Из законов природы известно, что земля крутится вокруг своей оси. Но если в ней случаются природные сдвиги, различные происшествия, этому равновесию природы наносится ущерб. Это мы можем оценивать как нарушение материального равновесия. Неудивительно, что умножение семян зла и все большееубывание добра среди людей без сомнения становится причиной упадка духовного равновесия нашего общества. Если взять в целом, то результат нарушения равновесия этих двух полюсов очевиден.Если захотим найти решение этой проблемы, есть вероятность того, что мы этого добьемся. Однако, есть такой вид дисбаланса, в котором результат не очевиден.Это — нарушение душевного равновесия.
При таком дисбалансе, как нарушение душевного равновесия происходит процесс борьбы человека с самим собой, в своей душе. В этом сражении сам человек: победитель и проигравший, скорбящий и полный радости, замечающий и успокаивающий, хороший и плохой, иногда виновный, иногда невинный, как ангел…
Признанный многими литературоведами и удостоенный пристального внимания читателей роман «Равновесие» Улугбека Хамдама – произведение не о материальном или духовном равновесии, а, скорее о процессе перехода от дисбаланса в состояние человеческого душевного равновесия.
При чтении романа ощущается радость и печаль «каждого существующего» при переходе из одного социального режима в другой., и ясно читается призывне быть безразличными к судьбам героев произведения, заставляет нас задуматься над реальными событиями, отраженными в произведении.
У литераторов есть выражение: «Извлечённый из произведения урок –это воспитание для читателя».Читатель, делая выводы из переживаний героев, в каком-то смысле воспитывается.
Когда-то для нашего народа историческим(?) желанием была независимость. Сегодня это желание исполнилось. В предисловии романа «Равновесие» есть такое выражение: «Будущность – это не просто девиз или красный ярлык, на который некоторые пытаются смотреть с иронией и находятся в таком отношении до сих пор!» В роизведении четко прослеживается связь переживаний народа и Юсуфа, главного героя, пытающегося найти душевное равновесие путем внутренних находок и потерь, внутреннего психологического конфликта,, желания не сворачивать на пути к достижению выбранной цели, стремление к высшему Равновесию, включающего в себя вопросы Независимости и благоустройства страны, воспевания этих счастливых дней.
«Равновесие» — произведение об удивительных судьбах, удивительных событиях. Он воплощает в себе не одну сторону жизни, а различные грани судьбы. Самое священное для узбекского народа – это семья. В семейных судьбах Миразима и Захро, Саида и Манзуры, Юсуфа и Айгуль, Амира и Гульшоды, Халимбая и Одил-ака отражены не только отношения тех времен, но и семейные отношения, актуальные в наше время. Если в образе Захро мы видим человека, имеющего в жизни богатство, но не нашедшего простого женского счастья, спутника жизни, то образ Манзуры, напротив, создан только как средство достижения целей мужа. Образ Айгуль –это женщина, по её словам, несогласная с Юсуфом, не справляющего с семейными обязанностями мужа, ставшим причиной смерти единственного ребёнка. удерживавшего семью,.
Подобные семейные проблемы, затронутые в произведении, не новы и в наши дни. Тем не менее, кто может дать гарантию, что такие истории не повлияют на душевное и умственное равновесие, подрастающего поколения? Как в таких семьях, где родители не любят друг друга, где семья не разваливается лишь из-за каких-то личных прихотей, могут вырасти здоровые ростки и дать здоровые плоды?
Через судьбы трёх друзей-однокурсников – Юсуфа, Саида и Миразима показаны три жизненных пути. Как говорил известный узбекский писатель Абдулла Каххар: «Никто не преподнесёт нам на золотом блюдце … самое идеальное общество. Его приближает каждый по-своему в своей сфере, – кто-то руками, кто-то своим умом, выполняя свою (предназначенное) задание».
В «Равновесии» именно в образе этих друзей отражены люди трёх категорий, когда-то равных умом и возможностями, волею судьбы выбравших свои пути. Из них Миразим – «богач с дипломом», Саид –именитый политик, Юсуф -обыкновенный учитель. Целью Миразима и Саида является положение, богатство, уважение, для них деньги и власть важнее всего. А что Юсуф? Он от начала до конца произведения стремится к устойчивости «Высшего Устава».
Жизнь может быть беспощаднее самого человека. И кажется, что судьба оградила их невидимой стеной, когда настоящей студенческой дружбе пришёл конец. И тогда Юсуф задаёт себе вопрос: «Что такое жизнь, дружба? Единство целей и мировоззрений или общее судеб и природы?»— Юсуф не знает… — «А может это сотрудничество тел, отношения духов? А может это побег от одиночества, может, просто сотрудничество, развлечение?». [1, с. 70] Характеризуя своих героев, автор делит их на три категории: тех, кто защищает Высший Устав, тех, кто нарушает Высший Устав и на тех, кто безразличен к нему. К категории защищающих он относит Юсуфа и Одил-ака, к нарушающим – Миразима и Саида, а к безразличным – Амира. Вместе с тем в произведении показано, что в каждом обществе существуют такие личности кроме Амира (может быть, имелось в виду «как Амир»?, и произведении кроме Амира присутствует образе — друга Мансура, безразличного врача, халатно относящегося к своим обязанностям,. Именно через этого героя автор показал одну из самых болезненных точек нашей жизни.
Мы привыкли смотреть на людей в белых халатах с трепетом и надеждой. Но именно из-за таких людей в белых халатах, из-за их безразличия, из-за пятен в их белых душах Юсуф потерял последнюю надежду, сохранявшую семейную связь, дорогого сына — Мухаммаджона. Если Мухаммаджон остался бы жив, то семья Юсуфа и Айгуль не распалась бы?!
Через это событие в произведении раскрывается еще одна сторона «правды жизни». Не секрет, что на сегодняшний день для таких безразличных, равнодушных людей в некоторых случаях жизнь Его Величества Человека рассматривается как игрушка. Известный писатель Уткир Хошимов, противник теории Чарльза Дарвина о происхождении человека от обезьяны, точно заметил, что люди, похожие на Мансура, «забыв о том, кто они есть» – забывают, что они люди. Даже Ислом Абдуганиевич Каримов в одном из своих выступлений сказал, что надо бояться не плохих людей, а безразличных, так как плохой человек своим поведением может нанести вред одному человеку, а безразличный – всей нации.
В начале произведения Юсуф очень мечтает взойти на Бабатаг (Великий горы). По настоянию родственников он остаётся там отдохнуть,. В конце произведения Юсуф мысленно обращается к Бабатагу: «Даст Бог, весной приеду в село и специально поднимусь на твою вершину, и посмотрю оттуда на весь мир!». [1, с. 258] Благодаря мастерству писателя видно, что Юсуф олицетворяет Бабатаг со своими мечтами, беспокойной жизнью и наконец – с Высшим Уставом, о котором он мечтал.
Роман «Равновесие» Улугбека Хамдама был признан не только узбекским, но и мировым сообществом. Роман был назван чудом новой узбекской литературы ХХ века и к нему был проявлен пристальный интерес. Учитель славянского языка и литературы Мичиганского Университета Ричард Харрел для своей докторской диссертации выбрал тему: «Современная узбекская литература ХХ века и проблемы ее перевода на английский язык». Роман «Равновесие» был отмечен в диссертации.
На совещании международной конференции по культуре, посвященной вопросам Центральной Евразии он объявил свою научную работу на тему «Узбекские литературные голоса в период перехода. История романа Улугбека Хамдама «Равновесие».
После прочтения произведения мы можем задать себе вопрос о том, а что же мы взяли из него для себя. На наш взгляд, это произведение может научить читателя любить. Роман «Равновесие» в прямом смысле слова – это произведение о любви. Конечно, мы все знаем, что любовь – это чувство между двумя людьми. Но любовь в «Равновесии» другая. Это любовь к Родине, к вере, к профессии.
Иногда я задаю себе вопрос: «А что было бы, если бы я родился представителем другой нации?!». Этим вопросом я ни в коей мере не хочу выразить высокомерие по отношению к другим нациям. Ибо любой представитель другой нации может сказать то же самое., Любая нация, будь она много- или малочисленная – , по-своему неповторима, по-своему избранная. Но нашей нации присущи уникальные человеческие качества, которые не встречаются у других народов. Не удивительно ли то, что Аллах, создавая узбеков, дал эти качества именно нам?
Одним из таких качеств является уважение к родителям, преданность и уважение страшему поколению, любовь к детям. Образу Юсуфа присущи именно такие качества, Юсуф четко представряет, какими должны быть дети Родины. Он мечтает о светлом будущем страны и верит в это: «Я сторонник такого общества, в котором, как бы оно не называлось, живущий в нём человек чувствовал себя ЧЕЛОВЕКом, и в таком обществе защищались любые его права…».
Таким образом, на протяжении всего романа герои пытаются найти равновесие между материальной и духовной сферами жизни находящихся на разных чашах весов. Где только не ищет равновесия жизни Юсуф…
Для современного человека владение мировыми языками стало важным вопросом. Хотя произведение напечатано в первые годы нашей независимости, мы можем удостовериться, насколько автор был прозорлив. Юсуф – главный герой романа, очень выиграл от того, что, когда ему нужны были деньги, он устроился в магазин заграничных товаров благодаря тому, что знал иностранные языки Но для Юсуфа это не было большим достижением, ведь его не интересовали деньги и должность. Его интересовала только ДУХОВНОСТЬ, ощущаемая чистой душой. В конце концов, верность своей профессии, своей духовности победила все мелочи, Юсуф вернулся к любимой профессии, и в каком-то смысле к духовности тоже.
Образы, ищущие равновесия в жизни так же, как Юсуф, встречаются и в романе «Базар» Хуршида Дустмухаммада. В предисловии романа «Базар» приводится такой нетрадиционный эпиграф:
...ар
…зар
…азар
Базар… [2, с. 3]
Уже этим нетрадиционным началом произведение призывает к наблюдению, и считается образцом стиля «модерн» периода независимости. Мир сам похож на шумный базар, где кипит жизнь. Видя это – хочется жить, но иногда из-за АЗАР (узб. –страдания, уменьшенное от «базар») мир кажется мрачным. Много страданий от мира базара, не все пострадавшие в достатке, еще в чем-то они ЗАР «нуждаются», потому мир сам по себе не полный.… Смотрите на игры мира базара… Слабый человек, пострадав от базара, испытавая задешево продал свои достоинство и честь…
Главный герой произведения Фозилбек – «выразитель» целей автора, принимается решать загадки мира базара. Он тоже, как и Юсуф в «Равновесии», искал в жизни равновесия и в конце произведения все его побуждения сбываются . В развитие событий автор вносит метафорический образ героя Кадрии. Владелица красивого имени выражает в себе его человеческие качества, на самом деле она – книжный образ. В произведении писатель ни разу не использовал слово «духовность», но именно в образе Кадрии внедрена идейная цель, что человека спасет книга, духовность:
–- Кадрияой, пойдём, — почти шёпотом говорит Фозилбек.
— Куда, Фозил-ака? — спросила девушка.
— Не все ли равно? …
— Я не могу оставить это место, — сказала Кадрия, остановившись от смеха, гладя кирпичи стены древней читальни.
— Здесь спокойно, здесь хорошооо! …»
Юсуф ХосХожиб в своем произведении «Кутадгу билиг»:
Учение даёт пищу, а знание – честь и славу,
Из-за них человек велик всегда. [3, с. 20]
Автор тоже, как последователь Юсуф Хос Хожиба, обосновал достоинство науки. В произведении автор показал Кадрию не только как книгу, но и как обладательницу высокого интеллекта. В одной из бесед с Фозилбеком Кадрия говорит следующее: «В природе человека встречается все свойства хищных и диких животных. То есть, в человеке есть и волчья, и лисья, и горличья суть … и неоднородности, и совестливости. И только бы не исчезли обуздающие чувства, охраняющие эти свойства в человеке». [2, с. 140]
Хотя в произведении много иносказательных событий, герои, как и в «Равновесии», ищут в жизни духовного покоя. В литературе используется прием, когда в первом произведении есть недосказанная мысль, её можно досказать во втором, так как художественные произведения владеют свойством носителя идеи. Поэтому хотели напомнить, что и роман «Равновесие» Улугбека Хамдама и роман «Базар» Хуршида Дустмухаммада ведут человека к духовности, к идейным целям, к его духовному величию. В первом произведении мы видим, что Юсуф обрел духовность, вернувшись в институт, тогда как уставшие от хлопот базарного мира Кадрия и Фозилбек пришли к душевному равновесию, вернувшись к читальне.
Вот где «изюминка», которую мы ожидали найти в обоих произведениях. Если в прошлом в обществе на весах с одной стороны были люди, а на другой – сподвижники, наш современник вынужден сам быть и шахом, и дервишем. То есть равновесие в обществе похоже начинает из критерия между материальным и духовным внутренним нашим миром.(?)
Человека всегда спасет духовность. Герои обеих произведений в конце событий добиваются своей мечты «РАВНОВЕСИЯ» добравшись до «границы разделяющей человека от животного – духовности».
Литература:
1. Улугбек Хамдам. Равновесие. Ташкент: Шарк, 2007.
2. Хуршид Дустмухаммад. Рынок. Ташкент: Шарк, 2000.
3. Юсуф Хос Хожиб. Кутадгу билиг. Ташкент: Баёз, 2014.
4. Уткир Хошимов. Заметки на тетрадном поле. Ташкент: Шарк, 2010.; И. А. Каримов. Юксак маънавият — енгилмас куч. Ташкент: Маънавият, 2008.