В условиях изменения содержания образования, перехода к компетентностному подходу, приоритетную роль в учебно-воспитательном процессе играют информационно-коммуникативные технологии.
Средства информационно-коммуникационных технологий — это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей [2].
Информационно — коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет) [1].
Наиболее часто используемые элементы ИКТ при изучении иностранного языка:
- мультимедийный проектор,
- интерактивная доска,
- электронные энциклопедии и справочники,
- образовательные ресурсы Интернета,
- видео и аудиотехника,
- тренажеры и программы тестирования,
- электронные учебники и пособия,
- интерактивные конференции и конкурсы,
- научно-исследовательские работы и проекты,
- дистанционное обучение.
По возможности использования средств информационных технологий в образовательной деятельности можно вывести следующую классификацию:
1. для поиска информации, применением браузеров и различных поисковых систем и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т. д.);
2. для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала;
3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков и электронных словарей;
4. для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-диски);
5. для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype и т. д.);
6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw и др. [1].
Перечисленные средства ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством формирования коммуникативных навыков, одним из важнейших аспектов оптимизации учебного процесса и расширения спектра арсенала методических средств и приемов.
Значительную роль в изучении иностранного языка играет использование Интернет технологий:
- On-line тесты,
- видеоконференции и On-line общение с носителями языка,
- работа с сайтами на английском языке,
- проекты.
Основными целями и задачами применения ИКТ являются:
- значительное повышение мотивации к изучению языка (творческий подход, новизна, самостоятельность и компетентность в решении поставленных задач, личностный рост, положительный эмоциональный фактор),
- развитие речевой компетенции,
- развитие навыка самостоятельного изучения английского языка.
- развитие креативных способностей у учащихся.
Использование информационно-коммуникационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы способствуют развитию различных видов речевой деятельности, осознанию языковых явлений, созданию коммуникативных ситуаций, автоматизации языковых и речевых актов.
Обучение аудированию предполагает работу над двумя функциональными видами речевой деятельности: 1) аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения и 2) аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения. Важный положительный результат использования презентаций при обучении аудированию — это заинтересованность обучающихся.
Мультимедийные возможности позволяют прослушивать иностранную речь, адаптируя её в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов.
Интерактивность приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать комплекс методических, дидактических и психологических задач, делая процесс обучения более интересным и креативным. Например, знакомить с культуроведческими аспектами, такими как этикет, особенности речевого поведения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка, формировать навыки и умения чтения текстов сети разной степени сложности, совершенствовать навыки аудирования и умения письменной речи, пополнять свой вокабуляр, лексикой современного иностранного языка. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом учитываются индивидуальные возможности работы каждого студента. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы, излагать материал более доходчиво, экономя время для речевой практики, делать занятия более наглядными, обеспечивать моментальную обратную связь, повышать интенсивность учебного процесса, объективно оценивать действия учащихся, приучать их к самостоятельной работе с материалом, активизировать познавательную активность, делать содержание курса нестандартным и привлекательным, обеспечивая повторение ранее пройденного материала.
Следовательно, современный компьютер представляет собой техническое средство, которое способствует эффективному обучению, а как следствие, сказывается на общем развитии учащихся.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть создаёт условия для получения любой необходимой информации: страноведческий материал, новости, газеты и журналы, художественная и научная литература и т. д. В дополнение к работе над навыками чтения и говорения, можно пополнять словарный запас. Для этого предлагается студентам составить словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. Грамматические навыки английского языка приобретаются через работу над встретившимися в статьях примерами. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет и т. д.
На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи студентов; расширять вокабуляр обучающихся; формировать мотивацию к изучению английского языка.
Следовательно, использование новых телекоммуникационных и информационных технологий в учебном процессе позволяет получать доступ к большим объемам информации, организовывать самостоятельную учебную работу, обеспечивать возможность дистанционного обучения (т. к. обучающие материалы представлены в графическом виде), повышать интерес и изучению иностранного языка.
Однако внедрение в учебный процесс ИКТ не исключает традиционные способы и методы обучения. Они сочетаются с ИКТ на всех этапах учебного процесса, что значительно повышает эффективность обучения, стимулирует студентов к самосовершенствованию и помогает им свободно ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, мы формируем коммуникативную компетентность.
Литература:
1. Подопригорова Л. А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2003. — № 5. — С. 25–31.
2. Сайков Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б. П. Сайков. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 406 с.: ил.