасам самых разнообразных природных ресурсов, мы существуем как самые бедные восточноазиатские государства. И очевидная причина всего этого — отсутствие заинтересованности государства в развитии собственных производств, для которых и требуются все те специалисты, о которых шла речь выше. Чтобы вновь стать передовой державой, необходимо:
1) используя государственные идеологические и финансовые рычаги, в кратчайшие сроки поднять престиж педагогов, ученых, инженеров;
2) воссоздать (в финансовом и организационном плане) исследовательские институты и конструкторские бюро, чтобы предоставить будущим выпускникам возможность работать по специальности и получать при этом достойное вознаграждение;
3) в наибольшей степени распространить базовые принципы обучения, используемые в классических университетах и нацеленные на подготовку специалистов с максимально широкой эрудицией;
4) стимулировать (как, например, в Японии) получение человеком дополнительных знаний, причем не только в области его специализации;
5) ввести согласованную плановую организацию работы всех производств, инженерно-конструкторских бюро и институтов, предприятий социальной сферы и образовательных учреждений. Иначе говоря, необходим государственный план в сфере производства и государственный заказ, определяющий количество специалистов, требующихся для оптимального функционирования всей государственной системы.
Только при такой общей организации, когда в вузах созданы условия для эффективной работы сотрудников и определены государственные задачи в сфере образования, можно начинать оценивать эффективность, причем не только вузов, но и профильного министерства.
Эффективная работа министерства — это точное определение государственного заказа и обеспечение вузов всем необходимым для его выполнения. А эффективная работа вузов — это качественная подготовка нужного количества специалистов. Говоря о качестве подготовки специалистов в вузах, вспомним вторую часть определения понятия «эффективность» об оптимальном соотношении результат/затраты. Именно, оптимальное, а не максимальное!
Таким образом, предлагается оценивать эффективность реализации маркетинга образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования по пяти направлениям:
1. Экономическое. Несмотря на то, что вуз не является коммерческой организацией, тем не менее, в условиях сокращения финансирования высшей школы вузы активно занимаются привлечением денежных средств в рамках самофинансирования и начинают функционировать по законам бизнеса.
2. Информационное. На современного потребителя (как реального, так и потенциального) постоянно обрушивается огромный поток информации. Зачастую именно этот информационный поток и определяет потребительское поведение. Данный феномен характерен и для рынка образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования. Информация в СМИ (аналитические статьи, различные обзоры, реклама, рейтинги, телепередачи) помогает потребителю ориентироваться на рынке.
3. Социальное (или потребительское). Данное направление позволяет определить эффективность маркетинговых мероприятий через оценку наиболее важных категорий: абитуриентов, студентов, потребителей.
4. Интеграционное направление позволяет оценить уровень межрегионального и международного сотрудничества вуза с другими вузами.
5. Востребованность — основной целью маркетинга является производство и реализация услуг, направленных на максимальное удовлетворение потребностей потребителей.
Традиционная вузовская система сегодня переживает процесс кардинальных преобразований, вызванных новыми потребностями общественного развития, построением информационного общества, жесткой конкуренцией на рынке образовательных услуг, что требует реализации новой роли вузов не только как центров науки и образования, но и как основных субъектов инновационной деятельности. В связи с этим актуальной задачей является исследование факторов, влияющих на повышение инновационного потенциала вуза.
Важнейшая характеристика современного вуза, его способность к улучшению, устойчивому развитию и достижению нового качественного состояния определяется уровнем и степенью развития его инновационного потенциала. Обобщая различные подходы к определению понятия инновационного потенциала, будем понимать под этим термином совокупность ресурсов, достаточных для осуществления эффективной инновационной деятельности и определяющих предельно возможный уровень вклада инновационной деятельности в улучшение финансовых показателей.
Финансовая составляющая является главным показателем эффективности деятельности вуза, поэтому стратегия должна описывать, каким образом целесообразно обеспечить устойчивый рост стоимости. Основными направлениями повышения финансовой устойчивости вуза могут быть: обеспечение роста доходов за счет сокращения издержек, создания новых источников дохода, повышения эффективности научных исследований преподавателей и студентов, активизации на рынке дополнительного профессионального образования (внедрения новых образовательных продуктов, привлечения новых потребителей за счет заключения договоров на целевую подготовку специалистов).
Научная новизна дипломного проекта состоит в исследовании основ эффективности вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности, а также в разработке модели эффективности вуза.
Целью выполнения дипломной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности учебных заведений РФ на примере МГУПП.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- обозначить роль, сущность и значение повышения эффективности в учебных заведениях РФ;
- определить критерии и показатели оценки эффективности развития учебных заведений и рассмотреть эффективное развитие учебного заведения на основе выбранных критериев;
- сделать анализ современного состояния, факторы и резервы повышения эффективного развития деятельности учебных заведений;
- охарактеризовать современное состояние моего ВУЗа — МГУПП;
- выявить факторы повышения эффективности развития моего ВУЗа — МГУПП;
- проанализировать пути повышения эффективности деятельности учебных заведений.
Литература:
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
2. Абрамиашвили Г. Г. и другие. Операция «Маркетинг». Стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий. — М., «Международные отношения», 2012.
3. Басовский Л. Е. Маркетинг: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2013.
4. Богачев В. Ф., Кабаков В. С., Ходаток А. М. Стратегия малого предпринимательства — СПб:Изд-во «Корвус», 2013.
5. Бонько В. И. «Некоторые вопросы физического воспитания в вузе», «Физическое воспитание в вузе», методическое пособие, г. Иркутск,2013.
6. Быкадоров В. Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практ. пособие. М.: ПРИОР, 2014.