В рассматриваемом кулисном механизме кривошипно-шатунного рабочего органа поршневого насоса вес звенья параметров данного механизма можно условно разделить на две части — кулисного механизма и кривошипно-шатунного рабочего органа поршневого насоса. Заключительную часть выполнения технологической части работы составляет кривошипно-шатунный поршень, поэтому, данное звено мы называли кулисный механизм поршневого насоса.
Основная деталь узла механизма (рисунок 1, а) — поршень 6 перемещающаяся в цилиндре 7. Наружная поверхность поршня 6 плотно прилегается к обработанной поверхности цилиндра 7. Поршень движется возвратно-поступательно и совершает движение под воздействием кривошипно-шатунного механизма (1, 2, 3) воздействующего на шток 5. При движении ползуна 2 вправо поршень 6 совершает рабочий ход , а при движении ползуна 2 влево происходит холостой ход
.
Для преобразования вращательного движения кривошипа в возвратно-поступательное движение ползуна 2 применяется кулисный механизм
. Кривошип 9 вращается со средней угловой скоростью
, а кулиса
качается относительно точки
. Кулисный механизм позволяет получить большую скорость
холостого хода, чем скорость
рабочего хода поршня, т. е.
. Величину хода
поршня можно изменять в зависимости от изменения длины радиуса
кривошипа
:
.
Кривошипно-шатунный механизм применяется для преобразования непрерывного вращения ведущего звена-кривошипа 1 в возвратно-поступательное движение ведомого звена — поршня в бетононасоса и, наоборот, для преобразования поступательного движения поршня 6 в непрерывное движения кривошипа 1.
Скорость точки звена кривошипа кулисного механизма определяем аналитически по формуле
(1)
где длина радиуса кривошипа 1 кулисного механизма,
;
частота вращения кривошипа,
.
Рис. 1. Кинематическая схема кулисного механизма (а) и плана скоростей (б, в) звеньев механизма
Подставляя численные значения, получим
Вектор скорости точки направлена перпендикулярно кривошипа
. Скорости точек других звеньев кулисного механизма определяем путем построения планов скоростей с использованием векторных уравнений связывающих скоростей для структурной группы из звеньев ползуна 12 и кулисы 13.
Векторная скорость точки кулисы составляется два векторных уравнения, в которых искомая скорость
связывается с известными скоростями точек
ползуна и
кулисы, имеют вид:
;
(2)
где скорость точки
звена ползуна, которая совмещена с точкой
звена кривошипа и считается принадлежащей ползуну 2. По модулю она равна величине
и направлена также перпендикулярно к линии
в сторону вращения кривошипа;
скорость точки
звена кулисы 3 относительно точки
ползуна, направлена параллельно кулисе
и неизвестна по модулю;
скорость данного звена
равна нулю, так как точка
относится к неподвижной стойке кулисы;
скорость точки
звена считается принадлежащей кулисе 3, поэтому скорость точки
при вращении её вокруг стойки
неизвестна по модулю и направлена перпендикулярно к линии
кулисы
.
Для определения скорости необходимо графическое решение векторных уравнений (2) из произвольной точки
(полюс плана) в направлении вектора
откладываем отрезок
(рисунок 1, в). Тогда масштаб скоростей будет
Из точки отрезка
проводим линию направления вектора
, а из полюса
(т. к.
) — по линию направления вектора
. На пересечении этих линий находим точку
и соединив ее с полюсом получим отрезок
, изображающий скорость
.
Кулисный механизм служит приводом рабочего органа поршневого насоса, в котором кривошип через ползуна 2 и шатуна 4 соединен со штоком 7 поршня 6. Векторные уравнения скоростей группы звеньев шатуна 4 и штока 7 (поршня 6) записываются в виде
;
(3)
где скорость точки
звена ползуна, которая совмещена с точкой
звена шатуна, направлена перпендикулярно кривошипу
по направлению его вращения;
скорость точки
звена штока относительно точки
ползуна, направлена перпендикулярно звену шатуна
;
скорость равна нулю, т. к. точка
звена лежит на неподвижной направляющей
;
скорость перемещения точки
звена штока по направляющей, направлена параллельно ее оси и неизвестна по модулю.
Для графического решения уравнения (3) из конца вектора проводим линию направления вектора
, а из полюса
(т. к.
) — линию направления вектора
. На пересечении двух линий отмечаем точку
и соединив ее с полюсом получим отрезок
изображающий вектор
.
Истинное значение скорости каждой точки определяем по формулам:
;
;
Планы скоростей строим для всех 12 ти положений кулисного механизма. На рисунке 1, в приводится план скоростей механизма для 3 позиции. Полученные числовые значения скоростей поршня , кривошипа
и центра масс шатуна
сводим в таблицу 1.
№ положения |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
0 |
1,35 |
2,57 |
3,45 |
3,39 |
2,15 |
0 |
2,13 |
3,39 |
3,45 |
2,57 |
1,35 |
|
3,45 |
3,0 |
1,78 |
0 |
1,78 |
3,0 |
3,45 |
3,0 |
1,78 |
0 |
1,78 |
3 |
|
2,12 |
2,47 |
3,06 |
3,45 |
3,23 |
2,63 |
2,12 |
2,63 |
3,23 |
3,45 |
3,06 |
2,47 |
В кулисных и поршневых механизмах различают рабочий и холостой ход так называемые фазовые углы — и
. Рабочий фазовых угол
равно позициям от 0 до 7, а холостой фазовый угол
— от 7 до 0. Тогда средняя скорость
рабочего фазового угла будет:
Средняя скорость холостого фазового угла будет:
По отношению средних скоростей холостого и рабочего хода поршня находим коэффициента изменение скорости хода поршня
Следовательно, при равномерном вращении кривошипа кулисного механизма скоростные параметры рабочего хода от холостого хода отличается в 1,4 раза, что значительно увеличивается надежность и срок службы механизма.