В статье представлен небольшой обзор процесса возникновения и развития Баймакского автотранспортного предприятия на фоне общего развития города. Особое внимание уделяется вопросу возникновения пассажирских перевозок и автобусных маршрутов внутри г. Баймак. Статья предназначена для широкого круга читателей.
Ключевые слова: транспорт, Баймак, городской транспорт, автобус, автотранспортное предприятие, Башкирия.
Как известно, в современных условиях транспорт играет особую роль. Во многих сферах жизни общества невозможно обойтись без грамотно организованной транспортной структуры. В связи с этим крайне интересна история городских пассажирских перевозок. В предлагаемой читателям статье хотелось бы дать небольшой экскурс в историю формирования пассажирских перевозок в г. Баймак. Естественно, что решением транспортной проблемы в городе занималось Баймакское автотранспортное предприятие. Этим и объясняются хронологические рамки исследования, которые определяются временем возникновения в городе автотранспортного предприятия и переломным для отечественной истории годом распада Советского Союза.
Прежде чем перейти к истории формирования транспортной структуры Баймака, хотелось бы познакомить читателей с самим городом. Очень красивое, граничащее с фантастическим, описание территориального положения города дается в книге «Сказание о земле Баймакской» [10, с. 9]. Не вдаваясь в подробности скажем лишь, что город Баймак находится «по обеим сторонам реки Таналык у подножья западных склонов хребта Ирандык в 35 км от железнодорожной станции Сибай в 499 км от Уфы» [3, с. 126].
Своим появлением и последующим развитием Баймак обязан золоту. Как пишут авторы книги «Баймак — золотая моя колыбель», в середине XIX века начались геологические исследования Южного Урала, показавшие, что на территории Баймака и его окрестностей имеются большие запасы руд с высоким содержанием золота [2, с. 9]. Далее начинается активная разработка руд, строительство в 1913 году первого золото-медного завода, а также связанное с этими явлениями увеличение количества населения.
С установлением советской власти, в 20–30-ее годы ХХ века «Баймак становится одним из центров горнодобывающей промышленности» [8]. Количество населения в 1920 году в Баймаке (в то время населенный пункт носил название «Таналыково-Баймак») составило 2508 человек [3, с.126].
В 1928 году по данным авторов книги «Баймакский край» Баймак был преобразован в рабочий поселок [3, с.126]. И уже в 1938 году 4 декабря село Баймак по Указу Президиума Верховного Совета Республики было преобразовано в город районного подчинения [10, с. 10] с населением в 15 тысяч человек [3, с.126].
Как и все население страны в годы Великой Отечественной войны жители Баймака оказали поддержку фронту (собирали денежные средства, одежду, обувь, продукты), перестроили производство на военный лад. Как свидетельствует официальный сайт Баймакского района Республики Башкортостан, Баймакский медьзавод и предприятия Тубинского, Байкаринского рудоуправлений выпускали необходимые для фронты медь, цинк, золото и марганец [8]. Затем начинается послевоенное восстановление, с которым жители Баймака справились вполне успешно. В это время начинается гравийная отсыпка и асфальтирование главных улиц города, строительство первых пешеходных тротуаров, увеличивается строительство жилья и социально значимых объектов [2, с. 12]. Деревянный мост через р. Таналык был заменен железобетонным [2, с. 12]. Город продолжает восстанавливаться и расти. В частности, количество населения г. Баймака к 1 января 1950 года возросло до 13,7 тысяч человек [7].
В 1992 году Баймаку был присвоен статус города республиканского значения, а в марте 1994 года Указом Президента Республики Башкортостан город и район стали единой территориально-административной единицей [8].
Переходя к вопросу пассажирских перевозок, хочется сказать, что на современном этапе, по данным интернет-газеты «Баймакский вестник», городские, пригородные и междугородные пассажирские и грузовые перевозки в Зауралье осуществляет филиал ГУП «Башавтотранс» Республики Башкортостан Баймакское автотранспортное предприятие [1].
История предприятия начинается в далекие 30-е годы ХХ века, когда гужевая артель «Красный обоз» и автотранспортная артель «Кызыл Баймак» пытались обеспечить транспортные нужды хозяйств и предприятий района. Транспортная артель «Кызыл Баймак» была прародительницей современного Баймакского автотранспортного предприятия. Данная артель была образована в 1939 году и к началу ее деятельности в ней трудилось всего 90 человек [3, с. 178]. Однако просуществовала данная артель недолго. С началом войны практически весь транспортный парк был мобилизован для защиты Родины и в городе осталось лишь несколько машин для обслуживания медьзавода [3, с. 178].
Естественно, что транспорт после окончания войны в Баймак не вернулся. Однако спрос на транспорт рос. В связи с этим в июле 1951 года в город прибыла сводная колонна из г. Уфы и была сформирована Баймакская авторота на базе «Союззаготтранса», командиром которой был Гришаев К. Г. [3, с. 178]. Как рассказал автору данной статьи Камиль Нуртдинович Мусалямов, до выхода на пенсию работавший в Баймакском автотранспортном предприятии и занимавшийся восстановлением его истории, с 1952 года командиром автороты был назначен Башкиров Н. К., возглавлявший АТП 25 лет (1953–1978 гг.). Николай Константинович внес большой вклад в развитие транспортной структуры Баймакского района. При его непосредственном участии многие населенные пункты района были связаны с Баймаком автобусным сообщением.
19 мая 1954 года в соответствии с приказом Министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР от 12 мая 1954 года № 369 был издан приказ Министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР № 67 об организации автотранспортных контор [4]. В приложении к данному приказу приводится список организуемых автохозяйств в составе управления дорожного и транспортного хозяйства при Совете Министров Башкирской АССР, среди которых отмечено автохозяйство в г. Баймак [5]. В связи с этим в ноябре 1955 года Баймакская авторота была переименована в автотранспортную контору (АТК) Башавтотранспортного треста. В это время в АТК был всего один автобус ЗИС-155 [3, с. 178], первым водителем которого был Максим Павлович Хлебак.
В 1958 и 1959 гг. было получено по 2 грузотакси для перевозки пассажиров по маршрутам Баймак-Сибай, Темясово, Зилаир, Бурибай [3, с. 178].
Подводя промежуточный итог можно сказать о том, что до определенного времени автобусы перевозили пассажиров только в другие населенные пункты. Как рассказали автору в Баймакском автотранспортном предприятии первый маршрут по городу (Магазин «Малыш» — Машиностроительный завод — Геолого-разведочная экспедиция) открылся только в июле 1957 г. и составлял 4,3 км. С некоторыми расхождениями подтверждением данному факту может служить Отчет Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР за 1959 год, согласно которому в Баймаке имелась одна автобусная линия протяженностью 4 километра, обслуживавшаяся 3 автобусами [6].За этот же период автобусами было перевезено 420 человек [6] (для сравнения в 1986 году было перевезено 6152 пассажира). В 1990 году маршрут № 1 был продлен в связи с расширением поселка геологов до улицы Снежной и составил 5,5 км.
Баймакская автотранспортная контора была реорганизована в Баймакское автотранспортное предприятие Башкирского транспортного управления 10 ноября 1967 года. Как пишут авторы книги «Баймакский край», с образованием АТП парк начал пополняться новыми автобусами КАВЗ, ПАЗ, грузовыми автомобилями Урал, ЗИС, ЗИЛ, а через 20–25 лет новыми моделями автобусов большой вместимости (ЛАЗ-695, ЛиАЗ-677, Чавдар и др.) [3, с. 178–179].
Как свидетельствует историческая справка Баймакского автотранспортного предприятия на 1 июля 1996 г., в 1973 году было открыто сразу 3 маршрута — № 2, 5 и 6 [9, c. 2]. Как рассказали автору данной статьи на самом предприятии маршрут № 2 проходил от магазина «Малыш» через гостиницу к больнице, маршрут № 5 от того же магазина через Машиностроительный завод к больнице, а маршрут № 6 от магазина «Малыш» через гостиницу к геолого-разведочной экспедиции. Автобусы ездили по улице Пименова. Расстояние перевозки составляло 4,7 км.
В 1974 году был открыт маршрут № 4 (Мельница — Гостиница — Машзавод — Пивзавод) длиною в 6 км. Маршрут № 3 (Автотранспортное предприятие — Машиностроительный завод — Больница) открылся в ноябре 1977 года и составил 3,6 км [9, c. 2].
Таким образом, к 1991 году в городе функционировало 6 автобусных маршрутов общей протяженностью 19,8 км.
Подводя итоги хотелось бы сказать о том, что Баймакское автотранспортное предприятие на протяжении всей своей истории осуществляло и осуществляет как грузовые, так и пассажирские перевозки и является ведущим предприятием в районе. За изучаемый период автотранспортное предприятие прошло большой путь и успешно решило проблему городских пассажирских перевозок. Надеемся, что и в дальнейшем автобусное сообщение г. Баймака будет продолжать играть не малую роль в развитии города.
Литература:
1. Артыкаев И. Дороги выбирают нас [Электронный ресурс] // Баймакский вестник, 27.10.2012 г. — Режим доступа: http://www.bv02.ru/?new=1435, свободный.
2. Баймак — золотая моя колыбель. — Уфа: Башпресс, 2008. — 128 с.
3. Баймакский край. Краеведческое и энциклопедическое издание. — Уфа: Китап, 2002. — 332 с.
4. Государственный Архив Российской Федерации. Ф. А-398, оп. 1, д. 905, л.389.
5. ГА РФ. Ф. А-398, оп. 1, д. 905, л. 390.
6. ГА РФ. Ф. А-398, оп. 1, д. 1155, л.91.
7. ГА РФ. Ф. А-374, оп. 11, д. 754, л. 1.
8. История [Электронный ресурс] // Муниципальный район Баймакский район Республики Башкортостан, официальный сайт, 2013. — Режим доступа: http://www.baimak.ru/city/history.php, свободный. — Загл. с экрана.
9. Историческая справка Баймакского автотранспортного предприятия ГАО «Башавтотранс» на 1 июля 1996 года. Б.м., б.г.
10. Сказание о земле Баймакской (Документальное повествование об истории и людях). — Уфа: Слово, 1998. — 240 с.