Использование межпредметных связей во внеурочной деятельности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 12.06.2014

Статья просмотрена: 2553 раза

Библиографическое описание:

Муромцева, О. В. Использование межпредметных связей во внеурочной деятельности младших школьников / О. В. Муромцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 505-506. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11620/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье раскрываются механизмы использования межпредметных связей во внеурочной деятельности младшими школьниками, описываются уровни воспитательных результатов внеурочных мероприятий с использованием межпредметных связей, даётся классификация видов межпредметных связей во внеурочной деятельности. Автор обосновывает необходимость использования межпредметных связей во внеурочной деятельности младших школьников и выделяет несколько способов, которые могут обеспечить их функционирование в этом процессе.

Ключевые слова: межпредметные связи,внеурочная деятельность, младшие школьники, процесс воспитания, обучение, интеграция, воспитательные результаты.

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании младших школьников.

Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания материала, его построение и отбор, которые определяются общими целями воспитания с учётом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета. Осуществление межпредметных связей содействует:

-        формированию целостного взгляда учащихся на человека, природу и общество;

-        повышению эффекта педагогического воздействия на умственную, эмоциональную и физическую сферу личности в их взаимодействии;

-        осуществлению всех сторон воспитания в их органическом единстве.

Для учителя начальных классов нет никаких ограничений и препятствий в реализации межпредметных связей как в учебной, так и во внеурочной деятельности. В ходе проведения внеурочных мероприятий с использованием межпредметных связей у школьников должны сформироваться воспитательные результаты первого, второго и третьего уровней.

Первый уровень результатов — это приобретение школьником социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе об эстетическом вкусе ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет вызывать больше доверия, если сам педагог при этом будет являться образцом эстетического вкуса.

Второй уровень результатов — это получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.

Третий уровень результатов — это получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, в обществе других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. [1]

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Можно выделить несколько способов, которые могут обеспечить реализацию межпредметных связей во внеурочной деятельности.

Во-первых, это интегрирование внеурочных мероприятий по различным дисциплинам при участии учителей различных специальностей. Так, например, для более глубокого погружения учащихся в ту или иную тему по «Литературному чтению», после её изучения можно провести внеурочное мероприятие с использованием межпредметных связей, для чего пригласить учителей, например, музыки и истории. На этом мероприятии у школьников должно сформироваться межпредметное знание, которое будет способствовать формированию результата первого и второго уровней, в зависимости от литературного произведения или темы мероприятия.

Во-вторых, подчинение внеурочных мероприятий по различным дисциплинам решению общих задач воспитания. В основном это мероприятия, которые направлены на нравственное, экологическое или эстетическое воспитание. Использование межпредметных связей на этих мероприятиях будут усиливать эффект воспитательных результатов первого и второго уровня.

В-третьих, использование знаний, приобретённых на уроках или на внеурочных мероприятиях по одним дисциплинам на мероприятиях или уроках по другим учебным дисциплинам. Другими словами, это практическое использование полученных ранее межпредметных знаний в процессе достижения результатов того или иного уровня.

Возможны несколько видов межпредметных связей во внеурочной деятельности:

-        межпредметные связи на основе тематического сходства;

-        межпредметные связи по сходству в творческой деятельности учащихся и использование в ней выразительных средств одного вида искусства для передачи образов и чувств в другом виде искусства;

-        межпредметные связи, организуемые как результат сопоставления одного предмета с другим для формирования общих понятий;

-        межпредметные связи, возникающие при использовании художественных произведений для создания эмоционального настроя и усиления воспитательного воздействия в ходе проведения внеурочного мероприятия;

-        межпредметные связи, возникающие при осуществлении единого подхода к восприятию общих закономерностей в анализе различных понятий. [2]

Младший школьный возраст — это время интенсивного интеллектуального развития детей, процесс активного познания, свежесть восприятия и образность мышления, непосредственность эмоциональных реакций, пытливость и способность искренне удивляться. Это те качества, которые определяют творческую устремлённость и талантливость детей.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или ныне существующее сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

В ребенке необходимо поддерживать и всячески поощрять любое стремление к творчеству, несмотря на наивность и несовершенность этих попыток. За всеми детскими несуразностями, наивностями и нескладностями кроются самые искренние, а потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и не сформировавшихся еще мыслей. Над таким «творчеством» ни в коем случае не стоит смеяться и тем более его критиковать! Это может навсегда убить у ребёнка всякое желание заниматься любым видом творчества и мы будем виноваты в том, что убили в нём Микеланджело, Стравинского или Блока.

Возможно, этот ребёнок и не станет профессиональным художником или музыкантом, а станет отличным инженером, врачом, учителем или рабочим, но стремление к творчеству, некоторые творческие умения и навыки, полученные во внеурочной деятельности, желание создавать, творить, преображать окружающую действительность, несомненно, будут способствовать его дальнейшему профессиональному, личностному развитию и совершенствованию.

Литература:

1.      Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.

2.      Муромцева О. В. Реализация межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников. Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2007. — 106 с.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, связь, уровень результатов, мероприятие, особое значение, самостоятельное общественное действие, внеурочное мероприятие, воспитательный результат первого, социальная реальность, эстетический вкус.


Похожие статьи

Эстетическое воспитание школьников на занятиях по физике в условиях реализации межпредметных связей

Проблема межпредметных связей является отражением объективных процессов, происходящих во всех областях познания. В данной работе рассматриваются наиболее общие подходы к осуществлению эстетического воспитания учащихся в условиях межпредметных связей....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся

В статье автором рассматривается роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельной деятельности учащихся. Дается определения урочной и внеурочной деятельности. Определены задачи, решаемые интеграцией. Рассмотрено ...

Формирование коммуникативной компетентности у младших подростков во время внеурочной деятельности в школе

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности младших подростков во внеурочной деятельности. Определяется понятие «коммуникативная компетентность», «внеурочная деятельность», представляются существующие формы, средства...

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

В статье представлены разработанные автором критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности, которые имеют практическую значимость и могут быть использованы педагогами в работе с детьми.

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Адаптивная физическая культура в вузах России

В данной статье автор исследует концепцию адаптивной физической культуры (АФК) и ее роль в контексте индивидуальной адаптации и улучшения физического состояния людей с различными ограничениями и особенностями. В нынешних условиях учебного процесса в ...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Формирование коммуникативной культуры у трудных подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием культуры общения у трудных подростков во внеучебной деятельности. В статье коммуникативный тренинг рассматривается как средство формирования коммуникативной культуры у тру...

Цифровые технологии при формировании метапредметных умений на уроках иностранного языка

В данной статье обосновывается стратегическая необходимость использования цифровых технологий и интернет-ресурсов на уроках английского языка как средства реализации метапредметного подхода. Метапредметный подход предполагает, что обучающийся не толь...

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в процессе адаптации в поликультурном классе

Проведено теоретическое исследование проблемы психолого-педагогического сопровождения младших школьников в процессе адаптации в поликультурном классе. В статье рассматриваются особенности адаптации детей-мигрантов; дается характеристика основных поня...

Похожие статьи

Эстетическое воспитание школьников на занятиях по физике в условиях реализации межпредметных связей

Проблема межпредметных связей является отражением объективных процессов, происходящих во всех областях познания. В данной работе рассматриваются наиболее общие подходы к осуществлению эстетического воспитания учащихся в условиях межпредметных связей....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся

В статье автором рассматривается роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельной деятельности учащихся. Дается определения урочной и внеурочной деятельности. Определены задачи, решаемые интеграцией. Рассмотрено ...

Формирование коммуникативной компетентности у младших подростков во время внеурочной деятельности в школе

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности младших подростков во внеурочной деятельности. Определяется понятие «коммуникативная компетентность», «внеурочная деятельность», представляются существующие формы, средства...

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

В статье представлены разработанные автором критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности, которые имеют практическую значимость и могут быть использованы педагогами в работе с детьми.

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Адаптивная физическая культура в вузах России

В данной статье автор исследует концепцию адаптивной физической культуры (АФК) и ее роль в контексте индивидуальной адаптации и улучшения физического состояния людей с различными ограничениями и особенностями. В нынешних условиях учебного процесса в ...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Формирование коммуникативной культуры у трудных подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием культуры общения у трудных подростков во внеучебной деятельности. В статье коммуникативный тренинг рассматривается как средство формирования коммуникативной культуры у тру...

Цифровые технологии при формировании метапредметных умений на уроках иностранного языка

В данной статье обосновывается стратегическая необходимость использования цифровых технологий и интернет-ресурсов на уроках английского языка как средства реализации метапредметного подхода. Метапредметный подход предполагает, что обучающийся не толь...

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в процессе адаптации в поликультурном классе

Проведено теоретическое исследование проблемы психолого-педагогического сопровождения младших школьников в процессе адаптации в поликультурном классе. В статье рассматриваются особенности адаптации детей-мигрантов; дается характеристика основных поня...

Задать вопрос