В статье рассматривается проблема поиска наиболее эффективных и объективных средств измерений и оценки индивидуальных достижений учащихся СПО в процессе обучения с использованием компьютерных технологий. А также доказывается результативность применения критериально-ориентированного тестирования, позволяющего измерить уровень учебных достижений относительно полного объема знаний и умений, которыми должны овладеть студенты в результате изучения определенного курса.
Ключевые слова:знания, умения, навыки, компетенции, критериально-ориентированное тестирование.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предъявляет требования к аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующего текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольный работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций (глава VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата) [1].
В соответствии с этим в ходе подготовки студентов по специальности «Электроэнергетика и электротехника» определены следующие компетенции: общекультурные — способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции; способностью и готовностью владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, использовать компьютер как средство работы с информацией и другие.
Профессиональные компетенции включают в себя: способностью и готовностью использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики, в своей предметной области; владением основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий; готовностью работать над проектами электроэнергетических и электротехнических систем и их компонентов; способностью использовать методы анализа и моделирования линейных и нелинейных электрических цепей постоянного и переменного тока и другие. [1].
В качестве средства оценки сформированности компетенций студентов по определенному курсу, предлагается использовать критериально-ориентированные тесты. Они будут использованы при мониторинге качества результатов обучения, для промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Под качеством учебных достижений в определенной области содержания понимается совокупность знаний и умений, усвоенных учащимися в процессе изучения дисциплины. Оценка качества рассматривается в одном аспекте: количественном — определение доли усвоенного учебного материала и соотнесение доли с определенным уровнем качества;
Планируемый результат обучения представлен в образовательном стандарте и программе учебной дисциплины в виде требований к знаниям и умениям обучающихся. То из запланированного, что фактически усвоено учащимися, рассматривают как достигнутый результат или учебные достижения. По классификации, разработанной в теории учебных задач, требования к знаниям и умениям относятся к так называемым критериальным задачам (что и на каком уровне должно быть усвоено) [2, c. 138].
Основной целью критериально-ориентированного тестирования является определение степени усвоения обучающимся учебного материала. Показателем качества усвоения выступает относительный тестовый балл, равный отношению числа набранных испытуемым баллов к максимально возможному числу баллов. Оценка качества усвоения учебного материала формируется путем сравнения относительного тестового балла с так называемым стандартом оценивания (критериальным баллом) — если относительный балл выше критериального, то испытуемого относят к категории аттестованных, если ниже — к категории неаттестованных. [4]
Так как в колледже идет обучение по специализации и параллельных групп на отделении нет, то выбираем схему проведения эксперимента № 2, который предполагает исследование одной группы: ее поведение изучается и в экспериментальных и в контрольных условиях. Он применяется, когда имеется только экспериментальная группа и нет возможности сформировать контрольную. В качестве экспериментальной группы выбираем группу 21-ЗИО.
На основании экспертных оценок элементов формируемых знаний и умений устанавливаются уровни их сформированности для каждого обучаемого и средние по группе.
Критерии результативности:
1) Менее 50 % — “не освоено”
2) 50–70 % — “удовлетворительно”
3) Выше 70 % — уровень освоения обязательной части (согласно ФГОС).
Для того чтобы проверить изучение курса «Информационные технологии», в течение всей дисциплины было пройдено три раздела, на которых использовали промежуточные тесты и один итоговый по всему курсу дисциплины. Выборка составила 31 человек.
Каждый по изучению первого раздела проходил обязательный тест для диагностики знаний. Программа из базы технических заданий, в котором находилось 120 вопросов, было произвольно выбрано 50 вопросов, по 10 заданий из 5 тем. На каждый вопрос установлено ограниченное время на ответ. По завершении теста программа автоматически произвела диагностику знаний по первому разделу и вывела в таблицу коэффициенты, посчитанные по следующей формуле: Xi = (n/N) * 100,
где Xi — процентное отношение, n — количество правильных ответов, N — максимальное количество вопросов в теме.
В ходе исследования были получены следующие результаты (таблица 1).
Таблица 1
Результаты тестирования
№ п/п |
ФИО |
1 раздел |
2 раздел |
3 раздел |
Итоговый |
||||||||
1 попытка |
2 попытка |
3 попытка |
1 попытка |
2 попытка |
3 попытка |
1 попытка |
2 попытка |
3 попытка |
1 попытка |
2 попытка |
3 попытка |
||
1 |
Аг Д |
0,30 |
0,34 |
0,40 |
0,40 |
0,54 |
0,72 |
0,50 |
0,74 |
||||
2 |
Ан Е |
0,54 |
0,60 |
0,76 |
0,50 |
0,70 |
0,54 |
0,50 |
0,74 |
||||
3 |
Б А |
0,68 |
0,88 |
0,78 |
0,80 |
||||||||
4 |
В И |
0,90 |
0,86 |
0,94 |
|||||||||
5 |
Гер Т |
0,40 |
0,56 |
0,68 |
0,70 |
0,60 |
0,74 |
||||||
6 |
Гиб Р |
0,56 |
0,70 |
0,46 |
0,64 |
0,74 |
0,56 |
0,80 |
|||||
7 |
Иг П |
0,20 |
0,40 |
0,74 |
0,36 |
0,56 |
0,70 |
0,52 |
0,76 |
||||
8 |
Ил В |
нб |
0,52 |
0,60 |
0,78 |
0,70 |
|||||||
9 |
Кал А |
0,40 |
0,46 |
0,50 |
0,46 |
нб |
0,70 |
0,70 |
|||||
10 |
Ков И |
0,38 |
0,54 |
0,72 |
0,34 |
0,64 |
0,82 |
0,56 |
0,56 |
0,70 |
|||
11 |
Коз Н |
0,86 |
0,66 |
0,70 |
0,82 |
||||||||
12 |
Кр А |
0,82 |
0,94 |
0,90 |
|||||||||
13 |
Куд А |
0,68 |
0,68 |
0,72 |
0,58 |
0,74 |
0,74 |
||||||
14 |
Кур Д |
0,44 |
0,60 |
0,74 |
0,56 |
0,60 |
0,72 |
0,56 |
0,78 |
||||
15 |
Мал И |
0,94 |
0,94 |
0,94 |
|||||||||
16 |
Мер А |
0,56 |
0,60 |
0,60 |
нб |
0,60 |
0,70 |
0,66 |
0,66 |
0,80 |
|||
17 |
Меш В |
0,66 |
0,72 |
0,54 |
0,62 |
0,72 |
0,76 |
||||||
18 |
Мин А |
0,30 |
0,36 |
0,50 |
0,60 |
0,66 |
0,70 |
0,60 |
0,70 |
||||
19 |
Н Е |
0,76 |
0,56 |
0,78 |
0,68 |
0,80 |
|||||||
20 |
Н С |
0,54 |
0,70 |
0,56 |
0,66 |
0,82 |
0,64 |
0,74 |
|||||
21 |
Пек И |
0,86 |
0,86 |
0,82 |
|||||||||
22 |
Пр В |
0,18 |
0,46 |
0,56 |
0,44 |
0,54 |
0,58 |
0,42 |
0,66 |
0,72 |
|||
23 |
Пол А |
0,68 |
0,70 |
0,78 |
0,74 |
||||||||
24 |
Р К |
0,66 |
0,66 |
0,78 |
0,56 |
0,60 |
0,66 |
0,60 |
0,68 |
0,78 |
|||
25 |
С М |
0,96 |
0,90 |
1 |
|||||||||
26 |
Т Ю |
0,64 |
0,72 |
0,74 |
0,74 |
||||||||
27 |
Т А |
0,62 |
0,68 |
0,72 |
0,68 |
0,68 |
0,84 |
0,76 |
|||||
28 |
Хаб Р |
нб |
нб |
нб |
нб |
нб |
нб |
нб |
нб |
нб |
|||
29 |
Хак Р |
0,76 |
0,56 |
0,74 |
0,74 |
||||||||
30 |
Шв А |
0,20 |
0,46 |
0,48 |
0,40 |
0,54 |
0,58 |
0,52 |
0,64 |
0,70 |
|||
31 |
Шес А |
0,36 |
0,52 |
0,68 |
0,66 |
0,68 |
0,78 |
0,74 |
Диагностика показала, что порог в 0.70 с первой попытки преодолели — 8 человек, 6 человек (со 2 попытки) и 7 человек (с 3 попытки). Но также присутствуют и студенты, которым не хватило и трех попыток — 10 человек. Показатели теста первого раздела покажем в виде диаграммы (рисунок 1)
Рис. 1. количество студентов прошедших порог в 0,70
Из полученных данных исследования можно сделать вывод о результативности систематического использования критериально-ориентированного тестирования на занятиях в качестве измерительного материала и о его влиянии на качество полученных знаний, умений студентов. Следовательно, оно может быть использовано в качестве средства оценки сформированности компетенций студентов.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 140400 «Электроэнергетика и электротехника». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/14/20111115143801.pdf
2. Балл Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
3. Психология и педагогика: учебное пособие / Горячев М. Д., Долгополова А. В., Феропонтова О. И. [и др.]. Самара: Издательство «Самарский университет», 2003. С. 28–30
4. М. Ю. Мамонтова, Качество учебных достижений: оценка и прогноз на основе результатов критериально-ориентированного тестирования. // Образование и наука. 2009 № 3. С. 18–26.