Ключевые слова: менеджмент,совершенствование систем управления, внешнеэкономической деятельностью предприятий, эффективного управления предприятием.
Развитие рыночной экономики в России и проведение реформ способствовало либерализации внешнеэкономической деятельности. Для предприятий это, с одной стороны, расширяет возможности доступа на внешние рынки, с другой стороны, способствует вовлечению во внешнеторговые и валютные операции; которые оказывают влияние на общую эффективность их деятельности.
В сложившихся условиях экономики для отечественных предприятий важнейшей задачей становится совершенствование систем управления. При этом имеет место ориентация преимущественно на мировую практику стратегического управления при одновременном стремлении к её адаптации к российским задачам.
Теоретическая разработка механизма эффективного управления предприятием в целом и внешнеэкономической деятельностью в частности, необходима по причине возрастающего влияния факторов внешней среды.
Практика изучения деятельности отечественных предприятий показывает, что система управления внешнеэкономической деятельностью разрознена. Отсутствие комплексных научных разработок в области управления внешнеэкономической деятельностью, охватывающих все этапы процесса внешнеэкономических операций, приводит к снижению эффективности деятельности предприятия.
Таким образом, актуальность темы моей работы обусловлена необходимостью выявления эффективных решений для формирования и управления внешнеэкономической деятельностью предприятий с использованием не только классических методов, но и инновационных.
Цель данной работы заключается в исследовании теоретических основ и методических предложений по формированию эффективного механизма управления внешнеэкономической деятельностью предприятия.
Объект исследования — внешнеэкономическая деятельность предприятий промышленного комплекса.
Управление — совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и перевод ее в новое более жизненное состояние организации путём разработки и реализации целенаправленных действий [1].
В работе менеджмент рассматривается как организация управления фирмой, осуществляющей любые виды предпринимательской деятельности, направленной на получение предпринимательского дохода. Содержание менеджмента, таким образом, состоит в достижении фирмой определённых результатов в предпринимательской деятельности.
Цели всякой организации предполагают преобразование ресурсов (капитал, материалы, технология, информация, трудовые ресурсы) для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности — функций организации, каждая из которых выполняется определённым подразделением, задачи каждого из которых несут определённые цели.
Менеджмент как процесс принятия управленческих решений играет важную роль в жизни любого предприятия. Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для руководителя — менеджера — и требует от него принятия решений в отношении изменения целей и программы действий.
Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Управленческое решение должно содержать ответ на вопрос — как реализовать принятое решение и как проконтролировать его исполнение.
Анализ информации и принятие на ее основе управленческих решений составляют технологию менеджмента. Иерархия в системе управления решает проблемы передачи ответственности на более низкие уровни управления, централизации и децентрализации процесса принятия решений и самой организации управления [2].
Процесс функционирования системы управления включает работу по ее совершенствованию и рационализации, поскольку современный менеджмент основан на рациональных способах принятия решений.
Каждый аспект подхода к менеджменту как к системе управления требует ее изучения в статике и динамике; в рамках глобальной локальной деятельности; на текущий момент и на перспективу. А это отражается на формулировке целей, методов воздействия для их достижения, на организационной структуре управления, на функционировании фирмы как управляемого объекта.
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путём рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Также целью менеджмента в условиях современной экономики является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определённых резервных денежных средств и предоставление менеджерам определённой степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учётом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
В связи с перечисленными аргументами в задачи менеджмента входит [3]:
§ Обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
§ Стимулирование работы сотрудников фирмы путём создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
§ Постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
§ Постоянный поиск и освоение новых рынков.
§ К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также
§ Определение конкретных целей развития фирмы;
§ Выявление приоритетности целей, их очерёдности и последовательности решения;
§ Разработка стратегии развития фирмы — хозяйственных задач и путей их решения;
§ Выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
§ Определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
§ Установление контроля за выполнением поставленных задач.
В целом процесс управления фирмой имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь определённого уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле.
Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации. Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Стратегическое планирование даёт основу для принятия решения. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.
Внешнеэкономические связи представляют собой хозяйственные, торговые, политические отношения между странами, устанавливаемые на уровне правительств тех или иных государств.
Обозначим цели и задачи. Цели внешнеэкономической деятельности: ознакомление с различными аспектами внешнеэкономической деятельности предприятий с зарубежными организациями и фирмами, а так же рассмотрение приёмов исследования и оценки перспективных аспектов внешнеэкономической деятельности предприятия.
Основные цели внешнеэкономической деятельности [4]:
§ изменение объема экспорта и импорта;
§ обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьём, энергией и др.);
§ изменения соотношения экспортных и импортных цен.
Данные цели достигаются через решение следующих задач:
1)изучение теоретических основ международного разделения труда и международной торговли;
2)изучение приёмов и методов международной торговой политики;
3)изучение методов международного ценообразования;
4)изучение организации и техники внешнеэкономических операций.
Следует различать понятия «внешнеэкономические связи» и «внешнеэкономическая деятельность».
Внешнеэкономическая деятельность, в отличие от внешнеэкономических связей, осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий) с полной самостоятельностью в выборе номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости, объема и сроков поставки.
Так внешнеэкономическую деятельность можно представить как совокупность определённых внешнеэкономических функций субъекта хозяйствования: производственно-хозяйственных, организационно-экономических, коммерческих.
Литература:
1. Воронкова О. Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: Учебник / Под ред. Е. П. Пузаковой. 2-е изд. Доп. И перераб. М.: Экономистъ, 2008.-105 стр.
2. Воронина Э. М. Менеджмент предприятия и организации / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М., 2004.- 7 стр.
3. Поршнева А. Г. Менеджмент: теория и практика в России:, Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, М. Л. Разу, А. В. Тихомировой. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. — 46 стр.
4. Стровский Л. Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник. М.: Юнити — Дана, 2010. — 196 стр.