Современный уровень развития футбола требует физической готовности футболистов, одна из главных сторон которых быстродействующие и скоростно-силовые свойства. Детский и юношеский возраст — важная стадия образования этих качеств.
Ключевые слова: физическая подготовка, скоростно-силовые, физическая подготовка юных футболистов.
Acknowledgements (Благодарности)
I would like to express my sincere gratitude to ministry of higher education and scientific research Iraqi, for her valuable guidance. That provided me this scholarship in addition to the financial and moral support in order to complete my studies
Введение
Актуальность темы заключается в том, что современный футбол характеризуется высокой двигательной активностью игроков, которая носит преимущественно динамический характер и отличается неравномерностью физических нагрузок и аритмичным чередованием работы и отдыха. Среди них основными являются действия с мячом и передвижения по полю (бег, ходьба). И от того, насколько футболист хорошо владеет своим двигательным аппаратом и как высоко у него развиты двигательные способности, зависят быстрота, точность и своевременность выполнения конкретной тактической задачи. Быстрота футболиста выступает при этом фактором, определяющим результативность соревновательной деятельности.
Вместе с тем никакое другое качество не может сравняться со скоростными качествами по многогранности проявлений. Это особенно должно учитываться в подготовке юных спортсменов. Установление и учет закономерностей структуризации и динамики проявлений скоростных качеств юных футболистов — проблема в теории и практике современного футбола [1].
Интенсификация соревновательной деятельности часто приводит к тому, что увеличение объёма перемещений и технико-тактических действий не сопровождается повышением их эффективности. Связано это с недостаточной устойчивостью двигательных навыков, и особенно тех, что выполняются в скоростно-силовом режиме.
Цель данной курсовой работы — выявить особенности развития скоростно-силовых способностей у юных футболистов.
Задачи:
1. Провести обзор литературы по проблеме развития скоростно-силовых качеств у футболистов.
2. Обозначить взаимообусловленность развития скоростно-силовых способностей и физиологического развития подростков.
3. На основе изучения специальной научной и методической литературы выявить и зафиксировать особенности методической работы по развитию скоростно-силовых способностей у футболистов в разные возрасте периоды [3].
Основополагающие факторы успешного проведения учебно-тренировочных занятий
Вернемся в нашу футбольную действительность. Речь пойдет о программе для спортивных школ. Программа… А ведь это основной документ, который регламентирует построение учебного процесса. В чем отличие программы по проведению занятий для групп начальной подготовки (ГНП), выпуска 2000 г., от программы двадцатилетней давности (1981 г.).
На примере распределения учебных часов в годичном цикле для ГНП 2-го года обучения выявляется следующее. Количество учебных часов увеличилось более чем на 30 % (114 часов). Увеличился учебный объем, отводимый на техническую подготовку (76 часов), вырос ее удельный вес на 10 % (43 % против 33 %), однако количество часов, отводимых на тактику, даже уменьшилось. В целом увеличение «росто-весовых» показателей учебного процесса налицо, вроде бы вероятность прогресса неизбежна, но это только форма. Как известно качественные изменения наступают тогда, когда изменившейся форме соответствует новое содержание, т. е. суть тренировочного процесса. Чтобы выяснить содержание предлагаемого программой учебного процесса, было проанализировано семнадцать «модельных» занятий на сентябрь для учащихся 2-го года обучения (9–10 лет). Что же выявилось?
1. Обучение технике проводится только в стандартных условиях, в скобках — «зубрежка».
2. На игру отводится минимальное количество времени. Игровые упражнения не обладают разнообразием.
3. В игровых упражнениях не создано условий для закрепления полученных технических навыков.
4. Отсутствие преемственности между частями занятий (особенно между подготовительной и основной частями занятия).
5. Чрезмерное количество задач по обучению на одном занятии.
6. Имеется частичное несоответствие учебно-тренировочных средств заявленным задачам занятия; одновременная постановка взаимоисключающих задач (по обучению технике).
Если в действительности эти 6 пунктов находят подтверждение, то какой смысл проводить такие занятия? Может быть все дело в различном видении УТП? Какие занятия проводить и на что ориентироваться тренеру? А как оценить эффективность тренировочного процесса? Ориентироваться ли на контрольные нормативы по технической подготовке как критерия усвоении технических навыков (интересно, а что они оценивают, когда нет рядом соперника)? Особую актуальность это имеет на этапах среднего и старшего возраста. Вопросов предостаточно, поэтому рассмотрим каждый пункт по-порядку.
Программа является основным документом, на который должны ориентироваться спортивное руководство и тренеры детских спортивных школ, она подготовлена «высшим футбольным органом власти» — Российским футбольным союзом. Она содержит в себе маленькую модель — структуру спортивной школы и, соответственно, олицетворяет существующий ныне УТП.
Основной вопрос: как быстро и эффективно поставить процесс обучения технико-тактическому мастерству. В программе ответ дан: основное средство — упражнения в стандартных условиях со строгой регламентацией. Как проверить правильность такого подхода? Всегда критерием истины является практика. Вспомним нашу футбольную историю. Выступления нашей сборной команды за последние пятнадцать лет можно охарактеризовать двумя словами — полный провал. Не забудем отметить, что игроки сборной являются выпускниками наших же футбольных школ. Те, кто играл в середине и конце 90-х, начале 2000-х годов пришли в футбольные школы в конце 70-х, начале 80-х, в довольно раннем возрасте, на фоне быстро умирающего дворового футбола. Но мы знаем, что игроков старшего поколения как раз «дикий» футбол и воспитал, в спортивные школы они попали уже личностями, индивидуально сложившимися в футбольном плане. Основные успехи отечественного футбола, как известно, в прошлом — во времена, когда прием в спортивные школы был лет с 13–14, а не с 9–10 — в семидесятые годы и с 7–8 — в восьмидесятые годы. Вырисовываются две движущие силы на начальном этапе становления спортивного мастерства. И вполне уместно сравнить «дворовый футбол» и существующий организованный УТП спортивных школ, как процессы, формирующие футболиста. При сравнении имеющихся результатов выступления наших команд на международной арене — чему бы вы отдали предпочтение, когда мы играли лучше — сорок лет назад или сейчас? Некорректная постановка вопроса? Не будем лукавить, все очень просто: был дворовый футбол и были игроки — футбольные личности, нет дворового футбола — есть игроки, но нет личностей. К этому стоит добавить мнение уважаемых экспертов о существенном отставании наших мастеров в индивидуальном технико-тактическом мастерстве, а это как раз результат работы спортивных школ. Нельзя, конечно же, упускать и влияние социального фактора, однако не надо списывать все неудачи на «другое» время, улучшение благосостояния, слабый приток в спортивные школы и т. д.
Прошел чемпионат Европы 2004 г., и опять игра сборной России вызывает нелестные отзывы. Увы, это стало привычно. Европейское первенство 2004 г. вновь показало: игроки сборной России индивидуально слабее соперников, прошедших подготовку в спортивных школах своих стран. Кстати, игроки нашей сборной являются воспитанниками именно Российских ДЮСШ и СДЮШОР и проходили они соответствующий учебный процесс именно в нашей стране, под руководством тех тренеров и в условиях того УТП, который ориентируется на требования программы. Итак, есть практика и неудовлетворительные результаты. Это является критерием истины, и в данном случае служит оценкой УТП в спортивных школах.
Интересная заметка: в рекомендованной литературе программы 2000 г. нет ни одного источника позже 1983 г. Неужели теория и практика футбола остановилась на этом рубеже и дальше не развивалась? Конечно, это не так, за это время был произведен ряд исследований, разработаны практические рекомендации, которые можно было бы широко внедрить в практику. Но ставится под сомнение сама методология УТП в спортивных школах, что не каждому «по душе» [5].
В проведенных исследованиях 86] сравниваются два подхода к обучению.
Первый — традиционный, путем многократного повторения в строго регламентированном упражнении (кратко — заучивание). Второй — ситуационный метод. Пятилетний эксперимент выявил преимущество ситуационного, игрового метода. Подробное изложение такого подхода к УТП и составляет основную цель книги. Имеются и другие подтверждения эффективности такого направления [3; 13; 15; 27; 40; 89; 101; 122].
А что же тренеры-практики? Оказывается, не все согласны с существующей методикой обучения, когда шлифование технических элементов проходит в отрыве от тактики игры. Заслуженный тренер УССР П. Пономаренко (1977) по этому поводу пишет следующее: «Дифференцированный метод обучения от набора до выпуска играть не учит, а оттачивает отдельные элементы техники, тактики, физической подготовки… От момента перехода умений к навыку надо все шлифовать в игровых упражнениях. В примитивности обучения нужно искать причины нашего отставания в технике и тактике…»
Можно сделать предварительные выводы:
1. Метод многократных повторений как основа обучения технике без широкого использования разнообразных обучающих игровых упражнений неэффективен. Нельзя отделять технику от тактики игры.
2. Проблема формирования технико-тактического мастерства должна решаться путем максимально широкого применения ситуационного метода. Лучше сформулировать его как синтезированный дворовый футбол, при наличии организационно-методических норм современного УТП.
3. Игровые упражнения для закрепления полученных навыков должны иметь специфичную направленность, предоставляя игроку реализовывать двигательные задачи именно посредством тех технических приемов, которые изучались на занятии. Для этого надо создавать условия в упражнениях, которые ставят футболиста перед выбором определенных ТТД. Многократное повторение технических приемов именно в игровой ситуации — залог эффективного и быстрого обучения.
4. «Положительный перенос» — этот термин знаком каждому тренеру. Грамотное проведение подготовительной части занятия — это значительная экономия тренировочного времени в основной части. Главное условие — применение «родственных» движений или групповых действий, имеющих схожую биомеханическую или тактическую структуру. Чрезвычайно важно во всех частях конкретного занятия основное внимание уделить чему-то одному — тому, что будет идти «красной» нитью через все занятие. Это достигается за счет преемственности между частями занятия. Если мы ставим задачу по обучению финтам, обводке, отбору мяча, то подготовительная часть должна содержать подвижные игры типа «регби» (упр. 26), «борьба за мячи» (упр. 21), игры типа «салки».
В этих упражнениях игроку необходимо быстро переносить центр тяжести тела с одной ноги на другую, чтобы обыграть соперника, проявив при этом «двигательную изворотливость». А подвижные игры типа «Борьба за мяч» (ручной мяч, упр. 30), «Мяч — капитану» не будут в данном случае эффективны, так как имеют другую направленность. Такие игры желательно применять при обучении передачам мяча и групповым взаимодействиям.
Экспериментальная проверка эффективности разработанной педагогической технологии скоростно-силовой подготовки юных футболистов
1. Организация и проведение педагогического эксперимента
К педагогическому экспериментупривлекались две группы спортсменов ДЮСШ г. Грозный (КГ и ЭГ по 14 человек).Сравнение основных показателей проводилось в течение 2006 года. Организация педагогического эксперимента включает изучение исходного и конечного уровней физического состояния организма юных футболистов, проведение тренировочных занятий в годичном цикле учебно- тренировочной и игровой деятельности.
Необходимо признать, чтоэффективность тренировочного процесса во многом зависит от мотивации игроков кзанятиям. В процессе экспериментального исследования изучалась взаимосвязьуровней физического развития, физической и технической подготовленности юныхфутболистов.
Для оценки эффективностиразработанной технологии управления тренировочным процессом по развитиюскоростно-силовых качеств учитывался уровень физической подготовленности итекущие данные функционального состояния организма футболистов КГ и ЭГ. Помимоэтого, нами проводился сравнительный эксперимент по оценке спортивногомастерства юных футболистов по результатам, показанным командой во времясоревнований.
В основу разработки программыпедагогического эксперимента легли данные анализа литературных источников,анкетных данных.
Экспериментальная технологияуправляющих педагогических воздействий была направлена на улучшение иподдержание высокой спортивной формы юных футболистов на протяжении всегоспортивного сезона.
Основу содержания тренировок в ЭГсоставили тренировочные задания с учётом программы развития скоростно-силовыхкачеств в подготовительный период. Тренировкаспортсменов ЭГ была направлена на решение следующих задач:
1. Способствоватьукреплению здоровья. Постоянное выполнение специальных упражнений на развитиескоростно-силовых качеств, содействует улучшению общего физического развития,нормализации функционирования различных систем организма, улучшениюдеятельности вегетативной и центральной нервной систем, снижению заболеваемостии травматизма, что очень важно для юных футболистов.
2. Поддерживатьвысокую работоспособность игроков и противостоять утомлению. Своевременноевключение в тренировочный режим специально подобранных контрольно-тренировочныхкомплексов способствует повышению и поддержанию работоспособности, меньшей!утомляемости за счет улучшения функционального состояния дыхательной исердечно-сосудистой систем, развития эффекта погашения гемодинамическихреакций, улучшения самочувствия.
3. Повышать общуюкультуру и быстроту движений при обращении с мячом и беге по полю. Занимающиесястановятся более координированными, более ловкими, у них значительноувеличиваются двигательные возможности, что в свою очередь отражается и наповышении скорости выполнения технических приёмов с мячом и без него.
4. Совершенствоватьнавыки самостоятельной организации тренировочного процесса по развитиюскоростно-силовых качеств [6].
2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
Теоретический и эмпирический анализтехнологии управления тренировочным процессом по развитию скоростно-силовыхкачеств у юных футболистов потребовал сравнения данных экспериментальной (ЭГ) иконтрольной (КГ) групп. С целью внедрения данной технологии изучалась динамикаработоспособности футболистов в течение годового цикла учебно-тренировочной иигровой деятельности.
Основными показателямифункционального состояния, обусловливающими снижение работоспособности в концесезона у игроков контрольной группы, являлись:
- ухудшениеподвижности нервных процессов (в среднем на 6,08,7 %по сравнению с исходным уровнем);
- возрастание ЧССна 7,8 %, ИН — на 5 %;
- САН — снижение на4,3 %.
У спортсменов ЭГ такого сниженияпоказателей не наблюдалось
Так, у спортсменов ЭГ после трехмесяцев выполнения специальных физических упражнений в 98 % случаевсамочувствие, по субъективным оценкам, улучшилось, устранялись болевые синдромыв мышцах и связках. Средние значения реактивной тревожности (РТ) как текущегосостояния были очень стабильны, как до коррекции (как в начале 2006 г. — 48,6±1,1 балла, так и в конце 2006 г. — 50,8±2,3 балла, р < 0,05).
Более выражено, происходили измененияу футболистов КГ с нарастанием утомления к концу сезона 2006 года, помимоизменений каждого из показателей, возрастала разница между ними за счетснижения самооценки «Самочувствие» и «Активность» по отношению к болеестабильным оценкам по шкале «Настроение». При этом, если после выполнениятренировочных физических упражнений отмечалась некоторая тенденция к улучшениювсех показателей САН (р > 0,05), то к концу года они достигали значений,близких или равных величинам в начале года.
В связи со сказанным, наибольшуюактуальность приобретает диагностика функционального состояния спортсменов впроцессе игровой деятельности- Только на этой основе возможны раннее выявление,профилактика и коррекция вегетативных дисфункций, вызываемых факторамиспортивно-игровой, деятельности. Применение системного подхода, в частностиположений теории функциональных систем, позволило разработать методику контроляза текущим состоянием спортсменов. Опорными критериями в диагностикепсихоэмоционального напряжения, формирующегося в процессе игр и игровойдеятельности, служили измерения характеристик субъективных самооценок,психофизиологические тесты и ряд соматовегетативных показателей (Б. А. Вяткин,1981) [4].
В этой главе мы поговорим о составляющих или факторах, которые являются основой для планирования многолетнего УТП, какие критерии необходимы для его правильного построения. Ответ вроде бы лежит на поверхности: нужна информация о всестороннем функционировании футболиста высокой квалификации, а если проще — надо знать требования, предъявляемые к игроку команды мастеров высшей лиги. Понятно, что при отсутствии информации и знаний о цели, которую надо достичь, на положительный результат можно не рассчитывать.
Итак, нам надо знать основные составляющие, которые определяют результат игровой деятельности в высококвалифицированных командах. Но как реализовать работу по формированию этих составляющих в спортшколах? Логичный ответ: необходимо строить многолетнюю подготовку на основе тех приоритетов, которые имеются в команде мастеров и которые должны быть документально зафиксированы. Какие документы регламентируют работу по многолетней подготовке футболистов? Как известно, функционирование спортивных школ осуществляется на основании двух основополагающих документов: положение о ДЮСШ и СДЮШОР и учебных программ по видам спорта для спортивных школ. Основная задача СДЮШОР, определенная в этих документах, — подготовка игроков в команды мастеров. В учебных программах 1981 и 1985 годов приводятся годовые планы-графики распределения учебных часов для каждого возраста начиная с 8 лет. Кажется, чего же проще, соблюдай рекомендации, придерживайся программы, учебных планов и результат будет достигнут. Практика, однако, опровергает наши ожидания. Значит, если нет результата, можно предположить, что где-то имеется сбой. Вероятны три предположения: или программа по каким-то причинам не выполняется, или она в корне не верна и находится в отрыве от намеченной цели, или внутреннее содержание программы (методическая часть) не соответствует правильной форме (общей структуре и количественным характеристикам). Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо четко определить те информационные составляющие, на которые можно опираться и которые являются основой для планирования долгосрочного УТП. В ходе анализа библиографических источников и педагогических наблюдений такие составляющие были найдены.
Предлагаем к рассмотрению и анализу следующие:
1) факторная структура успешного ведения игровой деятельности футболистами разной квалификации;
2) модельные характеристики высококвалифицированных футболистов;
3) сенситивные периоды в развитии качеств;
4) данные срочной информации (игровая деятельность, тестирование, экспертные оценки, врачебный контроль) [7].
Заключение
Итак, современный уровень развития футбола предъявляет высокие требования к физической подготовленности футболистов, одной из основных сторон которой являются скоростные и скоростно-силовые качества. Детский и юношеский возраст — важный этап воспитания этих качеств. Анализ литературных источников показал, что юные футболисты в значительной степени уступают в скоростной и скоростно-силовой подготовке представителям других видов спорта. Одним из важных этапов воспитания этих качеств является 11–12-летний возраст. В комплексе качеств, необходимых футболисту, важное место занимают скоростно-силовые возможности. С возраста 8–9 лет начинает интенсивно нарастать скорость бега, а к 10–11 годам максимальных значений достигает частота беговых шагов, обусловленная в большей степени возрастанием частоты движений. В возрасте 10–11 лет у детей повышается способность к неоднократному выполнению скоростной работы. Интенсивный прирост скоростно-силовых качеств наблюдается у детей в возрасте от 10 до 13 лет.
Основной принцип построения занятий, который был выбран нами — это тренировочные микроциклы преимущественной скоростно-силовой направленности, которые рекомендованы Д. В. Чулибаевым. Семидневный развивающий микроцикл предусматривал проведение 17 практических занятий за 6 тренировочных дней. Эффективность построения тренировочного процесса юных футболистов основана на том, что в основу построения педагогического эксперимента было положено предположение, что под воздействием двух развивающих микроциклов ("7Р») у юных футболистов может начаться снижение уровня подготовленности или возникнуть относительная стабилизация в развитии двигательных качеств [4].
Литература:
1) Айсман Х. И. Взгляд врача на правильное построение процесса подготовки юных футболистов // Зарубежные научные исследования. Отбор и юношеский спорт. Вып. I. — М.: ФиС, 1992.
2) Нистратов, Е. Д. Оптимизация структуры тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки юных футболистов: автореф. дис.. канд. пед. наук / Нистратов Е. Д. — Смоленск, 2000.
3) Бизанц Г. Основные положения предсезонной подготовки юных футболистов // Зарубежные научные исследования. Вып. I. — М.: ФиС, 1992.
4) Ермаков, Л. Н. О некоторых аспектах функциональной латерализации в процессе спортивной деятельности / Л. Н. Ермаков // Проблемы нейрокибернетики. — Эллиста, 1985.
5) Баша Махмуд Хамида (Тунис). Надежность и информативность показателей текущего контроля состояния юных футболистов: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1983.
6) Петухов, А. В. Футбол: формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов: проблемы и пути решения / А. В. Петухов. — М.: Советский спорт, 2006.
7) Савченко, В. А. Повышение тренировочного эффекта у футболистов высокой квалификации под влиянием физических факторов / В. А. Савченко, А. А. Бирюков // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: материалы 7 Междунар. науч. конгр. -М., 2003. — Т. 2.