В статье представлен анализ результатов исследования профессиональной самостоятельности обучающихся Университетского учебного комплекса. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (образовательные учреждения Университетского комплекса) абитуриентов, студентов различных курсов обучения, молодых специалистов.
Ключевые слова: профессиональная самостоятельность, выбор профессии, формирование профессиональной мотивации, Университетский учебный комплекс.
Важной чертой квалифицированного специалиста является профессиональная самостоятельность, исследование которой было произведено с помощью методики «Самостоятельны ли Вы?» [1, с. 97]. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (образовательные учреждения Университетского учебного комплекса Пензенского государственного университета архитектуры и строительства) абитуриентов, студентов различных курсов обучения, молодых специалистов.
В контрольной и экспериментальной группах, начинающих обучение в ПГУАС, были получены результаты, показанные в таблице 1.
Таблица 1
Результаты тестирования групп начинающих обучение в ПГУАС с помощью методики «Самостоятельны ли Вы?»
Баллы |
Интерпретация |
К. гр. |
Эк. гр. |
30–44 |
Вы излишне самостоятельны во всех отношениях. Вы не только не терпите какого-либо вмешательства в Ваши дела, но и не можете прислушаться к чужому мнению. Уверены ли Вы, что всегда сможете точно оценивать плюсы и минусы какого-либо решения? Не проявляете ли Вы излишнее упрямство в достижении какой-нибудь цели? Помните, что самоуверенность хороша только в меру, в противном случае она превращается в недостаток. |
2 % |
11 % |
15–29 |
У Вас сильный характер. Вы неплохо переносите стрессы. Вы надежный друг. Ваша уверенность в себе, в будущем обоснована. Вы независимы, но всегда прислушиваетесь к мнению окружающих, которые Вас за это ценят. |
19 % |
81 % |
0–14 |
Вы очень нерешительны. Настолько, что это граничит с малодушием. Станьте более самостоятельным, и у Вас появится уверенность в себе, которой Вам так не хватает. |
79 % |
8 % |
Большая часть (79 %) начинающих обучение, пришедших из традиционных учебных заведений, излишне нерешительны. Недостаток самостоятельности объясняет пассивность и случайность в выборе будущей профессиональной деятельности. Родители и учителя, подавляющие или просто не способствующие развитию самостоятельности, решительности, оказали решающее влияние при поступлении в выборе вуза и специальности. Но это влияние носило не консультирующий и ориентирующий характер, а имело авторитарные черты. Отсутствие самостоятельности побудило учащихся ориентироваться в этом выборе на советы друзей или знакомых. Нерешительность заставила абитуриентов идти по пути избегания неудач, выбирая вуз не по интересу и способностям, а по доступности для поступления.
Лишь 19 % опрошенных в контрольной группе обладают достаточно развитым уровнем самостоятельности и 2 % излишне самостоятельны в поступках и решениях.
Таким образом, в целом лишь 21 % всех абитуриентов контрольной группы способны к самостоятельному принятию решений, постановке целей и обладают необходимой долей целеустремленности в достижении поставленной цели.
Обратное явление наблюдается в экспериментальной группе начинающих обучение в ПГУАС. Преобладающая часть студентов: 81 % и 11 % набрали более 15 баллов, что свидетельствует о высокой степени сформированности самостоятельности личности. Лишь 8 % опрошенных нерешительны, несамостоятельны. Это обосновывает факт раннего выбора профессии и пути по ее достижению — Университетский учебный комплекс, где развитию качества самостоятельности при профессиональной мотивации уделялось значительное внимание.
Тестовая методика «Самостоятельны ли Вы?» была предложена и выпускникам университета (4–5 курсы). Согласно полученным данным, сократилось число студентов контрольной группы, неуверенных в себе: с 79 % до 51 %. Соответственно увеличилось число учащихся, способных на самостоятельное принятие решения. Однако суммарные показатели свидетельствуют о недостаточном количестве самостоятельных в поступках, суждениях и решениях выпускников.
В экспериментальной группе произошли положительные изменения. Число студентов, набравших более 15 баллов (достаточный уровень самостоятельности) возросло с 92 % до 95 %. Это явилось следствие продолжения традиции уважения и принятия самостоятельности обучающихся, начатой в УУК.
Тестирование этой методикой молодых специалистов показало некоторые изменения. Как в контрольной, так и в экспериментальной группах прослеживаются положительные тенденции, отмеченные в категории «Выпускники ПГУАС»: заметно снизилось число неуверенных в себе молодых людей, но этот показатель значительно ниже в экспериментальной группе — 1 % нерешительных в экспериментальной группе против 32 % в контрольной.
Изменения, происходящие в контрольных и экспериментальных группах всех выделенных категорий, показаны в сводной таблице 2 и на гистограммах 1–4.
Таблица 2
Результаты тестирования выделенных групп опрашиваемых ПГУАС с помощью методики «Самостоятельны ли Вы?»
Баллы |
Интерпретация |
Начинающие |
Выпускники |
Работающие |
|||
Конт. |
Эксп. |
Конт. |
Эксп. |
Конт. |
Эксп. |
||
30–44 |
Излишняя самостоятельность |
2 % |
11 % |
7 % |
18 % |
18 % |
27 % |
15–29 |
Достаточный уровень сам-ти |
19 % |
81 % |
42 % |
77 % |
50 % |
72 % |
0–14 |
Нерешительность |
79 % |
8 % |
51 % |
5 % |
32 % |
1 % |
Рис. 1. Рост числа студентов, набравших более 15 баллов (достаточно высокий уровень самостоятельности) вконтрольной группе
Рис. 2. Рост числа студентов, набравших более 15 баллов (достаточно высокий уровень самостоятельности) вэкспериментальной группе
Рис. 3. Снижение числа студентов с низким уровнем самостоятельности (менее 14 баллов) вконтрольной группе
Рис. 4. Снижение числа студентов с низким уровнем самостоятельности (менее 14 баллов) вэкспериментальной группе
Данные положительные тенденции явились следствием решения в ходе исследования следующих задач [2]:
- осуществление опытно-экспериментальной проверки программы по реализации Концепции профилизации образовательной среды;
- реализация инновационной структуры и содержания взаимодействия компонентов профилизации региональной системы образования;
- реализация модели профилизации образовательной среды на основе условий, способствующих социально-педагогическому проектированию в рамках Концепции профилизации образовательной среды [3];
- формирование самодостаточной субъектной основы профилизации образовательной среды, на основе формирования ее готовности к деятельности в условиях профилизации образовательной среды.
Литература:
1. Москвина, Л. Энциклопедия психологических тестов. — Саратов, издательство «Научная книга». — 1996. — 336 с.
2. Каргина, Е. М. Формирование профессиональной мотивации будущих специалистов (на примере Ассоциации «Университетский учебный комплекс»). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Пенза, 2004.
3. Каргина, Е. М. Профилизация образовательной среды: концепция и модель формирования. Монография. ПГУАС, Пенза, 2011. — 148 с.