В статье рассматривается взаимосвязь использования инновационных технологий в системе непрерывного образования и ФГОС ООО как одних из эффективных механизмов достижения нового качества образования. Представлены изменения в системе повышения квалификации работников образования на примере Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки образования, результаты реализации регионального проекта «Научно-методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательные учреждения Кемеровской области в 2011/2015 г.г»..
Ключевые слова: система непрерывного образования, инновационные технологии, качество образования, система повышения квалификации, сетевая модель регионально-муниципальной методической службы, ФГОС ОО.
Значительные изменения, происходящие в современном обществе, требуют совершенствование системы непрерывного образования педагогических кадров. Именно педагог был и будет ключевой фигурой, практическим исполнителем реформирования образования, демонстрируя своим ученикам свое главное профессиональное качество — умение учиться. Модернизация российского образования всецело зависит от уровня профессионализма педагога, его заинтересованности и готовности участвовать в развитии инновационный деятельности образования в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО).
Система повышения квалификации изменяется в связи с обновлением содержания образования и подходов к педагогической деятельности, актуализируя мотивационную готовность, совершенствуя уровень профессионализма педагогов, в целом, педагогическую компетентность и педагогическое мастерство, в частности.
С целью создания условий для непрерывного профессионального образования педагогических работников в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО) ведется работа по внедрению различных форм взаимодействия с педагогами в межкурсовой период: постоянно действующие семинары, проблемно-ориентированные семинары, веб-семинары, тематические, индивидуальные консультаций по актуальным проблемам образования.
Обучение ведется с использованием системы управления обучения moodle. В системе дистанционного обучения Moodle (СДО) создается информационно-предметная среда, представляющая собой целостную образовательную систему курса по модулю, вынесенному на обучение с использованием ДОТ. Методы и приемы повышения квалификации педагогических работников совпадают с методами опосредованного педагогического общения обучающегося и преподавателя с применением интерактивных технологий, телеконференций в режиме реального времени.
Расширение спектра образовательных услуг и обеспечение их качества в соответствии с образовательными потребностями работников образования Кемеровской области осуществляется посредством целенаправленного и последовательного развития перспективных форм обучения слушателей, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий; создания единой системы информационной среды института на основе современной материально-технической базы [1].
Инновационное обучение обусловлено подготовкой организации к работе в новых условиях. Для осуществления повышения квалификации в дистанционной форме создан сайт дистанционного обучения ipk@kuz-edu.ru/. Организация обучения с использованием дистанционных технологий предусматривает реализацию дополнительных программ повышения квалификации частично или в полном объеме с использованием современных ИКТ-технологий, обеспечивающих возможность удаленного взаимодействия преподавателя и обучающегося. Для обеспечения эффективности общения с преподавателем используются онлайн консультации и офф-форумы, предоставляющие возможность обучающимся курса стать активным участником и обсудить наиболее актуальные и сложные темы.
Говоря об использовании дистанционной формы повышения квалификации работников образования Кемеровской области, необходимо отметить востребованность такого обучения, которое подтверждается статистическими данными. Так, например, в 2013/2014 учебном году 775 учителей проходят курсовую подготовку с использованием ДОТ. Эти данные в 3,6 раза больше в сравнении с 2010–2011 учебном году (215 учителей) [1].
Опыт проведения курсов для учителей иностранного языка с использованием дистанционных технологий также подтвердил актуальность использования дистанционных технологий, однако при этом и, казалось бы, традиционные формы и методы повышения квалификации претерпевают изменения. Это связано с тем, что смена образовательных парадигм диктует новые требования к методам, средствам повышения квалификации педагогических кадров. К числу таких обновлённых форм и методов можно отнести, например, применение игровых технологий. Целью их использования является становление и развитие умений и навыков аналитической, рефлексивной, творческой деятельности учителя, что само по себе обеспечивает формирование опережающих профессиональных компетентностей.
Несмотря на то, что лекция и считается традиционной формой обучения взрослых, но сегодня ее использование также носит инновационный характер. Эффективность использования лекции увеличивается в больших аудиториях, для обзора по определенной теме, для подготовки слушателей курса к творческой работе. Проведение современной лекции предполагает использование всевозможных средств, например: аудио- и видеоматериалов, фрагментов телевизионных материалов или изображения основных тезисов на флип-чарте и др. Проблемные лекции с элементами эвристической беседы, информационные лекции, лекции с опорным конспектированием, лекции-визуализации ориентируют на работу слушателей в процессе осмысления теоретического материала, включая их в процесс размышления над путями и способами его использования в своей практической деятельности.
Проведение семинарских занятий осуществляется в форме развернутой беседы на основании плана, а также в интерактивной форме (семинар-диалог, дискуссия, пресс-конференция, деловая игра, разбор конкретных ситуаций в виде упражнений, задач). Распространенной формой работы на семинаре является групповая дискуссия. Реализация семинара становится успешнее, если слушатели заранее самостоятельно сформулируют своё мнение на определенные вопросы. Такой способ помогает предметно и профессионально дискутировать, используя новый материал и конкретные факты. Семинарские занятия способствуют действенному применению теоретических знаний, развитию практических умений, опыта творческой деятельности, профессионального мышления.
На интенсивном семинаре можно использовать эффективную технику GROW (англ.- расти, вырасти, выращивать). Эта техника опирается на правильную постановку вопросов и следование четкой структуре. Прежде всего, вопросы направлены на конкретизацию «цели», которые обучаемые стремятся достичь в ходе текущего занятия. Затем внимание переключается на «реальность» предполагаемых действий. После этого посредством вопросов исследуется практические «варианты действий», которые могут выбрать обучаемые для достижения поставленной цели. И наконец, техника требует переключения на «волю» к действительному осуществлению специфических действий по реализации одного или нескольких из выявленных возможных вариантов действий. Далее проводиться дискуссия, в ходе которой анализируется результаты работы [3, с. 29].
Технология обучения и развития как синдикат — временная учебная группа, в игротехнической литературе «синдикат» заменяют альтернативными терминами как «дискуссионные группы», «жужжащие группы» или «группы решения», позволяющие «группам» принять одновременного решения одной и той же проблемы или для того, чтобы заняться разными, но взаимосвязными ее аспектами. Группе обучаемых предлагается вопрос, связанный с преподаваемым предметом, после чего эту группу делят на малые. В течение определенного количества времени педагоги обсуждают поставленный вопрос, вырабатывая коллективное мнение и подготавливая вывод. Следующий шаг — представитель каждой группы (презентатор, спикер) докладывает всем о принятом решении или сформулированном ответе. Главной целью данной технологии — активизация участников семинара на высказывание своей собственной точки зрения по проблеме и активное участие в дискуссии.
Практические занятия, несомненно, относятся к эффективным формам обучения педагогов, на которых преподавателем организуется работа обучающихся по обработке понятий, конкретизации представлений, а также решение различных педагогических задач. В ходе практического занятия реализуется как педагогическое руководство учебно-познавательной деятельностью слушателя со стороны преподавателя, так и управление собственной деятельностью самими слушателями, обеспечивающее их активное самообучение, саморефлексию [2, с. 305]. В отличие от семинаров, на практических занятиях слушатели имеет возможность не только анализировать информацию, структурировать материал, обобщать, но и генерировать способы осуществления практических действий применительно к своей образовательной области.
Для использования инновационного потенциала муниципальных методических служб (ММС) и образовательных организаций Кемеровской области с 2011 года в КРИПКиПРО реализуется проект: «Научно-методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательные учреждения Кемеровской области в 2011/2015 г.г»..
На первом этапе реализации проекта состоялось только погружение в проблему введения ФГОС ООО, когда коллективы 83 образовательных учреждений приступили к разработке основной образовательной основного общего образования (ООП ООО) и локальных актов, обеспечивающих переход на ФГОС ООО. Базовые площадки КРИПКиПРО по обеспечению научно-методического сопровождения введения ФГОС ООО в ОУ Кемеровской области работают по трём основным направлениям: нормативное правовое сопровождение; организация внеурочной деятельности обучающихся и методическое сопровождение перехода общеобразовательных организаций на ФГОС ООО по предметным областям.
Принадлежность к той или иной группе базовых площадок явилось мотивирующим фактором к активизации инновационной деятельности школы через участие в мероприятиях, запланированных в рамках реализации проекта. Второй этап реализации проекта обеспечил передачу опыта реализации системно-деятельностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности обучающихся.
С 2012 года введение ФГОС ООО осуществляется в шести пилотных школах — муниципальных общеобразовательных учреждениях Кемеровской области. Координация базовых площадок КРИПКиПРО и пилотных школ позволила с 2013–2014 учебного года подготовить педагогов 91 школы перейти в 5-ых классах на ФГОС ООО. Основным результатом реализации проекта является повышении уровня профессионализма педагогов, методическое сопровождение инновационных процессов в ММС области.
Таким образом, технология сетевого взаимодействия субъектов инновационных процессов позволяет выстраивать долговременные планы сотрудничества и целенаправленно работать по конкретной проблеме, используя их потенциал для повышения профессионализма педагогов области. Продуктом реализации проекта явились методические рекомендации по разработке Основной образовательной программы основного общего образования, а также учебно-методические комплекты, обеспечивающие организацию учебного процесса в новой школе и направленные на реализацию требований профессионального стандарта педагога, работающего в новых условиях.
В заключении необходимо отметить, что предложенные формы обучения для слушателей курсов КРИПКиПРО и сетевая модель регионально-муниципальной методической службы дают возможность каждому педагогу выбора в повышении уровня профессиональной компетенции в соответствии с приоритетными направлениями развития образования, также обеспечивают возможности для самореализации и самоутверждении в профессиональном сообществе.
Литература:
1. Красношлыкова О. Г. Публичный отчёт «О деятельности ГОУ ДПО (ПК)С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования в 2012–2013 учебном году» / О. Г. Красношлыкова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ipk.kuz-edu.ru/app/doc_kripkipro/doc/Public_otcet_12–13.pdf.
2. Иванченко В. Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие / В. Н. Иванченко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 341 с. — (Сердце отдаю детям).
3. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А. П. Панфилова. — 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — с. 29.