На сегодняшний день очень остро стоит вопрос сферы компетенции органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, т. к. обычные граждане всё чаще сталкиваются с таким понятием, как платная медицина и платное медицинское обслуживание.
Не является исключением и Приморский край. Несмотря на сегодняшнее развитие ряда федеральных целевых программ, одной из которых является программа «Здоровье», реализуемая на территории исследуемого субъекта, опыт Приморья кажется важным и значительным, что и стало целью настоящей статьи.
В действующем законодательстве, касающегося медицинской деятельности, имеют место не только существенные недостатки, но и пробелы. Так, Конституция РФ, обозначая системы здравоохранения, прямо не указывает на существование единой системы здравоохранения в РФ, составными частями которой должны являться государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Непризнание конституционности существования единой системы здравоохранения означает, что при отсутствии соответствующего правового регулирования, у федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления отсутствует прямая конституционная обязанность сохранять и развивать на своих территориях соответствующую систему здравоохранения как единое целое [1, с.11].
Что касается роли исполнительной власти Приморского края в развитии компаний сферы здравоохранения, то здесь имеют место быть следующие действия и показатели.
В 2013 году проведено 17 проверок реализации мероприятий программы модернизации здравоохранения Приморского края (11 плановых, 2 по исполнению предписаний, 2 по требованию прокуратуры, 2 по поручению Росздравнадзора), в 2012 г. — 15 (12 плановых, 2 по исполнению предписаний, 1 по требованию прокуратуры).
Нарушения выявлены в 7 медицинских организациях. Выдано 5 предписаний об устранении выявленных нарушений и вынесено 2 представления прокуратуры по результатам совместных проверок. В 2012 г. было выдано 8 предписаний. Таким образом, в 2013 г. нарушения выявлены в 41 % проверенных ЛПУ, тогда как в 2012 году нарушения выявлялись в 54 % учреждений [2, с.6].
Понимаем, что данный показатель очень настораживает, ведь больше половины учреждений здравоохранения Приморского края осуществляют свою деятельность с видимыми нарушениями.
Следует отметить активную работу Территориального органа в составе рабочей группы по контролю за ходом реализации программы модернизации здравоохранения Приморского края. В 2013 году проведено 12 заседаний Рабочей группы. Акты рабочей группы по результатам анализа хода реализации программы модернизации здравоохранения Приморского края своевременно направляются в Минздравсоцразвития РФ, Росздравнадзор, ФФОМС, Губернатору края, а также публикуются на сайте Управления.
Несмотря на реализацию мероприятий Программы модернизации здравоохранения, направленных на укрепление материально-технической базы медицинских организаций, в большинстве ЛПУ первого уровня стандарт оснащения организации или ее структурных подразделений в соответствии с Порядками, недостаточен [3, с.9].
Нарушения порядка проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований свидетельствуют о ненадлежащем внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемом в учреждениях здравоохранения, т. е. являются нарушениями лицензионных требований. В связи с этим, материалы проверок направлены в ДЗПК для составления протоколов об административном правонарушении.
Представляется целесообразным продемонстрировать данные показатели в таблице 1.
Таблица 1
Результаты выполнения в 2013 году государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП
Меры, принятые к юридическим лицам и ИП, допустившим нарушения |
Проверки (21) |
|
Меры при нарушениях (абсолютное количество) |
Доля принятых мер (%) |
|
Выдано предписаний |
1 |
4,76 |
Направлена информация о нарушениях в лицензирующий орган |
1 |
4,76 |
Направлена информация о нарушении в прокуратуру |
1 |
4,76 |
Тем не менее, органы исполнительной власти Приморского края придерживаются приоритетных направлений в вопросе регулирования деятельности компаний здравоохранения. К приоритетным направлениям деятельности органов исполнительной власти приморского края на деятельность компаний сферы здравоохранения на 2014 год можно отнести:
Осуществление мониторинга достижения плановых демографических показателей «Дорожной карты» в сфере здравоохранения Приморского края и взаимодействие с органами исполнительной власти Приморского края по вопросам реализации «Дорожной карты» и программы развития здравоохранения Приморского края.
Обеспечение действенного контроля за соблюдением прав граждан в сфере здравоохранения и обеспечением доступности, качества и безопасности медицинской деятельности. Обеспечение безусловного соблюдения требований законодательства, в том числе по профилактике коррупционных рисков, при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Фактически государство сняло с себя ответственность за дальнейшее развитие высококачественной и капиталоемкой медицины и переложило её на обеспеченных граждан и работодателей. В результате развитие современной медицины ограничено ростом платежеспособности населения и экономической заинтересованностью работодателей в увеличении расходов на страхование сотрудников [4, с.19].
Медицинские услуги невозможно увидеть, попробовать на ощущение, узнать до момента их оказания. Пациент, пришедший на прием к врачу, не может заранее знать результата посещения. Неосязаемость медицинской услуги отчасти преодолевается за счет того, что результат профессиональной деятельности воплощен в самом человеке, в его здоровье, а услуга персонализируется в лице оказывающего ее врача (медсестры).
Медицинская услуга неотделима от источника, будь то врач, медсестра или медицинское оборудование. Качество медицинской услуги непостоянно. Один и тот же врач может оказывать услуги по-разному в зависимости от расположения духа и своего физического состояния. Стандартизация медицинской деятельности способствует преодолению непостоянства качества [5, с.67].
Учитывая, что органами государственной власти Приморского края и органами местного самоуправления, в целях реализации своих полномочий и обеспечения граждан доступной и бесплатной медицинской помощью, создаются государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, основная цель которых — предоставление медицинских услуг каждому гражданину бесплатно, при составлении перечня в первую очередь рассматривались государственные и муниципальные учреждения здравоохранения.
Конкурентная среда в сфере здравоохранения Приморского края формируется деятельностью 938 медицинских организаций, в том числе 46 государственных учреждений здравоохранения и 118 муниципальных учреждений здравоохранения. В 2013 году 225 субъектов малого и среднего предпринимательства получили лицензии для осуществления медицинской деятельности. В 20121 году лицензии для осуществления медицинской деятельности получили 143 субъекта малого предпринимательства.
В случае отсутствия в муниципальном образовании государственных или муниципальных учреждений, либо в случае, если объемы помощи, предоставляемые гражданам этими учреждениями здравоохранения не соответствуют объемам медицинской помощи по программе государственных гарантий, органы государственной власти Приморского края и органы местного самоуправления реализовывали свои полномочия через другие учреждения здравоохранения, расположенные на территории соответствующего муниципального образования.
Таким образом, в статье обозначилась проблема, что для органов исполнительной власти Приморского края вопрос развития компаний сферы здравоохранения стоит достаточно остро. Как было выявлено, нет остаточно чёткой регламентации распределения государственных и частных услуг здравоохранения.
В связи с этим представляется целесообразным вывести следующие рекомендации:
- контроль за частными учреждениями; создание конкурентоспособной среды и установление минимальных цен на медицинские услуги первой важности (гинекология, стоматология, травматология);
- всесторонняя поддержка государственных учреждений здравоохранения и регламентация внедрения платных услуг;
- поддержка малого бизнеса, направленного на функционирование в сфере здравоохранения. Следуя данным рекомендациям существует теоретическая возможность избегания узловых проблем, существующих в системе здравоохранения и развития компаний анной сферы.
Литература:
1. Экономика здравоохранения: Учебн. Пособие / Под ред. А. В. Решетникова. — 2-е изд. — М.: ГЭОТАР–Медиа, 2011. — 272с.
2. Мюллер Н. В. Экономика здравоохранения: учебное пособие / Н. В. Мюллер. — Тверь: Знание, 2012. — 117с.
3. Савченко А. П. Здоровье общества и система здравоохранения в контексте социальной политики России/ А. П. Савченко.- М.: Медиа, 2014. — 350 с.
4. Агуреева О. В. Краткий курс по экономической теории: учеб. пособие / О. В. Агуреева.- М.: Издательство «Окей — книга», 2011.- 176с.
5. Пелих А. С. Экономика предприятия и отрасли промышленности: учеб. пособие / А. С. Пелих — Ростов–на–Дону: ФЕНИКС, 2009. -350с.