Статья посвящена компьютерному тестированию, обоснованы его основные преимущества, проанализированы вопросы использования компьютерного адаптивного тестирования, а также приведены правила составления тестовых заданий.
Ключевые слова: информатизация образования, тест, компьютерное тестирование, компьютерное адаптивное тестирование, правила составления тестовых заданий.
Thearticle is devoted to computerised testing, its main advantages are proved, the questions of using computerised adaptive testing are analysed, and also the rules of composing test tasks are provided.
Keywords: informatization of the education, a test, a computerised testing, a computerised adapive testing, the rules of composing test tasks.
Научно-технический прогресс конца XX и начала XXI веков, обусловленный стремительным развитием информационных и коммуникационных технологий, породил ряд новых закономерных тенденций во всех областях человеческой жизнедеятельности. Особую значимость при этом приобретает процесс информатизации образования.
Информатизация всех процессов в обществе, в том числе системе образования, находит своё отражение во многих нормативно-правовых документах Республики Узбекистан.
«Национальная программа по подготовке кадров», которая соответствует положениям Закона ”Об образовании” Республики Узбекистан, разработана на основе анализа национального опыта, исходя из мировых достижений в системе образования, и ориентирована на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью.
В рамках этой программы в республике осуществляется информатизация системы непрерывного образования, обеспечивается информатизация образовательного процесса, полный охват системы непрерывного образования компьютерными информационными сетями, имеющими выход в мировые информационные сети, создается инфраструктура научно-исследовательского обеспечения процесса подготовки кадров, формируются базы данных по различным областям знаний для использования в образовательных информационных сетях.
При этом необходимо не только осваивать и реализовывать новые информационные технологии, но и внедрять их в новые формы обучения и контроля знаний. В частности, таким формам контроля знаний относится компьютерное тестирование, которое как новое направление педагогических инноваций активно используется в диагностике знаний и мониторинга педагогических достижений.
При компьютерном тестировании предъявление тестов, оценивание результатов обучающихся и выдача им результатов осуществляется с помощью персональных компьютеров.
Рассмотрим основные преимущества компьютерного тестирования.
При компьютерном тестировании появляется возможность интерактивного тестирования, включающую звук, графику, анимацию, видео, которая усиливает наглядность, увеличивает многоканальность восприятия, создает положительный эмоциональный фон. Например, в процессе ответа испытуемого на экране может появляться дополнительная информация, различная в зависимости от ответа. А это способствует активизации учебной деятельности обучающихся, повышая их мотивацию.
Студенты могут проходить тестирование в удобное для них время. Пройти тестирование могут и, находясь вне учебного заведения. При неуспешном прохождении тестов они имеют возможность переподготовиться по затруднительным вопросам, восполнять имеющиеся пробелы в изучении учебного материала, что способствует повышению самостоятельности, чувства ответственности и самоконтроля у студентов.
Возможность использования графических заданий, различных цветов, анимацию, видео, звук в компьютерном тестировании, за счет которых разнообразятся задания, заинтересует, концентрирует внимание, повышает активность работы обучающегося, позволяет акцентировать внимание на методически значимых компонентах.
Отсутствует списывание, т. к. компьютерное тестирование позволяет использовать банки заданий и формировать различные варианты для разных испытуемых. Из-за отсутствия бумаг, которые можно скопировать — обеспечивается большая степень секретности.
Реализация адаптивного тестирования одна из преимуществ компьютерного тестирования. Адаптивность позволяет проводить дифференциацию знаний обучающихся, своевременно выявлять слабоуспевающих студентов, и не допускать явного отставания их в усвоении учебного материала.
В традиционных формах тестирования требуется большая подготовка к проведению, например, печать материалов, и поэтому более затратно, а при компьютерном тестировании затраты минимальные.
Кроме повышения эффективности обучения, внедрение компьютерного тестирования разгружает преподавателя от ряда трудоемких и часто повторяющихся операций по контролю знаний.
Еще одним преимуществом такого контроля является оперативность, тест может быть проверен немедленно, чем обеспечивается обратная связь с испытуемым, позволяет освободить время преподавателя от проверки результатов тестирования. Автоматически генерируется матрица тестирования, что облегчает анализ заданий и испытуемых, также возможно автоматическое формирование отчетов для мониторинга педагогических достижений.
Использование компьютера в качестве инструмента для контроля привывает навыки использования информационных технологий, как студентам, так и преподавателю, создающему и проводящему тестирование.
В практике обучения используются три вида компьютерного тестирования:
- компьютерное тестирование, в котором варианты, и порядок предъявления заданий фиксированы;
- компьютерное тестирование с автоматическим формированием различных вариантов теста, в котором варианты формируются автоматически из имеющегося набора заданий по правилам, заданным разработчиком;
- компьютерное адаптивное тестирование, в котором для каждого испытуемого в процессе тестирования формируется индивидуальный набор заданий.
Известно, что в педагогике особую значимость имеет выявление высокоточной и адекватной оценки уровня подготовки каждого обучающегося, а компьютерное адаптивное тестирование служит именно для этого.
Мы подробнее рассмотрим компьютерное адаптивное тестирование.
Технология компьютерного адаптивного тестирования зародилась в Миннесотском университете и первоначально ограничивалась тестами способностей и достижений.
В этом виде компьютерного тестирования тестовые задания индивидуально выбираются для каждого обучающегося с помощью автоматизированной системы тестирования, в которой заранее известны параметры трудности каждого задания. Данный выбор основывается на результатах ответов испытуемого на предыдущие задания. Количество заданий, их типы и порядок предъявления для каждого индивидуальны.
В западной литературе выделяется три варианта адаптивного тестирования [2]. В первом варианте, называемом пирамидальным тестированием, при отсутствии предварительных оценок всем испытуемым дается задание средней трудности и уже затем, в зависимости от ответа, каждому испытуемому дается задание легче или труднее; на каждом шаге полезно использовать правило деления шкалы трудности пополам. При втором варианте контроль начинается с любого, желаемого испытуемым, уровня трудности, с постепенным приближением к реальному уровню знаний. Третий вариант адаптивного тестирования — когда тестирование проводится посредством банка заданий, разделенных по уровням трудности.
Основные преимущества компьютерного адаптивного тестирования по сравнению с другими формами тестирования [3]:
- эффективность: требуется существенно меньше заданий для оценивания уровня подготовленности испытуемого;
- точность: возможность оценить уровень подготовленности каждого испытуемого на его уровне с минимальной ошибкой измерения;
- испытуемые не тратят время и силы на задания, не соответствующие их уровню подготовки (слишком легкие для них или слишком трудные), поэтому уменьшается влияние на результаты дополнительных факторов (утомление, беспокойство, неаккуратность);
- участники тестирования более мотивированы и спокойны (т. к. им не предлагается заданий, слишком для них трудных).
Тестовые задания должны быть составлены с учетом определенных правил. Приведем основные правила составления тестов [1, c.72–73]:
1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа, этим Вы сведете к минимуму возможность столкнуться с часто встречающимися проблемами.
2. Содержание задания должно отвечать требованиям стандарта дисциплины и отражать содержание обучения.
3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль.
4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».
5. Вопрос должен быть четко сформулирован. Избегайте слов «большой», «небольшой», «малый», «много», «мало», «меньше», «больше» и т. д.
6. Избегайте вводных фраз или предложений, имеющих мало связи с основной мыслью, не следует прибегать к пространным утверждениям, так как они приводят к правильному ответу, даже если обучающийся его не знает.
7. Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания; в любом случае следует использовать короткие, простые предложения, без зависимых или независимых оборотов.
8. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов; применяйте правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.
9. Не используйте варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».
10. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ. В противоположной ситуации на прочтение ответов уходит больше времени и больше сил тратится на анализ высказываний.
Соблюдая вышеперечисленные правила, можно создать тесты, которые дают более объективную оценку знаний, умений и навыков обучаемых.
Таким образом, в условиях информатизации образования технология компьютерного тестирования является эффективным педагогическим инструментарием диагностики знаний и мониторинга педагогических достижений. Использование компьютерного тестирования в подготовке кадров обеспечивает решение комплекса актуальных педагогических задач: создания предметных тестовых баз и средств автоматизированной обработки результатов тестирования обучаемых, наглядного представления и интеграции результатов тестирования. Компьютерное адаптивное тестирование позволяет более качественно оценивать результаты обучения в сравнении с неадаптивным тестированием, также создаёт условия для коррекции индивидуальных и групповых уровней обученности и управления качеством обучения.
Литература:
1. Опарина Н. М. и др. Адаптивное тестирование: учеб.-метод. пособие. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. -95 стр.
2. Weiss D. J.(Ed.) New Horizons in Testing: Latent Trait Test Theory and
3. Computerised Adaptive Testing. New York, Academic Press, 1983.-345pp
4. Wim J. van der Linden & Cees A. W. Glas (Eds.) Elements of
5. adaptive testing. New York, NY: Springer, 2010. -462 pp.