Интеграционные формирования как элемент повышения конкурентоспособности сырзаводов Украины | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 16.06.2014

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Яловега, Л. В. Интеграционные формирования как элемент повышения конкурентоспособности сырзаводов Украины / Л. В. Яловега. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 343-345. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11485/ (дата обращения: 15.11.2024).

Исследование сущности интеграционных процессов, в частности, в молокопродуктовой отросли дает основание рассматривать интеграцию как совокупность взаимосвязей, объединяющих действия отдельных предприятий и хозяйств аграрного, промышленного, инфраструктурного подкомплекса, направленных на создание целостной системы производства и переработки молочной продукции с целью обеспечения рационального использования потенциала отрасли сыроделия и повышение конкурентоспособности продукции.

Интеграция субъектов рынка молочной продукции Украины предусматривает создание интеграционных формирований на четырех уровнях: международном, национальном, региональном, локальном. Таким структурированным образованием международного типа является Международная Молочная Федерация (ММФ), что обеспечивает связь между 41 государством. Ее миссия заключается в сборе, накоплении и распространении научной, технической и экономической информации, а также в обмене профессиональными знаниями. Федерация способствует участию в международных проектах, в тематических семинарах, а также в координации организационных вопросов по продовольствию и сельскому хозяйству в рамках деятельности ВТО [3, с. 53].

Особая роль — как координатора национального уровня на рынке молочной продукции — принадлежит Министерству аграрной политики Украины, используя политику государственной поддержки товаропроизводителя, в частности, защиты его производственных и потребительских прав.

Локальный уровень интеграционных формирований на рынке молочной продукции представлен отдельными молокоперерабатывающими предприятиями и производителями молокосырья.

В экономической литературе выделяют два вида интеграции: горизонтальную и вертикальную. Сравнивая указанные виды интеграции, заметим, что организация вертикально построенных формирований, в отличие от горизонтальных объединений, охватывает весь хозяйственный процесс — от производства до реализации продукции. Более того, в условиях вертикальной интеграции связи ее подсистем становятся более разнообразными и влияют на конкурентоспособность отрасли.

Как пример горизонтальной интеграции в Украине в 2001 году был создан Союз молочных предприятий Украины. В него вошло четырнадцать молокоперерабатывающих предприятий, из которых: ОАО «Галактон», «Яготинский маслозавод», «Павлоградский милкомбинат», и «Кременчугский молокозавод» и другие.

Перед Союзом молочных предприятий Украины ставятся следующие задачи:

-        координация деятельности его участников по формированию и развитию рынка молокопродуктов в Украине;

-        представление и защита интересов членов Союза в государственных и местных органах власти;

-        создание необходимых организационных, экономических, правовых и социальных условий для взаимодействия развития взаимовыгодных отношений между участниками Союза;

-        участие в разработке и реализации программ развития молочной отрасли, повышения качества и увеличения объемов производства молока и молокопродуктов;

-        проведение научно-практических семинаров, участие в выставках, организация конкурсов качества продукции и т. п. [1].

Еще одной из разновидностей горизонтальной интеграции являются молочные ассоциации, такие как «Полтавамолоко» — добровольное объединяющее звено между потребителями, СМИ, товаропроизводителями и властью. В ассоциацию входят: АО «Пирятинский сырзавод», ООО «Белоцерковская промышленная группа», ОАО «Решетиловський маслозавод», ОАО «Глобинский маслозавод», ОАО «Хорольский молочноконсервный комбинат детских продуктов» и другие. Кроме того с ассоциацией сотрудничают учебные заведения, в частности: Полтавский техникум пищевых технологий Киевского национального университета и Полтавская государственная аграрная академия (факультет переработки продуктов питания).

Принципы действия ассоциации «Полтавамолоко»: добровольность; открытость членства в ассоциации; сбор информации на рынке молокосырья; сбор информации на рынке молочной продукции; обмен информацией; проведения переговоров с органами государственной власти по вопросам, которые интересуют участников ассоциации.

Вертикальная интеграция в молокопродуктов подкомплекса Украины представлена такими формированиями: Холдинг «Терра фуд» (Белоцерковский молочный комбинат, Тульчинский маслосырзавод, Новоодесский маслосырзавод, Могилев-Подольский молокозавод, Вапнярский молокозавод, Решетиловский маслозавод, Тульчинка.RU); Акционерное общество холдинг «Молочный альянс» (Пирятинский, Баштанский, Городенковский, Згуровский, Тростянецкий, Новоархангельский сырзаводы, Яготинский маслозавод, Золотоношский маслодельный комбинат, «Варавамаслосирзавод» и компании «Эталонмолпродукт» и Торговый дом «Эталон»); Западная молочная группа и т. д.

Проведенные исследования показывают, что выше рассмотренные интеграционные формы определяют ряд преимуществ:

-        содействие объединению сыроделов для завоевания новых ниш на отечественном и зарубежном рынках;

-        представление и защита интересов участников в государственных и местных органах власти;

-        создание необходимых условий для взаимодействия и развития взаимовыгодных отношений между участниками объединений;

-        участие в разработке и реализации программ развития сыродельной отрасли;

-        повышение качества и увеличение объемов производства сыров;

-        содержание определенного уровня цен на молокосырье и сыры.

В святи с этим, отраслевые союзы — это достаточно эффективная маркетинговая стратегия в повышении конкурентоспособности украинских сыроделов. Однако эти положительные моменты касаются исключительно молокоперерабатывающих предприятий, а производители молокосырья не имеют от этих объединений никакой выгоды. Поэтому сложившаяся ситуация, обусловила необходимость функционирования молочных кластеров. Которые можно рассматривать как инструмент инновационно-инвестиционного стимулирования развития отрасли и как важную детерминанту повышение маркетингового потенциала сыроделов Украины.

Кластер по производству молока и молочной продукции позволяет повысить эффективность взаимодействия молокоперерабатывающих предприятий, производителей молокосырья, частного сектора, торговых ассоциаций, научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений, консультационных служб, финансовых учреждений в инновационном процессе, являясь основой для конструктивного диалога между представителями кластера и государством.

Кроме того, кластер способствует повышению конкурентных преимуществ с помощью налаживания прямых связей между его участниками: с одной стороны, происходит интенсивный обмен информацией, а, с другой, развивается «здоровая» конкуренция между партнерами, которая стимулирует их к инновационным процессам. Взаимовыгодное партнерство на условиях кластеризации порождает интеграцию на высшем уровне, ведь объединяются малые, средние и крупные формы хозяйствования. К тому же, взаимовыгодное объединение обеспечивает удовлетворение интересов всех участников интеграционной структуры. Так, в частности, производители молока и его переработчики — от финансовых учреждений получают льготное кредитование; от перерабатывающих предприятий возможность своевременно и в полном объеме реализовать произведенную продукцию и получить инвестиции в производство качественной молокосырья; от высших учебных заведений — консультации.

В свою очередь научно-исследовательские учреждения и вузы получают базу для исследования и прохождения производственной практики для студентов. Предприятия оптовой и розничной торговли получают качественную продукцию и надежных поставщиков, а финансовые учреждения — потенциальных клиентов на кредитование. Вместе с тем молочные кластеры позволяют повысить конкурентоспособность сырзаводов. Основные направления влияния молочного кластера на конкурентоспособность сыроделов Украины представлены на рис. 1.

Рис. 1. Направления воздействия молочного кластера на конкурентоспособность сырзаводов Украины

Несмотря на высокую степень заинтересованности ученых к развитию кластерных объединений, их количество довольно ограничено, что объясняется причинами:

-        низкая производственно-хозяйственная активность предприятий АПК (наблюдается сокращение объемов производства молокосырья и молочной продукции);

-        недостаточная информированность товаропроизводителей по вопросам формирования и функционирования молочных кластеров;

-        инертное инвестирования (отсутствие финансовых ресурсов для создания молокоперерабатывающих кластеров);

-        отсутствие нормативно-правового регулирования (законодательно процесс кластеризации не стимулируется);

-        несовершенство таможенной системы государства в защите украинского товаропроизводителя (контрольную функцию по всей вертикали и горизонтали интеграционной системы осуществляет государство).

В связи с вышеизложенным, нами предложены меры по стимулированию факторов влияния на формирование молочных кластеров:

-        содействие повышению производственной активности агропромышленных предприятий путем внедрения схемы налогового стимулирования кластерного сотрудничества, в т. ч.:

а)     льготное налогообложение кластеров, которые осуществляют финансирование проектов, отвечающих стратегии развития агропромышленного комплекса;

б)     разработка программ и механизмов относительно возможностей применения налоговых каникул для малых и средних фирм в рамках кластеров;

-        содействие информированности товаропроизводителей по вопросам формирования кластеров путем привлечения высших учебных заведений;

-        внедрение кластерной модели развития в Украине на законодательном уровне.

Итак, в результате проведенного исследования установлено, что создание молочных кластеров в Украине является одним из приоритетных направлений развития национальной экономики и позволит получить следующие результаты: улучшение качества молокосырья; упрощение доступа к передовому материально-технического снабжения; минимизация производственных и транспортных расходов; защита интересов участников рынка молока и молочной продукции; расширение рынков сбыта сыров, в том числе и выход на международные рынки; улучшение качества молочных продуктов и роста их конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках сбыта [2].

Литература:

1. Кравченко С. А. Кластерная адаптивность сельськохозяйственных предприятий / С. А. Кравченко // Економика АПК. — 2007. — № 7. — С. 30–37.

2. Погребняк І. Кластеризація молокопродуктового підкомплексу / І. Погребняк [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://conftiapv.at.ua/publ/konf.

3. Ходаківський Є. І. Синергетичі підходи до формування інтеграційних структур / Ходаківський Є. І., Камінськ В. В., Мосієнко О. В. // Економіка АПК. — 2011. — № 1. — С. 121–126.

Основные термины (генерируются автоматически): молочная продукция, Украина, производитель молокосырья, горизонтальная интеграция, местный орган власти, молочное предприятие Украины, молочный кластер, повышение качества, реализация программ развития, сбор информации.


Похожие статьи

Инновации как ключевой фактор экономического роста в условиях модернизации экономики Узбекистана

Хозяйственный расчет как фактор ускорения развития рыночной экономики АПК России

Развитие инновационных процессов в малом предпринимательстве как фактор повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана

Мотивационный механизм как фактор повышения эффективности труда на предприятиях

Опыт зарубежных стран для совершенствования центров инновационного роста как драйверов развития регионов Узбекистана

Развитие крупных компаний как основной фактор повышения конкурентоспособности отечественных фирм

Формирование финансовых ресурсов и активизация инвестиционных процессов в регионах Узбекистана

Инструменты развития и повышения конкурентоспособности территории Краснодарского края

Особенности реализации структурных преобразований в условиях реформирования экономики Узбекистана

Качество продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности современных бизнес-структур

Похожие статьи

Инновации как ключевой фактор экономического роста в условиях модернизации экономики Узбекистана

Хозяйственный расчет как фактор ускорения развития рыночной экономики АПК России

Развитие инновационных процессов в малом предпринимательстве как фактор повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана

Мотивационный механизм как фактор повышения эффективности труда на предприятиях

Опыт зарубежных стран для совершенствования центров инновационного роста как драйверов развития регионов Узбекистана

Развитие крупных компаний как основной фактор повышения конкурентоспособности отечественных фирм

Формирование финансовых ресурсов и активизация инвестиционных процессов в регионах Узбекистана

Инструменты развития и повышения конкурентоспособности территории Краснодарского края

Особенности реализации структурных преобразований в условиях реформирования экономики Узбекистана

Качество продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности современных бизнес-структур

Задать вопрос