В данной публикации раскрывается суть работы, функциональные обязанности и права главных и старших медицинских сестер в работе семейных поликлиник. Приводятся результаты исследований проведенных среди главных и старших медсестер, а также среднего медицинского персонала.
Ключевые слова: организация, управление, главная, старшая медсестра, семейная поликлиника.
This publication explains the nature of work, responsibilities and rights of the principal and senior nurses in the work of family clinics. The results of research conducted among the main and senior nurses and paramedical
Key words: organization, management, chief, head nurse, family polyclinic
Введение. Определяющая роль организации работы медицинских сестёр в любом лечебно-профилактическом учреждении принадлежит руководителю сестринской службы — главной медицинской сестре.
Одной из главных задач в управленческой деятельности главных медицинских сестер является обеспечение высокого качества сестринской помощи. Качество сестринской помощи можно рассматривать как совокупность характеристик и медико-экономических показателей, подтверждающих соответствие оказанной помощи имеющимся потребностям и ожиданиям пациента, современному уровню технологий и медицинской науки.
Основными критериями качества сестринской помощи являются:
- доступность — возможность получить необходимую медицинскую помощь и уход независимо от экономических, социальных и иных барьеров;
- непрерывность и преемственность — получение пациентом необходимой медицинской помощи без задержки и перерывов;
- безопасность — сведение до минимума риска возможных осложнений, побочных эффектов лечения;
- результативность — эффективность сестринских вмешательств, улучшающих здоровье пациента.
Для того чтобы все перечисленные компоненты были воплощены на практике, руководителям сестринских служб необходимо уделять особое внимание уровню профессиональной подготовки сестринского персонала, правильности выполнения манипуляций в надлежащих условиях, а также стилю общения с пациентами.
Медицинская сестра — руководитель решает важные стратегические вопросы, принимает решения в условиях крайней нестабильности, постоянного дефицита всех видов ресурсов. Для успешного выполнения этих задач руководителю недостаточно лишь знаний в области своей узкой профессиональной компетенции. Важнейшим критерием ценности медицинской сестры как руководителя; становится её управленческая компетентность, лидерские качества, коммуникативные способности, оптимизм, видение будущего и желание знать завтра то, чего не знаешь сегодня.
В настоящее время приоритетной задачей для здравоохранения является повышение качества медицинской помощи, особенно остро этот вопрос встает в первичном звене здравоохранения. Реформирование сестринской службы в Республике Узбекистан, прежде всего, ставит своей задачей повышение качества оказания сестринской помощи населению. Безусловным резервом повышения качества медицинских услуг населению является правильная организация работы медицинских специалистов среднего звена: рациональная расстановка кадров, перераспределение функций между средним и младшим медицинским персоналом, планирование работы, снижение непроизводственных затрат рабочего времени и так далее. Основная роль в решении этих задач отводится руководителям сестринских служб.
Основной целью работы главной медсестры семейных поликлиник является: повышение качества обслуживания пациентов за счет более эффективного использования имеющихся ресурсов, а также путем внедрения стандартов практической деятельности медсестры в лечебный процесс, повышения профессионального уровня сестринского персонала для повышения качества предоставляемой медицинской помощи.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Узбекистан № 80 «Положение о старшей медицинской сестре/фельдшере СВП». Старшая медицинская сестра/фельдшер СВП (далее — старшая медсестра) — это дипломированный специалист с высшим медсестринским или со средним специальным медицинским образованием, которая оказывает непосредственную помощь заведующему в организации работы СВП, в первую очередь, по мероприятиям связанным с деятельностью среднего и младшего медицинского персонала, по контролю ведения учетной документации СВП, по подготовке отчетной медико-статистической документации.
В своей деятельности старшая медицинская сестра СВП руководствуется действующим законодательством Республики Узбекистан, приказами и инструкциями Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, соответствующих территориальных и местных органов здравоохранения, внутренними приказами и распоряжениями СВП, а также настоящим Положением. Назначение и увольнение старшей медицинской сестры производится заведующим СВП в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан.
Основными функциями старшей медицинской сестры являются:
- Оказание помощи в организации и проведении всех мероприятий по медико-профилактической деятельности СВП, совместно с заведующим СВП.
- Организация учета, хранения и правильного расходования лекарственных препаратов, контрацептивных средств и вакцин, обеспечение своевременной заявки для закупки лекарственных средств, контрацептивных средств, вакцин, изделий медицинского назначения.
- Ведение учета медицинского оборудования и инвентаря медицинского назначения и контроля правильности использования медперсоналом.
- Организация эффективной работы среднего и младшего медперсонала.
- Проведение мероприятий по повышению уровня знаний и умений среднего и младшего медперсонала (обучение, инструктаж, индивидуальная работа, собеседование).
- Ведение контроля по качественному и своевременному заполнению медперсоналом учетной документации и подготовке отчетной документации.
- Оказание помощи заведующему СВП в подготовке медико-статистических отчетов.
- Участие в проведении мероприятий по профилактике заболеваний, повышению медицинской грамотности и пропаганде здорового образа жизни.
- Выполнение функций фельдшера или медицинской сестры общей практики при необходимости в рамках их должностных обязанностей.
- Участие в проведении ежегодного аудита деятельности среднего медицинского персонала СВП и совместно с заведующим СВП в разработке мероприятий по улучшению качества оказываемой медицинской помощи населению.
Права старшей медицинской сестры:
- Вносить предложения заведующему и ВОП по вопросам организации труда, обеспечения необходимыми медикаментами, инструментами, изделиями медицинского назначения, а также по вопросам улучшения лечебно-профилактической помощи населению в пределах своей компетенции.
- Принимать участие в совещаниях (собраниях) по вопросам лечебно-профилактической и организационной работы на прикрепленном участке.
- Давать необходимые распоряжения и указания среднему и младшему медперсоналу для обеспечения устойчивости и непрерывности оказания медицинских услуг прикрепленному населению.
- Повышать свою квалификацию, как по вопросам сестринского дела, так и по вопросам менеджмента и медицинской статистики, совершенствование своих профессиональных знаний и навыков, путем непрерывного самообразования, участием на краткосрочных учебных курсах и семинарах, организованных органами управления здравоохранения.
- Проходить аттестации каждые 5 лет для подтверждения своей квалификационной категории и на соответствие занимаемой должности.
- Старшая медицинская сестра несет ответственность за:
- Результаты своей работы, качество обслуживания прикрепленного населения, а также за действия или бездействия, связанные с выполнением своих функциональных обязанностей, повлекшие за собой ущерб деятельности СВП или здоровью пациентов.
- Сохранность и эффективное использование вверенного медицинского оборудования, использование медикаментов СВП для оказания до госпитальной экстренной медицинской помощи пациентам строго по назначениям ВОП или стандартам по оказанию доврачебной неотложной помощи.
- Достоверность и своевременность заполняемой документации.
Анализируя деятельность медицинских организаций, легко заметить, что при одинаковых кадровых и финансовых возможностях успехи отдельных коллективов разные. Проблема заключается не только в объективных условиях, но и в личности организатора. Согласно мнению специалистов, выделены такие желательные личностные качества, как интеллект, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, креативность, предприимчивость, ответственность и надежность, что частично соответствует идеальным качеством главной медсестры. Изучение положения дел по организации сестринского дела в семейных поликлиниках послужило определению цели исследования, которая заключается в следующем:
Цель исследования. Провести изучение работы главной медсестры в семейных поликлиниках для повышения эффективности организации сестринского процесса на практике.
Материалы и методы исследования. Входе исследования применялись статистические, аналитические и математические методы исследования. Поводился обзор имеющихся литературных данных по организации и управлению в сестринском деле. Был разработан оценочный критерий для оценки деятельности главной медсестры семейных поликлиник определяющий эффективность организации и управления сестринским процессом. А также было проведено анкетирование среди среднего медперсонала семейных поликлиник с целью получения объективной оценки работы главной и старшей медсестер.
Выводы. Подводя итог результатам можно сделать следующие выводы. работа главной и старшей медицинской сестры связана с чрезмерно высокими нагрузками и высоким уровнем ответственности; работа в должности главной медицинской сестры предъявляет к специалисту высокие требования в части, как профессиональных, так и личных качеств, а также компетентности во многих отраслях знания; большинство опрошенных отмечают необходимость дальнейшего совершенствования своих личных и профессиональных качеств и профессиональной компетентности.
Факторами, снижающими производительность труда главных и старших медицинских сестер и их удовлетворенность трудом являются главным недостаток специального образования по организации и управлению а так же факторы организационного характера (недостаточно рациональное планирование рабочего времени и распределение обязанностей, недостаточный уровень профессиональной подготовки).
Для совершенствования работы руководителей сестринского дела, по мнению среднего медперсонала, необходимо: повышение квалификации руководителей, организация учебных тренингов по психологии общения с сотрудниками, применение положительной мотивации и демократического стиля управления, индивидуальный подход к сотрудникам, коллективная работа, больше общаться с сотрудниками с целью выявления существующих проблем.