С вступлением в информационное общество к социуму предъявляют новые требования, которые отображены в современных образовательных стандартах (ФГОС), основанных на компетентностном подходе. Современный специалист должен уметь в большом потоке информации отобрать, проанализировать, обработать необходимый материал и применить его в профессиональной деятельности для решения поставленных задач. В результате чего актуальной задачей становится формирование информационной компетенции.
ФГОС СПО направлен на формирование общих и профессиональных компетенций [1], в основу которых в разных классификациях включают информационную или информационно-технологическую компетенцию. Профессиональные предполагают использование знаний, информации для успешного решения профессиональных задач, позволяющие решать их эффективно в данное время и в данных условиях, что подчеркивает значимость информационной компетенции.
Изучение научной литературы, дает нам основание утверждать, что формирование информационной компетенция важно в образовательном процессе, так как в профессиональной деятельности современный специалист должен уметь генерировать полученную информацию (или новые знания) для постоянного профессионального роста.
Раскрытию понятия «информационная компетенция» в научно-педагогической литературе уделено немало внимания. Значимости, содержанию и структуре информационной компетенции посвящены работы таких авторов как И. А. Зимняя, А. Л. Семенов, С. В. Тришина и многих других.
Несмотря на большое количество точек зрения, посвященных информационной компетенции, нет единого мнения по определению этого понятия и его структуре.
Рассмотрев определения информационной компетенции, предложенные А. Л. Семеновым [5], Л. В. Махаевой [3], С. В. Тришиной [7], М. С. Меньшовой [4], А. В. Хуторского [8], И. А. Зимней [2], можно сказать, что информационная компетенция — это взаимосвязанные знания и умения, обеспечивающие способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать, передавать и представлять необходимую информацию, в том числе и с помощью ИКТ-технологий.
Исходя из данного определения, выделим следующие компоненты информационной компетенции (рис. 1.):
Рис. 1. Компоненты информационной компетенции
Для формирования компетенций в педагогической практике используются различные формы обучения, такие как очная, заочная, дистанционная. Но в последнее время широкое распространение получило смешанное обучение (blended learning) или очно-дистанционная форма обучения. Этот термин обозначает учебный процесс [6], в котором применяются различные событийно-ориентированные методики и схемы управления процессом обучения, такие как face-to-face learning (обучение в аудитории), distance learning (асинхронное дистанционное обучение) и online learning (синхронное дистанционное обучение). При этом обучение строится на взаимодействии слушателя не только с компьютером, но и с преподавателем в активной форме (очной и дистанционной), когда изученный самостоятельно материал обобщается, анализируется и используется для решения поставленных задач.
Данное обучение имеет ряд преимуществ и особенностей как для обучающего, так и для обучаемого: возможность лично обсудить и разобрать с преподавателями наиболее сложные моменты; удобный график, оптимально сочетающий очную и дистанционную формы обучения; позволяет специалистам овладеть современными компетенциями, знаниями, навыками и умениями.
В соответствии с возможностями очной и дистанционной форм обучения, нами в диссертационной работе были распределены компоненты информационной компетенции по принципу когнитивной сообразности [9] (табл. 1).
Таблица 1
Распределение компонентов информационной компетенции по формам обучения в соответствии с их возможностями
Компоненты информационной компетенции |
Очная форма |
Дистанционная форма |
поиск информации |
+ |
+ |
анализ информации |
+ |
- |
отбор информации |
+ |
- |
обработка информации |
+ |
+ |
передача информации |
- |
+ |
представление информации |
+ |
+ |
использование ИКТ-технологий |
+ |
+ |
На основе данных положений нами была сформулирована следующая гипотеза — формирование информационной компетенции в процессе подготовки у обучающихся СПО в условиях очно-дистанционной формы обучения будет обеспечено, если состав формируемой компетенции будет разделен между очной и дистанционными формами обучения, а в основе разделения состава положен учет принципа когнитивной сообразности и принципа интеграции.
Исходя из предложенной гипотезы, была разработана структурная модель формирования информационной компетенции в условиях очно-дистанционной формы обучения, которая представлена в виде схемы, направленной на достижение поставленной цели (рис.2). Результатом реализации модели является сформированная информационная компетенция у обучающихся СПО.
Модель формирования информационной компетенции у обучающихся СПО в условиях очно-дистанционной формы обучения включает в себя:
- цель — формирование информационной компетенции;
- компоненты информационной компетенции;
- распределение компонентов по формам обучения, основанное на принципе когнитивной сообразности и принципе интеграции;
- результат — сформированная информационная компетенция.
Распределение компонентов информационной компетенции по формам обучения произведено с учетом возможностей очной и дистанционной форм обучения представленных в таблице 1.
Очная форма подразумевает формирование следующих компонентов информационной компетенции: поиск информации, анализ информации, отбор информации, представление информации. Дистанционная — поиск информации, обработка информации, передача информации, представление информации, использование ИКТ-технологий.
Рис. 2. Структурная модель формирования информационной компетенции у обучающихся СПО в условиях очно-дистанционной формы обучения
Проведенное нами исследование показало, что предлагаемая модель формирования информационной компетенции у обучающихся СПО в условиях очно-дистанционной формы обучения позволяет объединенить теоретико-методологические, содержательные, методические аспекты образовательного процесса, включив в него очно-дистанционную форму обучения, направленную на достижение результата.
Таким образом, предложенная модель формирования компетенций у обучающихся СПО в условиях очно-дитсанционной формы обучения может быть использована в сфере подготовки специалистов среднего профессионального образования.
Литература:
1. Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. — Ростов н/Д, 2000. — 152 с.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34–42.
3. Махаева Л. В. Механизм формирования информационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2011. — № 3. — С.62–65.
4. Меньшова М. С. Сущность понятия «информационно-когнетивная компетенция» в профессиональной подготовке бакалавров педагогики // Среднее профессиональное образование. — 2013. — № 10. — С. 45–47.
5. Семенов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М:, 2000. — С.32.
6. Стариченко Б. Е., Семенова И. Н., Слепухин А. В. Понятийный аппарат электронного, дистанционного и смешанного обучения в методологии парадигмалного подхода. [Электронный ресурс] Режим доступа: webconf.irro.ru/index.php/stati/sovremennye-tekhnologii-elektronnogo-obucheniya/item/15-tezisy
7. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет журнал «Эйдос». — 2005. — № 10. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–11.htm.
8. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/ 0423.htm.
9. Семенова И. Н., Слепухин А. В. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч.2. Методология использования информационных образовательных технологий: Учебное пособие [Текст] / под ред. Б. Е. Стариченко. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. — 144с.