Рассматривается потребность и мотивация как внутренние побудители активности курсантов военного вуза к самообразованию. Мотивация как одна из составляющих структур личности позволяет объяснить движущие силы учебной деятельности курсанта, направленные на самообразование, понять его поведение и поступки. Определены такие понятия как внутренняя мотивация, обусловленная потребностями личности, внешняя мотивация, обусловленная внешними стимулами, мотивы самообразования курсантов военного вуза.
Ключевые слова:потребность, мотив, мотивация, внутренняя и внешняя мотивация, готовность к самообразованию.
В основе любой целенаправленной деятельности лежит мотив. Мотив в психологии рассматривается как побудитель деятельности человека, то ради чего эта деятельность совершается. Психологи сходятся во мнении, что мотив — внутреннее осознанное побуждение, отражающее готовность человека к активности. А к активности в свою очередь побуждает осознанная потребность. Таким образом, мотив определяется как свойство личности, как побуждение и как потребность. По мнению Е. П. Ильина, мотив — сложное психологическое интегральное образование, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием [4]. Нами мотив рассматривается, как внутреннее побуждение курсанта к постановке цели и к действиям, поступкам для достижения этой цели, связанное с удовлетворением потребностей. В качестве мотивов выступают влечения и желания, представления и идеи, чувства и переживания, идеалы и убеждения, выражающие различные духовные и материальные потребности человека с преобладанием какой-то определённой направленностью. Мотив является продуктом мотивации. На действия и поступки человека в значительной степени влияет мотивация поведения, совокупность мотивов и внутреннее побуждение.
В педагогическом словаре мотивация трактуется как система мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности [8]. Философский энциклопедический словарь определяет мотивацию, как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решения [10]. По нашему мнению, мотивация — это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности курсанта и количество энергии, мобилизуемой им для выполнения образовательной деятельности. Именно мотивация помогает понять проявление упорства и настойчивости, с которой курсант осуществляет выбранные действия, преодолевает препятствия на пути к избранной цели.
В роли мотивации выступают потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы [9]. Отсюда следует предположить, что в военном вузе положительная мотивация курсантов, связанная с желанием овладеть выбранной профессией, появляется в необходимости и интересе к знаниям, ориентации на поиск путей их приобретения, в том числе путём самообразования. Приобретаемые в ходе самообразования знания позволяют курсантам изменить свой витагенный опыт.
«Мотивация учебной деятельности будущих офицеров детерминирует проявление ими учебной активности, настойчивости, усердия в овладении учебным материалом.…» [2, с. 15]. В основе направленности личности, показывающей стремление курсанта к самообразованию, лежат его потребности в обучении, стремлении приобрести больше знаний, поставить перед собой цель и достигнуть её. Особенность человеческих потребностей — их фактическая ненасыщенность, поэтому нельзя удовлетворить потребность в самообразовании раз и навсегда, она постоянно должна подкрепляться.
Мотивы самообразования вызываются рядом потребностей:
- потребность в приобретении важной и востребованной профессии;
- потребность в деятельности (самостоятельной, творческой и т. д.);
- потребность в изменении самой личности и т. д.
Чтобы эти потребности стали внутренними побудителями деятельности, необходимо сформулировать мотивы самообразования, побуждающие к целенаправленному и самостоятельному овладению знаниями, организации познавательной деятельности по личной инициативе (рис. 1).
|
||||||||||||
|
|
|
Рис. 1. Мотивы самообразования курсантов военного вуза
Познавательный интерес активизирует не только познавательные процессы: он стимулирует поиск новых целей и способов достижения результата, развивает желание в самопознании, способствует углублению и расширению знаний в специальных областях. Если в самообразовательной деятельности отсутствует познавательный интерес, то самообразование становится малоэффективным и стремление к нему утрачивается. В этих условиях самообразование возможно только тогда, когда процесс познавательной деятельности продолжается под влиянием внутренних мотивов, при этом отпадает необходимость в педагогическом стимулировании. Увеличивая в познавательной деятельности долю самостоятельности курсанта, преподаватель постепенно переводит его самообразовательную деятельность из управляемой системы в самоуправляемую. Успешность этого зависит от знания мотивов самообразования и их специфики. Без знания мотивов невозможно правильно понять направленность личности курсанта. «Достижение одной и той же по своему объективному значению цели может иметь разные мотивы, соответственно смысл этой цели и действия, направленные на её достижение, будут различными» [3, с. 62].
Потребности и мотивы являются фундаментом направленности личности. На этом фундаменте и формируются цели. Как правило, мотив деятельности имеет неразрывную связь с целью, осознанием чётко определённого плана образовательной деятельности на весь период обучения в военном институте, целенаправленном построении перед собой задач. Активные побудительные мотивы, интерес и стремление, проявление волевых усилий определяют степень сознательности и организованности курсанта.
Развитие у курсантов мотивации возможно путём целевых ориентаций образовательной деятельности. Цель представляет собой «формирование образа будущего результата действий (в процессе общения или самостоятельно) и принятие этого образа в качестве основы для практических или умственных действий» [7, с. 17]. Самообразовательная деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет самообразовательную деятельность и корректирует её ход. В самообразовании система целей и мотивов определяет степень активности и настойчивости курсантов, скорость и качество достижения ими результата, выбор взаимодействия с сослуживцами.
В процессе обучения в военном вузе учебная деятельность характеризуется двумя типами мотивов — познавательным мотивом и мотивом достижения. Познавательный мотив — основа учебно-познавательной деятельности, которая возникает и развивается при взаимодействии профессорско-преподавательского состава и курсантов. Познавательный мотив обеспечивает успешную теоретическую подготовку, приобретение необходимого объёма теоретических знаний, овладение умениями и навыками практической деятельности. Четко сформулированные цели и задачи самостоятельной работы, ее грамотное планирование и организация, достаточный и необходимый объем времени, качественное содержание учебно-практического материала и высокий уровень методического обеспечения формируют у курсантов внутреннюю уверенность в достижении высоких результатов, стремление соответствовать заданному уровню [5]. В связи с этим особое значение приобретает второй тип мотива — достижения успеха.
Особое значение в развитии интереса курсантов к самообразованию имеет внутренняя и внешняя мотивация. Внутренний мотив — это состояние удовольствия, радости и удовлетворения от процесса выполнения самостоятельной образовательной деятельности. Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью и удовлетворением от процесса познания и приобретения новых знаний. Для внутренней мотивации характерны проявление высокой познавательной активности, прежде всего, в процессе самостоятельного изучения учебного материала. В процессе самостоятельного познания курсант получает эмоциональное удовлетворение. Внешняя мотивация обуславливается внешними стимулами. Внешние стимулы, постоянно вносимые преподавательским составом, изменяют мотивацию самообразования, повышают её познавательную активность. К таким стимулам можно отнести такие как: привлечение дополнительной литературы по изучаемой дисциплине; показ новейших достижений в области науки и техники; практическая работа на учебных тренажёрах; показ значимости изучаемого материала и его перспективу и т. д. Преподаватель должен постоянно осуществлять стимулирование учебной деятельности, побуждая курсантов к сознательным действиям, ориентировать их на активную мотивационную подготовку к самообразованию. Поэтому основная задача педагогических стимулов — развитие мотивов, соответствующих целям и сущности самообразования.
В формировании мотивационно-потребностной готовности курсантов к самообразованию особое значение имеют различные задания, развивающие у обучающихся умения и навыки самостоятельного поиска, решения различных проблем и задач, самооценки и самопроверки результатов собственной самообразовательной деятельности [6].
Наиболее сложный вопрос педагогической практики состоит в том, каким образом формировать мотивацию курсантов. На сегодняшний день в военных вузах существует различная система стимулов, направленная на развитие мотивации курсантов к самостоятельной учебной деятельности и самообразованию. Среди них можно отметить следующие:
- меры поощрения творческой направленности в виде предоставления дополнительного свободного времени на самостоятельное обучение;
- дополнительное балловое поощрение по итогам семестра (курса) обучения;
- дополнительное денежное стимулирование за отличное обучение;
- предоставление возможности досрочной сдачи экзаменационной сессии и убытию в каникулярный отпуск и др.
Безусловно, такие меры являются дополнительными к процессу формирования мотивации курсантов к обучению в целом и к самообразованию в частности.
Эффективным процесс развития мотивации можно назвать тогда, когда выработана система мотивирующих факторов:
- внутренних (проявление интереса к преподаваемым предметам общенаучного и специального блока дисциплин; активное участие курсанта в научной деятельности военного института, участие в военно-научных обществах (ВНОК), межкафедральных конференциях, олимпиадах и т.д; удовлетворённость в выборе своей будущей профессии);
- внешних (контроль результатов учебной деятельности со стороны профессорско-преподавательского состава кафедр, офицеров учебного отдела факультетов, офицеров курсового звена и др.).
В ходе проведённого нами исследования выявлены курсанты с различным уровнем мотивации. Выявив исходный уровень развития мотивации, в дальнейшем мы можем спрогнозировать развитие самообразовательных умений. Разная направленность в развитии личности предопределяет не линейное, а скачкообразное формирование личности. Грамотно выстроенная система учебно-воспитательного процесса позволяет повысить уровень мотивации курсантов к обучению. В противном случае может произойти возврат на более низкий уровень, снизится интерес к определённым областям знаний.
Опираясь на работы Ю. К. Бабанского, Е. П. Ильина [1], мы рассматриваем учебно-воспитательный процесс в общей структуре как единицу, целью которой является возбуждение у курсантов состояния мотивации к самообразованию. Такой единицей в учебном заведении считается аудиторное занятие. Совокупность таких единиц (аудиторных занятий), порождающих состояние мотивации к самообразованию обеспечивает процесс обучения. Такой процесс решает задачу перехода количественных изменений в качественные в мотивации самообразования. Аудиторное занятие позволяет целенаправленно воздействовать на курсантов, обеспечивать условия по формированию у них готовности к самообразованию. Мотивация курсантов к самообразованию является одним из компонентов психологической готовности к саморазвитию, самообучению, а процесс формирования у курсантов такой мотивации обусловлен закономерностями психологического развития личности.
Изучая умственную работу личности в процессе учебной деятельности, мы пришли к выводу, что курсант может овладеть определённым количеством знаний в достаточной степени, но при этом не стремиться к познанию нового, не стремится связать теорию с практикой и не проявляет положительного эмоционально-волевого отношения к приобретению знаний. Положительное отношение к обучению является залогом к стремлению заниматься самообразованием. Зарождение активности должно происходить в сознании курсанта. Огромное значение в этих условиях играет его внутренняя позиция, стремление к овладению знаниями по собственной инициативе.
Положительное эмоционально-волевое отношение и высокая степень мотивации к учебной деятельности играет важную роль в формировании готовности к самообразованию, что позволяет даже при низком уровне владения познавательными умениями, осуществлять обучение на достойном уровне при условии проявления высокого уровня эмоционально-волевого отношения и мотивации.
Литература:
1. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.; Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.; Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — Спб.: Питер, 2000. — 512 с.
2. Богуславский, В. В. Мотивация учебной деятельности курсантов военно-учебных заведений. Монография / В. В. Богуславский. — М.: ВУ, 2001. — С. 15.
3. Добротворский, В. В. Психология и педагогика. Ч.1. Основы психологии: Учебное пособие / В. В. Добротворский — Пермь: Пермский военный институт ВВ МВД России, 2013. — С. 62.
4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — Спб.: Питер, 2000. — 512 с.
5. Пахомова Н. В. Повышение эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов: дис....канд. пед. наук: 13.00.08 / Пахомова Наталья Викторовна. — М, 2011. — С. 149–150.
6. Пидкасистый, П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
7. Тихомиров, O. K. Психологические проблемы целеобразования / О. К. Тихомиров, Э. Д. Телегина, Т. К. Волкова и др.. — М.: Наука, 1977. — С. 17.
8. Педагогический словарь. — М.: из-во Академии пед. наук, 1960. — 774 с.
9. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1. — С. 596–597.
10. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: Из-во «Советская энциклопедия», 1989. — 815 с.