Координаты счастья героев А. Камю (по повести «Посторонний») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 12.06.2014

Статья просмотрена: 2276 раз

Библиографическое описание:

Молчанова, О. В. Координаты счастья героев А. Камю (по повести «Посторонний») / О. В. Молчанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 547-549. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11605/ (дата обращения: 17.10.2024).

Что есть счастье? «Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения», как диктуется в толковом словаре. Чаще всего оно заметно по сверкающим глазам и искренней улыбке. Но возможно ли счастье, которое осуждают и не принимают другие? В данной статье мы рассмотрим своеобразное понимание эмоционального концепта «счастья» героями повести А.Камю «Посторонний» и постараемся ответить на вопрос: счастлив ли Мерсо?

Ключевые слова: «естественность», психологический портрет взаимоотношений, мотив молчания, эмоциональный концепт, категория телесности.                                       

В современной литературе фигура А. Камю занимает особое место. Его по праву можно признать одним из самых «естественных» писателей французской литературы, чье мировоззрение и идеи становятся актуальными и востребованными в обществе 21 века. Душа и тело героев Камю, их мысли и поступки, желания и томления подчинены одной теме — «естественности», обнаженной правды.

Повесть «Посторонний» вызвала в литературной среде «бунт гуманности»: главного героя Мерсо обвиняли в «бесстрастности» и «беспомощности», в излишнем цинизме и эгоизме. Почему же А. Камю в центр своей повести выводит персонажа-преступника, на первый взгляд не стремящегося найти цель в жизни? Этот вопрос требует пояснения.

Стоит отметить, что А. Камю неинтересны герои, получившие в жизни радость и пресыщение богатством, поскольку чувство истинного счастья им не ведомо: «Поразительно у бедняков: Господь поместил рядом с отчаянием самолюбование, словно лекарство рядом с болезнью» [1; c.613]. В понимании Камю счастье — чувство сострадания к собственному несчастью. Именно в этом смысле герои Камю испытывают порой счастливые мгновения, когда в безысходной печали чувство их одиночества и заброшенности переполняет и возвышает их. Богатые же особы способны купить «счастье» или поменять существующее «счастье» на новое.

«Годы, прожитые в нищете, определяют строй чувств» [1; c.611], и с этой точки зрения становится понятно, почему Мерсо становится главным героем повести. Конфликт зарождается в самом начале: молодой человек не может содержать свою мать из-за отсутствия денег. И путем преодоления как финансовых, так и психологических проблем Мерсо должен обрести свое истинное счастье.

А. Камю создал в своем произведении тонкий психологический портрет взаимоотношений матери и сына, который ранее в литературе не встречался. За скрытой индифферентностью главного героя тщательно скрыты подлинные и настоящие эмоции и чувства, к пониманию которых он приходит только в самом конце повести.

В разговоре с директором богадельни Мерсо вспоминает, что совместное проживание с матерью не приносило последней радости: «Когда мама жила со мной, она все время молчала и только неотступно провожала меня глазами» [1; c.8]. На протяжении повести тема «молчаливой любви» встречается несколько раз и особенно яркий эпизод происходит в тюрьме, в камере приема посетителей. Мерсо со стороны наблюдает за заключенным и его матерью: оба не произносят ни слова, только неотрывно смотрят друг на друга. Эмоциональное напряжение достигает своей кульминации в момент расставания с сыном: «Старушка напротив придвинулась поближе к решетке, и в эту самую минуту надзиратель сделал знак ее сыну. Тот сказал: «До свиданья, мама». А она просунула руку между прутьями и махнула ему долгим, медленным движением» [1; c.50–51].

Данный эпизод помогает читателю увидеть совершенно другого Мерсо: ему нечего сказать вслух в присутствии других об эмоциях к матери, но он чувствует и слышит ее внутри себя на протяжении всей жизни. В своих размышлениях он часто вспоминает простые истины, сказанные когда-то ей («человек никогда не бывает совершенно несчастлив»), а в финальном эпизоде раскрывается истинная красота души главного героя.

Человека, по мнению А. Камю, нельзя лишить счастья: потому и мать Мерсо как будто вновь начала жить, наслаждаться простыми вечерними прогулками и искать тепло и понимание у людей. Мерсо в силу своего возраста, характера и желания все это ей дать не смог, за что и был беспрекословно осужден обществом. Но лишил ли он мать последнего упоения счастьем? Отнюдь, нет. Напротив, ожившие чувства и эмоции принесли ей тот самый желанный покой и удовольствие: «Перед самой смертью мама, должно быть, почувствовала себя освобожденной, готовой все пережить заново. Никто, никто не имел права ее оплакивать» [1; c.80].

Так что такое «счастье» для Мерсо? Удовольствие или забава? Интересно, что чувство трепетной радости у Мерсо вызывают совершенно простые вещи, такие как смех Мари, запахи лета, любимые улицы, звук рожка на тележке мороженщика. Но именно такие мимолетные воспоминания становятся для героя нестерпимым принуждением: ему легче переносить бесконечные разговоры судей о его бесчеловечной натуре, чем заставлять себя забывать прохладный запах ночи и платье любимой девушки.

Складывается первоначальное впечатление, что счастье Мерсо заключается в любви и красоте. Любовь по Камю трагична: перенасыщаясь ею, человек пускается в поиск новому испытанию чувств. И с этой точки зрения измена трактуется лишь как «решение внутреннего героизма, а не сверхобильной любви, которая всегда дает, ничего не прося взамен» [1; c. 756].

Сам Камю в «Записных книжках» осуждает себя за «неспособность любить» и аргументирует свое поведение следующим: «Может быть, это и правда, однако я был способен избрать несколько существ и верно охранять их с помощью лучшего, что было во мне, несмотря ни на какие их поступки» [1; c.756].

Герои Камю следуют этой же логике. Своеобразное лекарство от болезни Мерсо находит в облике Мари: она ему нужна только как женщина, которую он будет оберегать и наслаждаться ее красотой, но он не может принудить себя ее любить. «Вечером пришла Мари и спросила, хочу ли я, что бы мы поженились. Я сказал, мне все равно, можно и пожениться, если ей хочется. Тогда она захотела знать, люблю ли я ее. Я ответил, как и в прошлый раз, что это не имеет значения, но, конечно, я ее не люблю» [1; c.31].

Но любовь не есть смысл жизни и счастье: «Я называю жизнью и любовью то, что меня опустошает. Отъезд, принуждение, разрыв, мое беспросветное сердце, разорванное в клочья, соленый вкус слез и любви!» [1; c.709]. Смысл жизни обретает только мысль о том, чтобы можно было за что-то умереть, а жить без идеи — бессмысленно и глупо. Однако размышления Камю о смысле жизни часто отрицают друг друга. В «Записных книгах» августа — июля 1958 года читаем: «Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, — значит быть созданным, чтобы жить в мире» [1; c.642]. Не о смысле жизни ли размышляет писатель? Возможно, о смысле, но не о счастье.

Понимание счастья героями повести «Посторонний» А. Камю специфично и часто видится другими как абсурд, бессмыслица. После смерти жены старик Саламано завел собаку и избивал ее каждый день, но в минуту ее пропажи часть души человеческой вновь опустела: «Жизнь его переменилась, и он еще не понимает, как быть дальше» [1; c.33]. Мерсо в своей заключительной речи восклицает, что псу Саламано «цена не больше и не меньше, чем его жене». С женой, действительно, старик не был счастлив, скорее всего, их семейная жизнь стала привычкой. Свой островок «тихого спокойствия» Саламано и нашел в облике старого пса.

Другой герой повести Раймон «поколачивал» часто свою подругу, но «любя». Ее измена породила в душе мужчины ярость, сексуальную ревность и недоумение одновременно: ведь Раймон ее осчастливил, но счастлив сам он не стал. Герои А. Камю одиноки и беспомощны перед равнодушием мира, и потеря родного человека (или животного) становится для них потерей счастья. Саламано и Раймон находят замену счастью — дружбу с Мерсо. Однако для самого Мерсо и дружбы не существует, как и не существует любви. Главное, к чему он стремился всю жизнь, -познание некой истины.

Смерть матери и открыла для Мерсо новую истину: равнодушие мира не имеет права лишать человека счастья. И именно поэтому «он так на меня похож, он мне как брат, и от этого я чувствую — я был счастлив, я счастлив и сейчас» [1; c.80]. Неизбежно только одно: смерть, всего остального можно избежать. Но А. Камю спорит и со смертью: «Смерть достойна не большего почтения, чем император Нерон или полицейский комиссар моего округа» [1; c.699].

Счастье для Мерсо — принятие равнодушия мира и полное упоение в нем, проще говоря, свобода. Свобода от повседневного разрыва между желаемым и действительным, свобода в отношениях, свобода души.

Главный враг счастья — принуждение. Человек априори принуждает себя плакать на похоронах, чтить традиции, вступать в брачные отношения только по любви и интересоваться тем, что не вызывает у него удовольствия, но обязывается обстоятельствами. Мерсо выдвинул мысль о свободе, не отягощенной принуждением и обязательствами, а если такая свобода не принимается людьми, то и доказывать ее состоятельность бесполезно, поскольку, в сущности, в их сознании ничего не изменится. Каждый человек выбрал свой жизненный путь, и обвинять его или предлагать измениться — полный абсурд. Рано или поздно он сам придет к пониманию своего счастья. Все, что принуждает или сковывает телесное — духовное, не приносит, по мнению Мерсо, положительного воздействия.

Абсурдность мира и борьба с ней — одна из важнейших тем в творчестве А. Камю. По Камю бунт личности является прямой дорогой к обретению истинной свободы. Однако бунт не должен приводить к физической расправе над человеком: чаще всего герой совершает переворот внутри самого себя, как некий своеобразный внутренний побег от абсурдности бытия. Поэтому Мерсо выбирает свой бунтарский путь к счастью, который осуждается другими и кажется противоправным.

Философия и эстетика Камю, его литературное творчество представляет собою поиск смысла жизни, поиск того, что содержит в себе основные ценности и идеалы: красоту, добро, истину, справедливость, свободу. Эти ценности и идеалы всегда составляли духовную основу, опору и цель жизнедеятельности человека и человеческого общества. В связи с этим философия, эстетика и художественное творчество Камю никогда не утратят своей актуальности.

Как отмечал Сартр: «Камю никогда не переставал быть главной силой нашего культурного поля, никогда не переставал представлять по-своему историю Франции и историю нашего века» [2; c.47] А.Камю писал, что «нужно время, чтобы быть счастливым. Ведь счастье — это тоже терпение». Свой путь к счастью и истинной свободе и выбирает Мерсо.

Литература:

1. Камю А. Посторонний. Из «Записных книжек» (1935–1959). М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат,2011.

2. Спыну Л. М. Феноменология абсурдного в творчестве А. Камю: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.03.- Москва, 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): счастье, герой повести, главный герой, любовь, смысл жизни, герой, жизнь, истинная свобода, истинное счастье, равнодушие мира.


Ключевые слова

«естественность», психологический портрет взаимоотношений, мотив молчания, эмоциональный концепт, категория телесности

Похожие статьи

Показуемая истина: роман «Идиот» Ф. М. Достоевского

Роман Достоевского полифонический, значит на пути поиска Истины есть возможность её не найти вовсе. Если дать определение Истины в корреспондентском ключе, то в таком раскладе мысль должна соответствовать своему предмету, но это не снимает вопросов в...

Проблема выбора между индивидуальным и коллективным благом на примере произведения «Семнадцать мгновений весны»

В данной статье рассматривается тема самопожертвования с двух сторон: как литературный приём, и как жизненное явление. Автор раскрывает эту тему путём анализа романа Юлиана Семёнова «17 мгновений весны». Главная задача — найти причины самопожертвован...

Поэтика удвоения в повести Стивенсона «Сокровища Франшара»

Статья посвящена исследованию поэтики удвоения и связанным с ней проблемам расщепления личности, оппозиции физической и ментальной составляющих натуры человека, света и тьмы в его душе. Проблема дуальности в малой прозе Стивенсона возникает не случай...

Концепция пространства в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали три яблока»

В данной статье автор пытается определить особенности категории пространства в романе «С неба упали три яблока», выделяя пространственные оппозиции «верха» и «низа», а также характеризуя образы, изображённые в произведении.

Экфрасис и его роль в отражении идейно-эстетических взглядов В. В. Вересаева в рассказе «Состязание»

В статье рассматривается приём экфрасиса в рассказе В. В. Вересаева «Состязание». Отмечается, что использование экфрасиса способствует выражению идейно-эстетических взглядов писателя, его понимания сущности искусства. Автор статьи приходит к выводу, ...

Категория пространства в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье рассматривается ключевая единица художественного хронотопа — пространство. Доказывается, что романное пространство «Преступления и наказания» репрезентирует психологическое состояние героя, в то же время определяет его душевные трансформации...

Функциональные аспекты эмотивности в герметичном тексте (на примере рассказа З. Прилепина «Белый квадрат»)

В статье рассмотрены способы выражения эмоциональных пере-живаний в речи рассказчика, со стороны психологии героя выделены ха-рактерные для авторского стиля З. Прилепина приемы повествования.

Оппозиция «белый — черный» в поэтическом идиолекте М. Цветаевой (на материале стихотворения «Белизна — угроза Черноте» (1918 г.)

Семантическое поле «цвет», реализующееся в оппозиции белого и черного цветов, является одним из основных семантически наполненных концептов в творчестве Марины Цветаевой. В данной статье это поле рассматривается на материале стихотворения «Белизна — ...

Экзистенциалы человеческого бытия в философии Сёрена Кьеркегора: от отчаяния к вере

В статье анализируется кьеркегоровская философская интерпретация отчаяния и веры, как экзистенциалов человеческого бытия. Отчаяние рассматривается как отправной пункт. В вере показаны её парадоксальность и абсурдность, противоположность индивидуально...

Парентеза в романе Т. Фонтане «Эффи Брист»

В статье рассматриваются особенности использования парентез в немецком романе Т. Фонтане «Эффи Брист». На основе анализа обосновывается мысль о том, что парентеза представляет собой оригинальное средство выражения авторского «я», которое позволяет пи...

Похожие статьи

Показуемая истина: роман «Идиот» Ф. М. Достоевского

Роман Достоевского полифонический, значит на пути поиска Истины есть возможность её не найти вовсе. Если дать определение Истины в корреспондентском ключе, то в таком раскладе мысль должна соответствовать своему предмету, но это не снимает вопросов в...

Проблема выбора между индивидуальным и коллективным благом на примере произведения «Семнадцать мгновений весны»

В данной статье рассматривается тема самопожертвования с двух сторон: как литературный приём, и как жизненное явление. Автор раскрывает эту тему путём анализа романа Юлиана Семёнова «17 мгновений весны». Главная задача — найти причины самопожертвован...

Поэтика удвоения в повести Стивенсона «Сокровища Франшара»

Статья посвящена исследованию поэтики удвоения и связанным с ней проблемам расщепления личности, оппозиции физической и ментальной составляющих натуры человека, света и тьмы в его душе. Проблема дуальности в малой прозе Стивенсона возникает не случай...

Концепция пространства в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали три яблока»

В данной статье автор пытается определить особенности категории пространства в романе «С неба упали три яблока», выделяя пространственные оппозиции «верха» и «низа», а также характеризуя образы, изображённые в произведении.

Экфрасис и его роль в отражении идейно-эстетических взглядов В. В. Вересаева в рассказе «Состязание»

В статье рассматривается приём экфрасиса в рассказе В. В. Вересаева «Состязание». Отмечается, что использование экфрасиса способствует выражению идейно-эстетических взглядов писателя, его понимания сущности искусства. Автор статьи приходит к выводу, ...

Категория пространства в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье рассматривается ключевая единица художественного хронотопа — пространство. Доказывается, что романное пространство «Преступления и наказания» репрезентирует психологическое состояние героя, в то же время определяет его душевные трансформации...

Функциональные аспекты эмотивности в герметичном тексте (на примере рассказа З. Прилепина «Белый квадрат»)

В статье рассмотрены способы выражения эмоциональных пере-живаний в речи рассказчика, со стороны психологии героя выделены ха-рактерные для авторского стиля З. Прилепина приемы повествования.

Оппозиция «белый — черный» в поэтическом идиолекте М. Цветаевой (на материале стихотворения «Белизна — угроза Черноте» (1918 г.)

Семантическое поле «цвет», реализующееся в оппозиции белого и черного цветов, является одним из основных семантически наполненных концептов в творчестве Марины Цветаевой. В данной статье это поле рассматривается на материале стихотворения «Белизна — ...

Экзистенциалы человеческого бытия в философии Сёрена Кьеркегора: от отчаяния к вере

В статье анализируется кьеркегоровская философская интерпретация отчаяния и веры, как экзистенциалов человеческого бытия. Отчаяние рассматривается как отправной пункт. В вере показаны её парадоксальность и абсурдность, противоположность индивидуально...

Парентеза в романе Т. Фонтане «Эффи Брист»

В статье рассматриваются особенности использования парентез в немецком романе Т. Фонтане «Эффи Брист». На основе анализа обосновывается мысль о том, что парентеза представляет собой оригинальное средство выражения авторского «я», которое позволяет пи...

Задать вопрос