Повышение экономической эффективности деятельности образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 12.06.2014

Статья просмотрена: 7636 раз

Библиографическое описание:

Зяблов, А. А. Повышение экономической эффективности деятельности образовательного учреждения / А. А. Зяблов, Р. В. Васюков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 277-279. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11630/ (дата обращения: 15.11.2024).

Эффективность производства — является ключевой категорией современной рыночной экономики, которая напрямую связана с достижением цели развития как каждого предприятия в отдельности, так и общества в целом. Чтобы провести измерения эффективности работы организации используется определение экономической эффективности. Это понятие показывает результат производственно-хозяйственной деятельности организации, которая определяется путем соотношения полученных результатов и затрат, расходованных на реализацию будущих результатов. Под результатами в экономике понимается итог использования или применения ресурсов [1]. Результаты могут проявляются в различных формах, например: создание конкурентоспособного образца продукции, выручка от увеличивающего объема производства, количество новых изделий. Они могут быть выражены в натуральных и стоимостных формах.

Вопросы, которые связаны с возможным повышением экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации, являются широко разработанными, но в нашем случае эта тема является достаточно актуальной. Стоит уделить большее внимание аспектам экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации и путям ее повышения.

Экономическая эффективность это результативность экономической системы, выраженная в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Она складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы. Является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики [2].

Важным критерием социально-экономической эффективности является уровень удовлетворения конечных потребностей общества и прежде всего, потребностей, которые связаны с развитием личности. Социально-экономической эффективностью обладает та экономическая система, которая в наибольшей степени обеспечивает удовлетворение многообразных потребностей людей: материальных, социальных, духовных, гарантирует высокий уровень и качество жизни. Основой такой эффективности служит оптимальное распределение имеющихся у общества ресурсов между отраслями, секторами и сферами национальной экономики.

Эффективность экономической системы напрямую зависит от эффективности процесса реализации поставленных целей учреждением, социальной сферы (систем образования, здравоохранения, культуры), эффективности государственного управления. Эффективность каждой из этих сфер определяется отношением полученных результатов к затратам и измеряется совокупностью количественных показателей [3].

В настоящее время важную роль играет нахождение всевозможных путей повышения экономической эффективности деятельности организации. В качестве примера было рассмотрено нахождение путей повышения экономической эффективности в Московском государственном университете пищевых производств.

Экономическая эффективность выражается в таком показателе как прибыль, он является основным и одним из главным итогом работы любой коммерческой организации. Но так как бюджетное учреждение это некоммерческая организацией, то экономический эффект играет второстепенную роль. Для некоммерческих организаций, социальный эффект является главным показателем эффективности, так как именно от него зависит уровень финансирования со стороны государства. Как итог, показатели величины и значимости социального эффекта работы организации для общества, должны отвечать перед государством за достижение намеченного социального эффекта. Но так как современные бюджетные учреждения не могут существовать только за счет бюджетного финансирования, следует уделить большое внимание повышению количества финансовых средств за счет ведения деятельности, которая приносит дополнительный доход в бюджет организации.

Сперва был проведен анализ экономической эффективности деятельности университета.

Экономическая эффективность бюджетного учреждения:

1)     Социальная эффективность;

2)     Финансово-экономическая эффективность.

По итогам проведения анализа была выявлена высокая социальная и финансово-экономическая эффективность. Два этих критерия способствуют дальнейшему развитию университета и повышению его экономической эффективности.

В качестве возможных путей повышения экономической эффективности были рассмотрены два пути. По первому пути университет должен повысить свою социальную эффективность, а второй путь направлен на повышение финансово-экономической деятельности университета.

Повышение социальной эффективности бюджетного учреждения

Одним из возможных путей повышения социальной эффективности работы университета является создание стратегических партнерств. Из двух моделей партнерства: «ВУЗ» — «Предприятие» и «ВУЗ» — «ВУЗ» будет рассмотрено первое, то есть «ВУЗ» — «Предприятие».

Предприятие и высшее учебное заведение выступают двумя сторонами образовательного процесса. Вуз — производит специалистов, а предприятие — потребляет их. От эффективности реверсной связи между ними зависит степень соответствия качества подготовки специалистов пожеланиям работодателя, а значит, и востребованность выпускника вуза на предприятии пищевой промышленности.

Решение вопроса о подготовке нужных экономике специалистов реально реализовать лишь при тесном контакте учебного заведения и предприятий, необходимо создание системы, когда работодатель сможет влиять на состав образовательной программы и заказывать нужных ему специалистов, ориентированных на конкретное предприятие, а вуз иметь полигон, на котором в процессе обучения сможет «опробовать» качество и степень подготовки своих студентов.

Такое взаимодействие позволит выявить перспективные направления деятельности вуза и создать на предприятиях интеллектуальный капитал, способный разработать, а затем и реализовать стратегическое направление развития предприятия.

Обе стороны имеют интерес в установлении тесных контактов. Они обеспечивают возможность вузу отслеживать меняющиеся требования предприятий различных отраслей к специалистам и быстро менять образовательные программы, что способствует повышению конкурентоспособности учебного заведения. При этом у предприятий появляется возможность, влияя на процесс обучения, получать специалистов, которые подготовлены по «специальному заказу», а так же принять участие в подготовке, направляя своих специалистов для преподавания в вузе.

Уровень подготовки специалиста подразумевает федеральные и региональные компоненты государственного образовательного стандарта и показатель качества, который отражает требования предприятия. Очевидно, что первые две компоненты являются стандартными и не могут быть изменены ни вузом, ни предприятием, так как устанавливаются и оплачиваются соответствующими бюджетами государства. Но третья составляющая является предметом диалога между предприятием и вузом и финансируется заказчиком проекта.

Иначе, показатель качества подготовки специалистов может быть представлен в двуединой форме, одна из сторон которой объединит параметры и свойства учебного процесса, в процессе которого обучающемуся преподаются определенные профессиональные качества, и определяется совокупность характеристик качества подготовки специалиста со стороны вуза («потенциальное качество»), а другая — определяется предприятием как интегральный показатель его требований к работнику интеллектуального труда, зависящий от показателей деятельности предприятия и уровня его развития («востребованное качество»).

Качество подготовки специалистов — один из основных показателей, определяющий конкурентоспособность высшего учебного заведения, поэтому позиционирование вуза на рынке образовательных услуг в решающей степени зависит от эффективности его взаимодействия с предприятиями-потребителями выпускников высших образовательных учреждений.

Но высшие учебные заведения заинтересованы в сотрудничестве с предприятием не только как с поставщиком информации, необходимой для подготовки полноценного специалиста, но и как с дополнительным источником внебюджетных доходов вуза.

Однако предприятие может быть не только потребителем выпускников образовательного учреждения, но и выступать в роли заказчика научно-исследовательских работ, поставщиком докторантов, аспирантов и соискателей, слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации, специалистов для получения второго образования и пр. Таким образом, предприятие заинтересовано в получении практически всех видов образовательных услуг, предоставляемых высшим учебным заведением.

Повышение финансово-экономической эффективности бюджетного учреждения

Для некоммерческих организаций, которым является ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств», социальный эффект выступает в роли главного показателя эффективности, так как именно от него зависит уровень стимулирования и финансирования со стороны государства. В конечном счете, показатели величины и значимости социального эффекта работы организации для общества, должны отвечать перед учредителем (государством) за достижение намеченного социального эффекта. Но так как современные бюджетные учреждения не могут существовать только за счет бюджетного финансирования, стоит уделить большое внимание обогащению финансовыми средствами за счет ведения деятельности, приносящей доход в бюджет организации.

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ) направлен не только на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при условии сохранения либо снижения темпов роста расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы на их предоставление, но и на создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансирования.

Необходимо обратить внимание на то, что внебюджетная деятельность образовательного учреждения, называемая ранее «предпринимательская и иная приносящая доход деятельность», согласно Закону № 83-ФЗ стала называться «приносящая доход деятельность» — внесены соответствующие изменения в ст. 47 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании» (далее — Закон РФ «Об образовании»). То есть соотнесения внебюджетной деятельности с деятельностью предпринимательской не происходит.

Для повышения финансово-экономической эффективности деятельности образовательного учреждения было решено рассмотреть модель повышение деятельности приносящей дополнительный доход.

Виды платных услуг, которые регламентируются в соответствии с п.1ст.45 Закона РФ «Об образовании» к ним относятся:

1.          Обучение по дополнительным образовательным программам;

2.          Репетиторство;

3.          Преподавание специальных курсов и дисциплин;

4.          Занятия со слушателями по углубленному изучению предметов.

Одним из перспективных направлений интеграции науки и образования в современных российских вузах стало создание научно-образовательных центров. Обычно такие центры открываются под какие-либо направления, которое характерно либо для того, либо для иного региона, либо для вуза, либо для конкретной научной школы. Их целями являются достижение научных результатов мирового уровня по широкому спектру научных исследований, закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, формирование эффективных и жизнеспособных научных коллективов.

Посредством научно-образовательного центра создается специфическая среда, мотивирующая молодежь к научно-исследовательской работе, которая аккумулирует опыт ученых и ведущих исследователей, передовых научных центров, академических структур, региональных вузов. Формы сотрудничества могут изменяться от круглых столов, дискуссионных симпозиумов, разно уровневых конференций до создания творческих лабораторий, объединенных научных коллективов, созданных под конкретный исследовательский проект или грантовую программу, и др. Основными составляющими работы научно-образовательного центра являются инновационная (конкретная реализация и внедрение в практику фундаментальных исследований, которые реализуются в классических университетах) и интеграционная (объединение науки и образования).

Литература:

1.     Греков А. С. Оценка эффективности управления производством на предприятии // Экономика и производство. 2009

2.     Экономическая эффективность и конкурентоспособность: учебное пособие / Д. Ю. Муромцев, Ю. Л. Муромцев, В. М. Тютюнник, О. А. Белоусов, — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн, ун-та, 2010

3.     Юрьева Т. В., Экономика некоммерческих организаций — М.: Юристъ, 2009

Основные термины (генерируются автоматически): экономическая эффективность, предприятие, бюджетное учреждение, экономическая система, высшее учебное заведение, образовательное учреждение, производственно-хозяйственная деятельность организации, РФ, социальная эффективность, финансово-экономическая эффективность.


Похожие статьи

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Создание условий для психологического комфорта детей в воспитательном процессе образовательного учреждения

Влияние образовательной среды на сохранение профессионального здоровья педагога в ДОУ

Развитие форм государственной поддержки инвестиционной деятельности малого предпринимательства

Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Корпоративная культура дошкольного образовательного учреждения

Наставничество в деятельности педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения

Система работы образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни

Развитие родительской компетентности в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Совершенствование организаторских умений педагогов дошкольных образовательных учреждений

Похожие статьи

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Создание условий для психологического комфорта детей в воспитательном процессе образовательного учреждения

Влияние образовательной среды на сохранение профессионального здоровья педагога в ДОУ

Развитие форм государственной поддержки инвестиционной деятельности малого предпринимательства

Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Корпоративная культура дошкольного образовательного учреждения

Наставничество в деятельности педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения

Система работы образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни

Развитие родительской компетентности в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Совершенствование организаторских умений педагогов дошкольных образовательных учреждений

Задать вопрос