Формирование мотивации и потребности курсантов военного вуза в самообразовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 10.06.2014

Статья просмотрена: 3060 раз

Библиографическое описание:

Вакула, А. А. Формирование мотивации и потребности курсантов военного вуза в самообразовании / А. А. Вакула. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 461-464. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11580/ (дата обращения: 15.11.2024).

Рассматривается потребность и мотивация как внутренние побудители активности курсантов военного вуза к самообразованию. Мотивация как одна из составляющих структур личности позволяет объяснить движущие силы учебной деятельности курсанта, направленные на самообразование, понять его поведение и поступки. Определены такие понятия как внутренняя мотивация, обусловленная потребностями личности, внешняя мотивация, обусловленная внешними стимулами, мотивы самообразования курсантов военного вуза.

Ключевые слова:потребность, мотив, мотивация, внутренняя и внешняя мотивация, готовность к самообразованию.

В основе любой целенаправленной деятельности лежит мотив. Мотив в психологии рассматривается как побудитель деятельности человека, то ради чего эта деятельность совершается. Психологи сходятся во мнении, что мотив — внутреннее осознанное побуждение, отражающее готовность человека к активности. А к активности в свою очередь побуждает осознанная потребность. Таким образом, мотив определяется как свойство личности, как побуждение и как потребность. По мнению Е. П. Ильина, мотив — сложное психологическое интегральное образование, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием [4]. Нами мотив рассматривается, как внутреннее побуждение курсанта к постановке цели и к действиям, поступкам для достижения этой цели, связанное с удовлетворением потребностей. В качестве мотивов выступают влечения и желания, представления и идеи, чувства и переживания, идеалы и убеждения, выражающие различные духовные и материальные потребности человека с преобладанием какой-то определённой направленностью. Мотив является продуктом мотивации. На действия и поступки человека в значительной степени влияет мотивация поведения, совокупность мотивов и внутреннее побуждение.

В педагогическом словаре мотивация трактуется как система мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности [8]. Философский энциклопедический словарь определяет мотивацию, как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решения [10]. По нашему мнению, мотивация — это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности курсанта и количество энергии, мобилизуемой им для выполнения образовательной деятельности. Именно мотивация помогает понять проявление упорства и настойчивости, с которой курсант осуществляет выбранные действия, преодолевает препятствия на пути к избранной цели.

В роли мотивации выступают потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы [9]. Отсюда следует предположить, что в военном вузе положительная мотивация курсантов, связанная с желанием овладеть выбранной профессией, появляется в необходимости и интересе к знаниям, ориентации на поиск путей их приобретения, в том числе путём самообразования. Приобретаемые в ходе самообразования знания позволяют курсантам изменить свой витагенный опыт.

«Мотивация учебной деятельности будущих офицеров детерминирует проявление ими учебной активности, настойчивости, усердия в овладении учебным материалом.…» [2, с. 15]. В основе направленности личности, показывающей стремление курсанта к самообразованию, лежат его потребности в обучении, стремлении приобрести больше знаний, поставить перед собой цель и достигнуть её. Особенность человеческих потребностей — их фактическая ненасыщенность, поэтому нельзя удовлетворить потребность в самообразовании раз и навсегда, она постоянно должна подкрепляться.

Мотивы самообразования вызываются рядом потребностей:

-       потребность в приобретении важной и востребованной профессии;

-       потребность в деятельности (самостоятельной, творческой и т. д.);

-       потребность в изменении самой личности и т. д.

Чтобы эти потребности стали внутренними побудителями деятельности, необходимо сформулировать мотивы самообразования, побуждающие к целенаправленному и самостоятельному овладению знаниями, организации познавательной деятельности по личной инициативе (рис. 1).

                   
   

Мотивы самообразования

курсантов военного вуза

 
 
   
 
 

Побуждение познавательного интереса к определённым областям знаний, проявление волевых усилий и стремление к активному поиску знаний

 
 

Освоение профессиональной деятельности

 
 

Самосовершенствование

(воспитание характера, развитие способностей, реализация своего потенциала и т.д.)

 
 

Рис. 1. Мотивы самообразования курсантов военного вуза

Познавательный интерес активизирует не только познавательные процессы: он стимулирует поиск новых целей и способов достижения результата, развивает желание в самопознании, способствует углублению и расширению знаний в специальных областях. Если в самообразовательной деятельности отсутствует познавательный интерес, то самообразование становится малоэффективным и стремление к нему утрачивается. В этих условиях самообразование возможно только тогда, когда процесс познавательной деятельности продолжается под влиянием внутренних мотивов, при этом отпадает необходимость в педагогическом стимулировании. Увеличивая в познавательной деятельности долю самостоятельности курсанта, преподаватель постепенно переводит его самообразовательную деятельность из управляемой системы в самоуправляемую. Успешность этого зависит от знания мотивов самообразования и их специфики. Без знания мотивов невозможно правильно понять направленность личности курсанта. «Достижение одной и той же по своему объективному значению цели может иметь разные мотивы, соответственно смысл этой цели и действия, направленные на её достижение, будут различными» [3, с. 62].

Потребности и мотивы являются фундаментом направленности личности. На этом фундаменте и формируются цели. Как правило, мотив деятельности имеет неразрывную связь с целью, осознанием чётко определённого плана образовательной деятельности на весь период обучения в военном институте, целенаправленном построении перед собой задач. Активные побудительные мотивы, интерес и стремление, проявление волевых усилий определяют степень сознательности и организованности курсанта.

Развитие у курсантов мотивации возможно путём целевых ориентаций образовательной деятельности. Цель представляет собой «формирование образа будущего результата действий (в процессе общения или самостоятельно) и принятие этого образа в качестве основы для практических или умственных действий» [7, с. 17]. Самообразовательная деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет самообразовательную деятельность и корректирует её ход. В самообразовании система целей и мотивов определяет степень активности и настойчивости курсантов, скорость и качество достижения ими результата, выбор взаимодействия с сослуживцами.

В процессе обучения в военном вузе учебная деятельность характеризуется двумя типами мотивов — познавательным мотивом и мотивом достижения. Познавательный мотив — основа учебно-познавательной деятельности, которая возникает и развивается при взаимодействии профессорско-преподавательского состава и курсантов. Познавательный мотив обеспечивает успешную теоретическую подготовку, приобретение необходимого объёма теоретических знаний, овладение умениями и навыками практической деятельности. Четко сформулированные цели и задачи самостоятельной работы, ее грамотное планирование и организация, достаточный и необходимый объем времени, качественное содержание учебно-практического материала и высокий уровень методического обеспечения формируют у курсантов внутреннюю уверенность в достижении высоких результатов, стремление соответствовать заданному уровню [5]. В связи с этим особое значение приобретает второй тип мотива — достижения успеха.

Особое значение в развитии интереса курсантов к самообразованию имеет внутренняя и внешняя мотивация. Внутренний мотив — это состояние удовольствия, радости и удовлетворения от процесса выполнения самостоятельной образовательной деятельности. Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью и удовлетворением от процесса познания и приобретения новых знаний. Для внутренней мотивации характерны проявление высокой познавательной активности, прежде всего, в процессе самостоятельного изучения учебного материала. В процессе самостоятельного познания курсант получает эмоциональное удовлетворение. Внешняя мотивация обуславливается внешними стимулами. Внешние стимулы, постоянно вносимые преподавательским составом, изменяют мотивацию самообразования, повышают её познавательную активность. К таким стимулам можно отнести такие как: привлечение дополнительной литературы по изучаемой дисциплине; показ новейших достижений в области науки и техники; практическая работа на учебных тренажёрах; показ значимости изучаемого материала и его перспективу и т. д. Преподаватель должен постоянно осуществлять стимулирование учебной деятельности, побуждая курсантов к сознательным действиям, ориентировать их на активную мотивационную подготовку к самообразованию. Поэтому основная задача педагогических стимулов — развитие мотивов, соответствующих целям и сущности самообразования.

В формировании мотивационно-потребностной готовности курсантов к самообразованию особое значение имеют различные задания, развивающие у обучающихся умения и навыки самостоятельного поиска, решения различных проблем и задач, самооценки и самопроверки результатов собственной самообразовательной деятельности [6].

Наиболее сложный вопрос педагогической практики состоит в том, каким образом формировать мотивацию курсантов. На сегодняшний день в военных вузах существует различная система стимулов, направленная на развитие мотивации курсантов к самостоятельной учебной деятельности и самообразованию. Среди них можно отметить следующие:

-          меры поощрения творческой направленности в виде предоставления дополнительного свободного времени на самостоятельное обучение;

-          дополнительное балловое поощрение по итогам семестра (курса) обучения;

-          дополнительное денежное стимулирование за отличное обучение;

-          предоставление возможности досрочной сдачи экзаменационной сессии и убытию в каникулярный отпуск и др.

Безусловно, такие меры являются дополнительными к процессу формирования мотивации курсантов к обучению в целом и к самообразованию в частности.

Эффективным процесс развития мотивации можно назвать тогда, когда выработана система мотивирующих факторов:

-          внутренних (проявление интереса к преподаваемым предметам общенаучного и специального блока дисциплин; активное участие курсанта в научной деятельности военного института, участие в военно-научных обществах (ВНОК), межкафедральных конференциях, олимпиадах и т.д; удовлетворённость в выборе своей будущей профессии);

-          внешних (контроль результатов учебной деятельности со стороны профессорско-преподавательского состава кафедр, офицеров учебного отдела факультетов, офицеров курсового звена и др.).

В ходе проведённого нами исследования выявлены курсанты с различным уровнем мотивации. Выявив исходный уровень развития мотивации, в дальнейшем мы можем спрогнозировать развитие самообразовательных умений. Разная направленность в развитии личности предопределяет не линейное, а скачкообразное формирование личности. Грамотно выстроенная система учебно-воспитательного процесса позволяет повысить уровень мотивации курсантов к обучению. В противном случае может произойти возврат на более низкий уровень, снизится интерес к определённым областям знаний.

Опираясь на работы Ю. К. Бабанского, Е. П. Ильина [1], мы рассматриваем учебно-воспитательный процесс в общей структуре как единицу, целью которой является возбуждение у курсантов состояния мотивации к самообразованию. Такой единицей в учебном заведении считается аудиторное занятие. Совокупность таких единиц (аудиторных занятий), порождающих состояние мотивации к самообразованию обеспечивает процесс обучения. Такой процесс решает задачу перехода количественных изменений в качественные в мотивации самообразования. Аудиторное занятие позволяет целенаправленно воздействовать на курсантов, обеспечивать условия по формированию у них готовности к самообразованию. Мотивация курсантов к самообразованию является одним из компонентов психологической готовности к саморазвитию, самообучению, а процесс формирования у курсантов такой мотивации обусловлен закономерностями психологического развития личности.

Изучая умственную работу личности в процессе учебной деятельности, мы пришли к выводу, что курсант может овладеть определённым количеством знаний в достаточной степени, но при этом не стремиться к познанию нового, не стремится связать теорию с практикой и не проявляет положительного эмоционально-волевого отношения к приобретению знаний. Положительное отношение к обучению является залогом к стремлению заниматься самообразованием. Зарождение активности должно происходить в сознании курсанта. Огромное значение в этих условиях играет его внутренняя позиция, стремление к овладению знаниями по собственной инициативе.

Положительное эмоционально-волевое отношение и высокая степень мотивации к учебной деятельности играет важную роль в формировании готовности к самообразованию, что позволяет даже при низком уровне владения познавательными умениями, осуществлять обучение на достойном уровне при условии проявления высокого уровня эмоционально-волевого отношения и мотивации.

Литература:

1.                  Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.; Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.; Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — Спб.: Питер, 2000. — 512 с.

2.                  Богуславский, В. В. Мотивация учебной деятельности курсантов военно-учебных заведений. Монография / В. В. Богуславский. — М.: ВУ, 2001. — С. 15.

3.                  Добротворский, В. В. Психология и педагогика. Ч.1. Основы психологии: Учебное пособие / В. В. Добротворский — Пермь: Пермский военный институт ВВ МВД России, 2013. — С. 62.

4.                  Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — Спб.: Питер, 2000. — 512 с.

5.                  Пахомова Н. В. Повышение эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов: дис....канд. пед. наук: 13.00.08 / Пахомова Наталья Викторовна. — М, 2011. — С. 149–150.

6.                  Пидкасистый, П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.

7.                  Тихомиров, O. K. Психологические проблемы целеобразования / О. К. Тихомиров, Э. Д. Телегина, Т. К. Волкова и др.. — М.: Наука, 1977. — С. 17.

8.                  Педагогический словарь. — М.: из-во Академии пед. наук, 1960. — 774 с.

9.                  Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1. — С. 596–597.

10.              Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: Из-во «Советская энциклопедия», 1989. — 815 с.

Основные термины (генерируются автоматически): самообразование, военный вуз, мотив, учебная деятельность, внешняя мотивация, мотивация, потребность, самообразовательная деятельность, образовательная деятельность, особое значение.


Ключевые слова

мотивация, мотив, потребность, внутренняя и внешняя мотивация, готовность к самообразованию., готовность к самообразованию

Похожие статьи

Особенности формирования мотивации к учебной деятельности студентов первого курса различных направлений обучения вуза

Роль оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося

Статья посвящена рассмотрению роли оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося. Оценочные способности обучающегося анализируются во взаимосвязи с другими психологическими функциями и характеристиками личности. Отмечается зн...

Изучение учебной мотивации студентов вуза

В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов. На основе классификации мотивации, учебная мотивация студентов определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность. Показана необходимость мотиви...

Особенности формирования мотивации к учебной деятельности студентов первого курса гуманитарных и технических специальностей вуза (на примере СибГТУ)

Субъективное оценивание реализуемости базисных ценностей в городской среде и его взаимосвязь с личностным потенциалом вузовской молодежи

В статье рассматривается проблема субъективного оценивания реализуемости базисных ценностей в городской среде вузовской молодежью, а также влияние личностного потенциала на этот показатель. Приведены результаты экспериментального исследования. Устано...

Педагогическое моделирование процесса формирования нравственной культуры будущего юриста

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры будущих юристов. Педагогическая модель формирования этической культуры будущих юристов включает когнитивную, потребностно-мотивационную и поведенческую сферы студентов. Использование воспи...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Особенности возникновения речевой интенции в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей возникновения речевой интенции в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. Коммуникативная интенция возникает в результате ориентировки в проблемной ситуации и сопровождается формир...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности студентов

В статье рассмотрены психологические факторы и пути формирования самоактуализирующейся личности, показана роль смысло-жизненных ориентаций в процессе самоактуализации. Изучены смысло-жизненные ориентации и эмоционально-личностные особенности студенто...

Похожие статьи

Особенности формирования мотивации к учебной деятельности студентов первого курса различных направлений обучения вуза

Роль оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося

Статья посвящена рассмотрению роли оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося. Оценочные способности обучающегося анализируются во взаимосвязи с другими психологическими функциями и характеристиками личности. Отмечается зн...

Изучение учебной мотивации студентов вуза

В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов. На основе классификации мотивации, учебная мотивация студентов определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность. Показана необходимость мотиви...

Особенности формирования мотивации к учебной деятельности студентов первого курса гуманитарных и технических специальностей вуза (на примере СибГТУ)

Субъективное оценивание реализуемости базисных ценностей в городской среде и его взаимосвязь с личностным потенциалом вузовской молодежи

В статье рассматривается проблема субъективного оценивания реализуемости базисных ценностей в городской среде вузовской молодежью, а также влияние личностного потенциала на этот показатель. Приведены результаты экспериментального исследования. Устано...

Педагогическое моделирование процесса формирования нравственной культуры будущего юриста

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры будущих юристов. Педагогическая модель формирования этической культуры будущих юристов включает когнитивную, потребностно-мотивационную и поведенческую сферы студентов. Использование воспи...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Особенности возникновения речевой интенции в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей возникновения речевой интенции в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. Коммуникативная интенция возникает в результате ориентировки в проблемной ситуации и сопровождается формир...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности студентов

В статье рассмотрены психологические факторы и пути формирования самоактуализирующейся личности, показана роль смысло-жизненных ориентаций в процессе самоактуализации. Изучены смысло-жизненные ориентации и эмоционально-личностные особенности студенто...

Задать вопрос