Дети войны. Образ ребёнка в произведениях, написанных на тему войны, на примере героев романа Уткира Хошимова «Между двух дверей» — Олимжона, и Коли Охотникова, в произведении «Отважные» Александра Войнова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 04.06.2014

Статья просмотрена: 16898 раз

Библиографическое описание:

Одилов, О. О. Дети войны. Образ ребёнка в произведениях, написанных на тему войны, на примере героев романа Уткира Хошимова «Между двух дверей» — Олимжона, и Коли Охотникова, в произведении «Отважные» Александра Войнова / О. О. Одилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 554-556. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11437/ (дата обращения: 16.11.2024).

Образ ребёнка занимает в художественной литературе столь важное место, что издревле в народном фольклоре сформировалось отдельное направление для детей. Детский фольклор, вобравший в себе психологию, внутренний мир и чистое мировосприятие ребёнка является неотделимой частью литературы. В художественной литературе есть отдельное направление, называемое детской литературой, в котором создаются произведения для детской аудитории. В таких произведениях возвеличиваются лучшие человеческие качества как чувства дружбы и патриотизма, простота и трудолюбие.

Есть такие произведения, написанные для взрослых, в сюжете которых особое место занимает образы детей. В эти произведения образ ребёнка вноситься в разных литературных целях. Многие писатели создали образы детей исходя из идеи своих произведений и требований изображаемой в них действительности. В данной статье мы стараемся завести речь о сходствах и различительных чертах образов Олимжона и Коли Охотникова в произведениях «Между двух дверей» узбекского писателя Уткира Хошимова и «Отважные» — русского писателя — реалиста Александра Войнова.

Прежде всего, следует подчеркнуть один факт: оба писателя, то есть и У. Хошимов и А. Войнов, являются представителями литературы двадцатого века. Но Александр Войнов — непосредственный участник войны, а Уткир Хошимов — представитель послевоенного поколения. Следовательно, А. Войнов описывает в своих произведениях непосредственно ужасы войны, а У. Хошимов, в основном, рассказывает о людях, самоотверженно трудившихся в тылу. Хотя У. Хошимов собственными глазами не видел войну, в период начала его литературной деятельности раны войны ещё не зажили в сердцах людей. В прологе романа «Между двух дверей» автор говорит так: «Многих людей — героев этой книги видел сам, разговаривал с ними. С некоторыми — воочию, с некоторыми — с их душами…». [1, с. 3]

Горе — великая сила, способная заставить человека взрослеть за один миг. Психология ребёнка такова, что может не в полной мере осознавать постигшее горе, но очень тонко чувствует это сердцем. Именно эту правду жизни в своих романах особо подчеркивают оба писателя. Одна из героев романа «Между двух дверей» (Робия — девушка, которую постигло горе) говорит так: «Хотелось плакать, но заплакала. Даже мать не заметила это. Нежданное горе, оказывается, в один день превращает ребенка во взрослого». [1, с. 55] Что интересно, эта же мысль есть и в романе «Отважные», только в нём она звучит не из уст героя, а автора произведения: «Коля сидел молча. Он за последние дни пережил столько ужасов, что повзрослел мгновенно». [2, с. 21] Как видно, оба писателя одинаково почувствовали воздействие в психику детей огромных трагедий Второй Мировой войны.

Герой романа «Между двух дверей» Олимжон — десятилетний ребёнок, но он изнутри чувствует горе постигшее всю страну. Он говорит и мыслит по-взрослому, от души хочет внести свой вклад в победу над врагом. В романе есть такая сцена: «- Нет, ты иди, ладно! — прервала я его. — Тебе утром в школу надо. Иди, возьми портфель свою, тетрадь промокнет.

— Сестра! — громко заплакавши, обнял меня Олимжон. — Не уйду! — кричал он. — Не уйду! Не нужна мне школа, сестра!» [1, с. 207]

На первый взгляд такие слова десятилетнего мальчишки кажутся обычной шалостью ребенка, чтобы не пойти в школу. Интересно, если Олимжон не хотел учиться, тогда почему Уткир Хошимов описывает его как весьма одаренного мальчугана? Если он не одаренный, тогда почему учится после войны в институте и дослуживается до председателя горисполкома? Ведь он был сыном простого колхозника! Дело в том, что Олимжон, хотя и не совсем осознавал истинную суть слова ВОЙНА, в глубине души чувствовал огромное горе, постигшее людей. Его стремление работать в колхозе рядом с взрослыми вместо учёбы в школе — не детская шалость! Просто он горит желанием сделать что — то для страны, своим трудом помочь тем, кто сражался на фронте!

Однажды он говорит Робие так: «- Сестра! Когда стану взрослым я тоже пойду на фронт, да?». [1, с. 214]

Обратите внимание, на самом деле он не полностью ещё осознает, что такое война, но хочет быстрее повзрослеть и защищать Родину (он под словом Родина понимает своё село) от врага. Потому что он знает, что Родина нуждается в защите.

Для сопоставления рассмотрим образ Коли Охотникова из романа «Отважные» русского писателя Александра Войнова. В этом произведении повествуется об освобождении от фашистских захватчиков одного из городов-героев на берегу реки Сейм и о подвигах в этих сражениях 13-летнего парнишки — партизана Коли Охотникова. В отличие от героя узбекского писателя, герой произведения А. Войнова с первых дней войны чувствует на себе её тягости, а с момента казни фашистами своей матери полностью осознаёт — что такое война. Следует заметить, стиль раскрытия психологии ребёнка у А. Войнова в отличие от У. Хошимова довольно резок. Коля Охотников, как и Олимжон — умный, стойкий к трудностям ребёнок. Но каждым его действием управляет неиссякаемая жажда мести за казненную мать, за отца в концлагере врага. У Олимжона нет таких переживаний. В его переживаниях преобладает чувства помощи старшим, долг перед Родиной.

Динамика душевных переживаний главных героев в обоих романах приобретает разное направление. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что изображать ребёнка в образе мыслящем как взрослый, задача весьма непростая, так как чрезвычайная его отвага могла бы вызвать сомнение у читателя. В данном вопросе оба писателя пошли по своеобразному пути. Создавая образ Олимжона, Уткир Хошимов не упускал это из поля зрения. Возмём, к примеру, два эпизода из его романа: «…ребята, из среды девушек вышел один мальчик и побежал сюда. Узнал его сразу — Олимжон! Бежит с пустым мешком над головой. Прибежав, он быстро запрыгнул в кабину двигающегося трактора, устроившись рядом, громко крикнул — Хотите яблока, опа? Затем, не дожидаясь ответа, достал из штанов два яблока, вытянув одно из них мне». [1, с. 322] Один только данный штрих прекрасно воссоздаёт перед взором читателя наивность, непосредственность и чистоту мыслей присущих только детям. Или возьмём другой эпизод: По наставлению председателя колхоза Умара закунчи сельские дети помогают собрать зерно, оставшееся после жатвы. Председатель обещает отдать им половину зерна собранного с колхозных земель, но сдерживает слово. Олимжону он отдает одну пятую часть всего собранного им добра. Обратите внимание на реакцию ребёнка на эту несправедливость: «Олимжон тоже обомлел от услышанного. — Маловато ведь. Не обманывайте! — сказал он, улыбаясь и подумывая, что председатель шутить. — Отдаёте половину. Сами сказали! — Сказав так и не отрывая глаз от председателя, стал загружать зерно обратно в мешок». [1, с. 325] (После этого председатель колхоза беспощадно избивает его). [3] Как видите, детское сердце Олимжона не может воспринять такую подлость председателя, человека которого боятся все сельчане, с детской наивностью думает, что тот шутит.

Уткир Хошимов, изображая образ ребёнка военного времени, раскрывая его сильную волю в художественных деталях, не удаляется от правды жизни. В романе «Отважные» это выглядит по другому. Коля Охотников ребёнок, давно распрощавшийся с детством, настоящий мститель. Образ ребёнка, мать которого повесили враги, конечно, не может быть иначе. Вспомните эпизод, когда Коля взрывает вражеские танки на железнодорожной станции.

Сопоставляя образы героев созданных двумя писателями в основе всего вышесказанного можно сделать нижеследующие выводы:

Во-первых, в отличие от А. Войнова, Уткир Хошимов создавая образ ребёнка изображает изменение его сознания постепенно. В образе, созданном А. Войновым, психологическое изменение ребёнка происходит внезапно. Вспомните эпизод, когда убежавший от гестапо Коля по совету Власенко, идёт к Клавдии Фёдоровне. Начиная с этого момента, образ Коли определенное время не участвует в развитии событий. Появляется он в середине девятой главы книги, но это уже совсем другой парнишка — серьёзный, ответственный человек, беспощадный к врагам партизан. В романе есть такой эпизод: «… в нескольких шагах отсюда, в кустах стоял невысокий, худой ребёнок в изодранном черном костюме. В его лице чувствовалось недоверчивость, серьёзность присущая взрослым…. Это он — вчерашний ученик Коля, но теперь совершенно другой: возмужавший, переживший много трудностей, с взглядом взрослого». [2, с. 87] Обратите внимание в этом плане оба писателя пошли по своеобразным путям. То есть, как отметили выше, в романе У. Хошимова изменения в психологии ребёнка приобретают эволюционный характер, а у А. Войнова этот процесс происходит внезапно. Тем не менее, в обоих произведениях эти примененные методы удачно служат к раскрытию мысли авторов.

Во-вторых, У. Хошимов в образе своего героя в каком-то смысле сохраняет его детское мировосприятие. У героя А. Войнова это не наблюдается. Наоборот, характер Коли Охотникова от удара судьбы меняется внезапно. Он начнёт мыслить и рассуждать как взрослые, сомневается во всём. С одной стороны это даёт возможность автору изображать действия своего героя в густых художественных красках, но с другой стороны это может стать причиной возникновения непонимания характера героя у читателя.

Обобщая всё, можно сказать, что на примере героев в обоих произведениях созданы яркие, правдивые образы детей военного времени. Мастерским пером изображен образ ребёнка стойко выдержавшего все испытания тяжелого периода истории.

Литература:

1.                  Уткир Хошимов. Между двух дверей. Ташкент: Мериюс. 2011.

2.                  А. Войнов. Отважные (Перевод: С. Юнусова). Ташкент: Ёш гвардия, 1973.

3.                  Белинский В. Г. Полное собрание сочинени. Москва: Издательства Академии наук СССР, 1955.; Каримов И. А. Юксак маънавият — енгилмас куч. Тошкент: Манавият, 2008.; Уткир Хошимов. Между двух дверей. Ташкент: Мериюс. 2011. Ст. 320–335.

Основные термины (генерируются автоматически): роман, произведение, отдельное направление, эпизод, художественная литература, узбекский писатель, русский писатель, правда жизни, писатель, взрослый, Один, образ детей, образ, гора, герой романа, герой, война, военное время.


Похожие статьи

Таежные мотивы в произведениях литературного направления «поиск корней» эвенкийского писателя КНР Ужээрту (на примере рассказов «Янтарный костер», «Семирогий олень», «Судьба охотника»)

Эпистолярный жанр и его трансформация в русской литературе Мордовии (на примере романа Ф.М. Достоевского "Бедные люди" и повествования в письмах В. Юрченкова «Мгновения Любви»)

Дискурс власти в творчестве Виктора Пелевина (на примере романов «Омон Ра», «Жизнь насекомых», рассказов «Подземное небо», «Вести из Непала», «Реконструктор»)

Образ России в индивидуально-языковой картине мира писателя (на материале повести С. Кржижановского «Воспоминания о будущем» и романа Г. Газданова «Вечер у Клэр»)

Специфика искусственного сленга «НАДСАТ» в антиутопии Э. Бёрджесса «Заводной апельсин» и способы его перевода на русский язык (на примере переводов В. Бошняка и Е. Синельщикова)

Влияние видов искусства на мировоззрение человека (на примерах литературы)

В статье рассмотрено влияние различных видов искусства на людей с помощью примеров из произведений отечественных писателей, таких как, Александр Степанович Грин — книга «Зелёная лампа» — через образ главного героя Джона Ива, Антон Павлович Чехов — ра...

Языковая игра на грамматическом уровне в художественных текстах Андрея Аствацатурова

В статье автор описывает примеры языковой игры, базирующейся на грамматическом уровне языка, в текстах Андрея Аствацатурова: «Люди в голом», «Скунскамера», «Осень в карманах», «Не кормите и не трогайте пеликанов».

Сравнение образов Жезтырнак из повести З. Наурзбаевой и Л. Калаус «В поисках золотой чаши: Приключения Бату и его друзей» и Бабы Яги из русских народных сказок

Проблема подлинного счастья в произведениях русской классической литературы

В научной статье уделяется внимание такой актуальной философской проблеме, как подлинное человеческое счастье. Материал публикации даёт подробную характеристику проблематике человеческого счастья на основе известных произведений русских классиков, та...

Художественная интерпретация образа Ученого Кота в русской и зарубежной литературе

В настоящей статье рассматривается образ Ученого Кота русской и зарубежной литературе как в аспекте установления основополагающих признаков, образующих типологию образа Ученого Кота, так и в аспекте выявления национальной специфики и индивидуальных о...

Похожие статьи

Таежные мотивы в произведениях литературного направления «поиск корней» эвенкийского писателя КНР Ужээрту (на примере рассказов «Янтарный костер», «Семирогий олень», «Судьба охотника»)

Эпистолярный жанр и его трансформация в русской литературе Мордовии (на примере романа Ф.М. Достоевского "Бедные люди" и повествования в письмах В. Юрченкова «Мгновения Любви»)

Дискурс власти в творчестве Виктора Пелевина (на примере романов «Омон Ра», «Жизнь насекомых», рассказов «Подземное небо», «Вести из Непала», «Реконструктор»)

Образ России в индивидуально-языковой картине мира писателя (на материале повести С. Кржижановского «Воспоминания о будущем» и романа Г. Газданова «Вечер у Клэр»)

Специфика искусственного сленга «НАДСАТ» в антиутопии Э. Бёрджесса «Заводной апельсин» и способы его перевода на русский язык (на примере переводов В. Бошняка и Е. Синельщикова)

Влияние видов искусства на мировоззрение человека (на примерах литературы)

В статье рассмотрено влияние различных видов искусства на людей с помощью примеров из произведений отечественных писателей, таких как, Александр Степанович Грин — книга «Зелёная лампа» — через образ главного героя Джона Ива, Антон Павлович Чехов — ра...

Языковая игра на грамматическом уровне в художественных текстах Андрея Аствацатурова

В статье автор описывает примеры языковой игры, базирующейся на грамматическом уровне языка, в текстах Андрея Аствацатурова: «Люди в голом», «Скунскамера», «Осень в карманах», «Не кормите и не трогайте пеликанов».

Сравнение образов Жезтырнак из повести З. Наурзбаевой и Л. Калаус «В поисках золотой чаши: Приключения Бату и его друзей» и Бабы Яги из русских народных сказок

Проблема подлинного счастья в произведениях русской классической литературы

В научной статье уделяется внимание такой актуальной философской проблеме, как подлинное человеческое счастье. Материал публикации даёт подробную характеристику проблематике человеческого счастья на основе известных произведений русских классиков, та...

Художественная интерпретация образа Ученого Кота в русской и зарубежной литературе

В настоящей статье рассматривается образ Ученого Кота русской и зарубежной литературе как в аспекте установления основополагающих признаков, образующих типологию образа Ученого Кота, так и в аспекте выявления национальной специфики и индивидуальных о...

Задать вопрос