В условиях формирования экономики «открытого типа» с достаточно развитыми внешнеэкономическими связями важно, чтобы каждое государство нашло свою «нишу» в международном разделении труда, в мировой хозяйственной системе. Другой подход, связанный с ориентацией на собственные силы пережил себя и стал тормозом в социально-экономическом развитии республики.
Республика Узбекистан с момента обретения независимости проводит самостоятельную внешнеэкономическую политику с целью достижения действительной открытости экономики и интеграции ее в мировую экономическую систему.
Инновационная экономика Узбекистана обладает достаточно благоприятными факторами и условиями, способствующими интенсификации привлечения инвестиций и внешнеэкономических связей.К ним относятся:
§ большие запасы минерально-сырьевых, земельных и растительных ресурсов, а также уникальные почвенно-климатические условия для развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности АПК;
§ значительный экспортный потенциал, позволяющий при соответствующем капитале, производственной кооперации и совместных инвестициях сформировать производство конкурентоспособной продукции;
§ накопленный научный потенциал, сложившаяся инфраструктура народнохозяйственного комплекса, позволяющий вовлекать республику в широкие мирохозяйственные связи;
§ относительно стабильная политическая обстановка в республике при сравнительно низкой стоимости рабочей силы, обеспечивающая взаимовыгодное экономическое сотрудничество.
Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов подчеркнул, что, не смотря на замедление темпов роста мировой экономики, в Узбекистане обеспечены динамика роста и макроэкономическая стабильность [1]. Прирост ВВП Узбекистана в 2013 году составил 8%, объемы производства промышленности 8,8%, сельского хозяйства 6,8%, бюджет исполнен с профицитом, а внешнеторговое сальдо составило $1,3 млрд.
Доля промышленности в ВВП превысила 24%, а машиностроение и переработка металлов выросла на 121%, производство стройматериалов на 113%.
Экспорт, несмотря на целый ряд факторов неустойчивости на мировых рынках, увеличился на 10,9%. В этом плане создание Фонда поддержки экспортной деятельности субъектов бизнеса и частного предпринимательства и его филиалов во всех регионах открыло новые возможности для завоевания внешних рынков. За короткий срок Фонд содействовал в подписании 153 контрактов на $56 млн.
Капитализация банков в 2013 году выросла на 15%. Уровень достаточности капитала банков республики превысил 24%, в то время как Базельский комитет установил данный показатель на уровне 8%.
В рамках инвестиционной программы страны в 2013 году было освоено $13 млрд. капиталовложений, 70% этих средств были направлены на строительство производственных объектов. На инвестиционный климат в стране существенно и в лучшую сторону повлияла деятельность Фонда реконструкции и развития Узбекистана, финансирующего крупные строительные и инфраструктурные проекты совместно с иностранными партнерами. Активы фонда за несколько лет превысили $15 млрд. В 2013 году завершилась реализация 150 проектов на сумму $2,3 млрд. в электроэнергетике, металлургии, транспорте, в развитии экономических зон в городах Навои, Ангрен и Джизак.
Отмечая экономические приоритеты 2014 года, Президент Узбекистана подчеркнул необходимость сохранения темпов роста ВВП, снижения налогового бремени и ставок рефинансирования Центрбанка с 12% до 10%, инвестирование реализации крупнейших проектов, таких как Сургиль, Шуртан, Талимарджанская ТЭЦ и др.
Алмалыкский ГМК - единственный производитель меди в Узбекистане, и один из крупнейших производителей цветных металлов в Центральноазиатском регионе. На долю АГМК приходится порядка 90 % производства серебра и около 12 процентов золота в республике. В состав комбината входят два горнорудных предприятия, две обогатительные фабрики и два металлургических завода со своей инфраструктурой. Общий объем производимой продукции оценивается более чем в 300 миллионов долларов в год. Комбинат имеет право на разработку месторождений медно-молибденовых и свинцово-цинковых руд в районе города Алмалык (Ташкентская область). Сырьевой базой АГМК являются месторождения медно-порфировых руд «Кальмакыр» и «Сары-Чеку» (Ташкентская область) и месторождение свинцово-цинково-баритовых руд «Уч-Кулач» (Джизакская область).
Переработкой вольфрамовых руд и молибдена, обнаруженных в республике, занимается Узбекский комбинат тугоплавких и жаропрочных металлов (введен в строй в 1956 году) в Чирчике.
По общим запасам золота Узбекистан стоит на четвертом месте в мире, а по уровню добычи - на девятом. По данным Госкомгеологии Узбекистана, в республике в настоящее время открыто 41 месторождение золота, из них разрабатываются девять месторождений, в 2012 году в стране добыто около 90 тонн золота. Основное золото добывается в бассейне р. Зерафшан и в Кызылкумах. Добыча золота в стране сконцентрирована на трех крупнейших предприятиях — Навоийский и Алмалыкский горно-металлургические комбинаты (НГМК и АГМК), СП «Амантайтау Голдфилдс» (совместно с Oxus Gold plc - OXS.L), структура которой приведена в диаграмме.
В таблице приведены объемы и структура промышленного производства за годы независимости Республики Узбекистан.
Объемы и структура промышленного производства Республики Узбекистан
за годы независимости*
Показатели |
1991 г., млрд. руб. |
Доля в общем объёме промыш-ленной продукции, % |
2012 г., млрд. сум |
Доля в общем объёме промыш-ленной продукции, % |
Промышленная продукция |
63,0 |
100,0 |
51059,3 |
100,0 |
электроэнергетика |
1,7 |
2,7 |
3954,5 |
7,7 |
топливная |
2,3 |
3,7 |
9207,9 |
18,0 |
черная металлургия |
0,5 |
0,8 |
1306,3 |
2,6 |
цветная металлургия |
6,1 |
9,7 |
5097,3 |
10,0 |
химическая и нефтехимическая |
2,5 |
4,0 |
2819,0 |
5,5 |
машиностроение и металлообработка |
7,3 |
11,6 |
8913,3 |
17,5 |
деревообрабатывающая |
1,0 |
1,6 |
642,9 |
1,3 |
строительных материалов |
2,7 |
4,3 |
2824,8 |
5,5 |
легкая |
25,1 |
39,8 |
6566,6 |
12,9 |
пищевая |
9,3 |
14,8 |
6732,7 |
13,2 |
другие |
4,5 |
7,1 |
2994,0 |
5,9 |
* Составлена по материалам официального сайта Государственного комитета Республики Узбекистан
по статистике - www.stat.uz.
Как видно из таблицы, после приобретения независимости в республике значительно развивались ведущие отрасли промышленности как электроэнергетика, топливная и химическая промышленность, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов, когда доли легкой, пищевой и других подотраслей промышленности относительно снизились. В производстве таких видов промышленной продукции немаловажную роль играет государственное предприятие «Навоийский горно-металлургический комбинат» (НГМК).
ГП НГМК был создан для выполнения задач по добыче и переработке урановой руды на базе крупного месторождения Учкудук в 1958 году. Ныне НГМК - флагман горно-металлургической отрасли страны [2]. В диаграмме приведена доля ГП НГМК в структуре производства золота в Узбекистане (рис.).
Рис. Доля ГП Навоийского ГМК в структуре производства золото в Узбекистане
Опираясь на выработанные принципы «узбекской модели» поэтапного перехода на рыночную экономику и мировой опыт реформирования внешнеэкономических отношений, обоснованы важнейшие приоритеты стратегии ускоренного развития промышленности страны на долгосрочную перспективу. Главной целью при этом является «наиболее полное удовлетворение растущих потребностей национальной экономики в необходимых товарах и услугах».
Именно на достижение этой цели были направлены следующие приоритеты привлечения иностранных инвестиций в инновационную экономику Узбекистана:
· более полное удовлетворение потребностей промышленности, транспортного комплекса, строительства, агропромышленного производства, а также таких секторов экономики как домашние хозяйства, финансовый и банковский секторы;
· приоритетное развитие отдельных подотраслей промышленности и производств, ориентированных на увеличение экспортной продукции;
· обеспечение интенсификации и повышение эффективности производства на основе ускорения научно-технического прогресса путем закупки лицензий, ноу-хау на изобретения, технологические процессы, новые изделия, приобретение новых и новейших машин, оборудования и т.д., позволяющих повысить технический уровень производства и поднять производительность труда;
· создание новых подсистем и производств на базе интеграции информационных технологий, электроники во внешнеэкономическом комплексе республики;
· ускорение процесса вхождения страны в мировое хозяйство на базе приоритетного развития международной кооперации в производстве и экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции.
Для реализации отмеченных приоритетов развития, на наш взгляд, эффективным является выполнение в стране следующих подцелей стратегии ускоренного привлечения иностранных инвестиций:
· формирование многоукладной экономики страны во внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности;
· обеспечение процессов либерализации внешнеэкономических отношений и формирование частного сектора в данной сфере;
· реформирование механизмов макроэкономического регулирования всех аспектов внешнеэкономических связей;
· усиление механизма активной инвестиционной политики на базе широкого привлечения иностранных инвестиций для технического перевооружения производства реконструкции предприятий;
· совершенствование стратегического, инновационного менеджмента и маркетинга во внешнеэкономической деятельности.
Для успешного выполнения отмеченных подцелей стратегии развития предусматривается формирование целостной многоукладной внешнеэкономической системы на основе совершенствования рыночных отношений, углубления процессов инновации, либерализации и глобализации, что, в свою очередь, требует широкого использования возможностей и преимуществ рыночных механизмов хозяйствования.
Литература:
1. Каримов И.А. 2014 год станет годом развития страны высокими темпами, мобилизации всех возможностей, последовательного продолжения оправдавшей себя стратегии реформ./Доклад на заседании правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2013 году и важнейшим приоритетам на 2014 год // Газета «Народное слово» от 18.01.2014 г.
2. Шеметов П.А., Сытенков В.Н. Стратегия развития золотодобычи Узбекистана в новых экономических условиях // В журн. «Горный вестник Узбекистана» № 1/2010. –с.8.
3. www.stat.uz - сайт Государственного комитета по статистике РУз.