Данная публикация отражает основные проблемы, связанные с объективной оценкой преподавателей вузов. Раскрывает существующие методы субъективной и объективной оценки преподавателей. Отражает основную суть реформ проводимой в сфере образования Республики Узбекистан. Раскрывает принцип работы новой рейтинговой системы оценки высших учебных заведений.
Ключевые слова: рейтинговая система оценки, преподаватель, высшее учебное заведение.
This publication reflects the fundamental problems associated with objective evaluation of university teachers. Expands the existing methods of subjective and objective evaluation of teachers. Reflects the basic essence of the reforms undertaken in the field of education of the Republic of Uzbekistan. Reveals the principle of the new rating system of assessment of higher education institutions.
Keywords: rating system of evaluation, teacher of higher educational institution.
Методы оценивания педагога, существовавшие до недавнего времени в системе послевузовской подготовки, были далеки от совершенства. В большинстве случаев они были односторонние, субъективные, поэтому и являлись источником конфликтов и обид, которые мешали нормальной работе педагогических коллективов. В то же время нельзя забывать, что если оценка проводится регулярно и объективно, то она превращается в действенное средство контроля, воспитания ответственности, развития индивидуального личностного потенциала работников. Отдельные аспекты оценивания могут дополнять друг друга, но в любом случае, должно прослеживаться воздействие мотивации, направленной на повышение эффективности труда. [4]
Мотивационный аспект оценки значительно увеличивается, если система оценивания оказывается связанной с системой оплаты труда. Помимо адекватной оплаты труда, оценивание имеет своей целью распределение сотрудников по определенным группам, начиная от руководящего резерва и лиц, нуждающихся в повышении квалификации, до оценки новых работников, проходящих испытательный срок. [5] Нельзя не отметить значение оценки для самого педагога, так как она, как правило, положительно влияет на личность, пробуждает интерес к более глубокому познанию своего предмета и развивает стремление к повышению педагогического мастерства.
Не менее спорным и порождающим массу проблем является подход, оценивающий педагогическую деятельность с точки зрения ее качества, так как без оценивания качества погоня за одним лишь количеством приносит вред учебному процессу. В вузе при оценке научной деятельности присутствует оценка качества статей, пособий, разработок и др. Когда такая оценочная прикидка проводится внутри кафедры, то качество научной работы очевидны для сотрудников кафедры без всякой формализации. Если же качество выражается в цифрах, на основе которых сравниваются кафедры и факультеты, вузы, то ничего, кроме вреда, выражающегося в нездоровом стремлении любыми способами набрать больше баллов, получено не будет. При этом естественно страдает именно показатель качества продукции педагогической деятельности. [3]
В средних специальных и высших учебных заведениях широко применяют систему оценки, исходящую из рассмотрения объекта педагогической деятельности как его доминирующего субъекта и декларирующая в качестве объективного показателя оценки деятельности преподавателя заполненную учащимися анкету «Преподаватель глазами студента». При всей условности подобного допущения и, избегая критики этических моментов, когда по сути дела, преподаватель оказывается беззащитным перед анонимными оценками учащихся и санкциями, применяемыми на их основе, весьма проблематичными выглядят достоверность и объективность оценки, например, неуспевающим студентов компетенции и эрудиции доцента или профессора вуза. Этот метод оценивания породил в студенческой среде практику изживания, таким образом, наиболее принципиальных и бескомпромиссных преподавателей. [4]
В целом рейтинг учителя складывается из субъективных оценок и субъективных показателей. Субъективная оценка включает в себя анонимную оценку учителя на всех уровнях его деятельности и состоит из оценок его деятельности и состоит из оценок учащихся, коллег по работе и администрации школы. Очевидно, что эти оценки должны соответствовать важнейшим функциям деятельности учителя: гностической (знание предмета), методической и воспитательной.
При оценке учителя учащимися, вероятно, самой большой проблемой является необходимость избавиться от субъективизма и сведения счетов. Более объективной и этически оправданной должна стать не непосредственная оценка качеств личности преподавателя и его деятельности, а оценка опосредствованная, когда ученики оценивают свою деятельность на уроках конкретного учителя. Вероятно, можно еще более повысить объективность оценки педагога можно за счет выявления отношений, высказанных в адрес оцениваемого выпускниками школ, теми, кто уже начали трудовую деятельность и могут сравнить, выделить и оценить весь корпус преподавателей, занимавшихся с ними. Однако в этом случае преимущество получают учителя старших классов. [5]
Для преподавателя наиболее значимой является оценка коллег, так как выражает отношение профессионалов. Оценка педагога администрацией может быть рассмотрена как эквивалент его активности и перспектива его продвижения по служебной лестнице. Таким образом, оценивание качеств преподавателя всеми заинтересованными лицами повышает достоверность получаемой информации. Не надо при этом забывать и то, что педагог может, используя специальные вопросники для выявления самооценки, существенным образом уточнить общие показатели качества своей профессиональной деятельности. [3]
В Узбекистане для получения объективной оценки деятельности педагогов высших учебных заведений по инициативе Президента Ислама Каримова приняты и воплощаются Национальная программа по подготовке кадров, Программа модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинального улучшения качества подготовки специалистов на 2011–2016 годы. [6]
Забота о вузах вполне логична, ведь это главные кузницы молодых кадров, на плечи которых возложена ответственная миссия — вести страну в будущее путем прогресса. И тем важнее получить объективную картину результативности работы высшей школы. Именно это позволит сделать постановление правительства «О внедрении системы рейтинговой оценки высших образовательных учреждений республики» от 29 декабря 2012 года. [2] И уже на сегодняшний день государственным центром тестирования при Кабинете Министров страны разработано и совместным решением министерств высшего и среднего специального образования, народного образования и здравоохранения утверждено Положение о порядке определения рейтинга высших образовательных учреждений. В приложении к нему приведена методология оценки, измерения и вычисления показателей, указанных в постановлении Кабинета Министров. Разработаны необходимые формы (таблицы) по определению рейтинга и сроки их представления высшими образовательными учреждениями. [1]
Показатели подобраны таким образом, что на стадии оценки все вузы равны независимо от их специфики. Они учитывают все общепризнанные аспекты деятельности образовательных учреждений, а система подсчета прозрачна. До вузов официально доведены методики анализа, состав и структура необходимой информации. Сбором сведений уже занимаются рабочие группы вузов, возглавляемые ректорами или первыми проректорами.
Одним из показателей является оценка уровня квалификации выпускников бакалавриата которая будет получена на основе информации отдела маркетинга вуза, который проведет выборочный опрос среди работодателей об уровне квалификации выпускников бакалавриата последних пяти лет. Выборка из общего числа выпускников осуществляется исходя из требований репрезентативности, а выводы о «профпригодности» в разрезе вузов и направлений будут основаны на научных методах статистической обработки данных.
Следующим показателем является опрос студентов, о качестве преподавания он также будет выборочным, однако решено охватить все дисциплины по всем блокам учебной программы по всем направлениям бакалавриата в каждом вузе. Вопросник составляется совместно с Министерством высшего и среднего специального образования и Центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр». По каждому направлению образования участвуют не менее пяти процентов студентов, привлеченных на основе уже названного принципа репрезентативности и следуя научно обоснованным методам социологических исследований. Проводить опрос станут эксперты совместно с вузами и соответствующими организациями, будут приняты все меры для обеспечения его анонимности.
Еще один показатель — это знание преподавателем высшей школы иностранного языка как минимум на уровне требований к выпускникам бакалавриата. По европейской классификации это соответствует уровню В2. Что касается ИКТ-навыков: прежде всего необходим уровень владения офисными приложениями Word, Excel и PowerPoint. Кроме того, необходимо знать все пользовательские сервисы Интернета и уметь использовать системы электронного документооборота. Оценка соответствия требованиям будет осуществляться по методикам и процедурам, соответствующим международным стандартам.
Так же в постановлении Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10 декабря 2012 года определено, что начиная с 2013–2014 учебного года преподавание в высших образовательных учреждениях отдельных специальных предметов, особенно по техническим и международным специальностям, будет вестись на иностранном языке. [7]
Следующий показатель это уровень цитируемости публикаций преподавателей опирающийся на международные индексы в основном с использованием систем Google Scholar и Web of Science. Последняя состоит из трех баз данных: по естественным, социальным и гуманитарным наукам и искусству. Также для определения индекса могут быть применены системы Scopus, Web of Knowledge, Astrophysics, PubMed, Mathematics, Chemical Abstracts, Springer, Agris. Одним из показателей оценки является подсчет доли преподавателей с докторской степенью Ph.D., полученной в одном из 300 лучших вузов мира.
Итоговый рейтинг вузов будет опубликовываться ежегодно. Вузам, оказавшимся в числе замыкающих, будет оказана всемерная помощь государства, министерств и ведомств, в ведении которых они находятся. Группы национальных экспертов-аналитиков определят их слабые участки и резервы, а также выработают конкретные предложения по дальнейшему улучшению работы. Обеспечение конкурентоспособности кадров на мировом рынке — это общенациональная задача первостепенной важности, а потому все усилия будут направлены на достижение этой цели всеми вузами. [1]
Литература:
1. «Правда Востока», Рамиль Исламов.- Через год будет опубликован первый рейтинг высших образовательных учреждений Узбекистана, 2013
2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года N371 «О внедрении системы рейтинговой оценки высших образовательных учреждений республики»
3. Донецкая С. С., «Объективная оценка квалификации преподавателей Российских университетов», Новосибирский государственный университет.-М., 2011
4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие./Под ред. Смирнова С. А. — М., 2008.
5. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. — М., 2000.
6. По материалам www.Norma.uz