Возникновение и развитие Баймакского автотранспортного предприятия в 1954–1991 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 17.06.2014

Статья просмотрена: 329 раз

Библиографическое описание:

Матвеева, В. Р. Возникновение и развитие Баймакского автотранспортного предприятия в 1954–1991 гг. / В. Р. Матвеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 392-394. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11665/ (дата обращения: 19.12.2024).

В статье представлен небольшой обзор процесса возникновения и развития Баймакского автотранспортного предприятия на фоне общего развития города. Особое внимание уделяется вопросу возникновения пассажирских перевозок и автобусных маршрутов внутри г. Баймак. Статья предназначена для широкого круга читателей.

Ключевые слова: транспорт, Баймак, городской транспорт, автобус, автотранспортное предприятие, Башкирия.

Как известно, в современных условиях транспорт играет особую роль. Во многих сферах жизни общества невозможно обойтись без грамотно организованной транспортной структуры. В связи с этим крайне интересна история городских пассажирских перевозок. В предлагаемой читателям статье хотелось бы дать небольшой экскурс в историю формирования пассажирских перевозок в г. Баймак. Естественно, что решением транспортной проблемы в городе занималось Баймакское автотранспортное предприятие. Этим и объясняются хронологические рамки исследования, которые определяются временем возникновения в городе автотранспортного предприятия и переломным для отечественной истории годом распада Советского Союза.

Прежде чем перейти к истории формирования транспортной структуры Баймака, хотелось бы познакомить читателей с самим городом. Очень красивое, граничащее с фантастическим, описание территориального положения города дается в книге «Сказание о земле Баймакской» [10, с. 9]. Не вдаваясь в подробности скажем лишь, что город Баймак находится «по обеим сторонам реки Таналык у подножья западных склонов хребта Ирандык в 35 км от железнодорожной станции Сибай в 499 км от Уфы» [3, с. 126].

Своим появлением и последующим развитием Баймак обязан золоту. Как пишут авторы книги «Баймак — золотая моя колыбель», в середине XIX века начались геологические исследования Южного Урала, показавшие, что на территории Баймака и его окрестностей имеются большие запасы руд с высоким содержанием золота [2, с. 9]. Далее начинается активная разработка руд, строительство в 1913 году первого золото-медного завода, а также связанное с этими явлениями увеличение количества населения.

С установлением советской власти, в 20–30-ее годы ХХ века «Баймак становится одним из центров горнодобывающей промышленности» [8]. Количество населения в 1920 году в Баймаке (в то время населенный пункт носил название «Таналыково-Баймак») составило 2508 человек [3, с.126].

В 1928 году по данным авторов книги «Баймакский край» Баймак был преобразован в рабочий поселок [3, с.126]. И уже в 1938 году 4 декабря село Баймак по Указу Президиума Верховного Совета Республики было преобразовано в город районного подчинения [10, с. 10] с населением в 15 тысяч человек [3, с.126].

Как и все население страны в годы Великой Отечественной войны жители Баймака оказали поддержку фронту (собирали денежные средства, одежду, обувь, продукты), перестроили производство на военный лад. Как свидетельствует официальный сайт Баймакского района Республики Башкортостан, Баймакский медьзавод и предприятия Тубинского, Байкаринского рудоуправлений выпускали необходимые для фронты медь, цинк, золото и марганец [8]. Затем начинается послевоенное восстановление, с которым жители Баймака справились вполне успешно. В это время начинается гравийная отсыпка и асфальтирование главных улиц города, строительство первых пешеходных тротуаров, увеличивается строительство жилья и социально значимых объектов [2, с. 12]. Деревянный мост через р. Таналык был заменен железобетонным [2, с. 12]. Город продолжает восстанавливаться и расти. В частности, количество населения г. Баймака к 1 января 1950 года возросло до 13,7 тысяч человек [7].

В 1992 году Баймаку был присвоен статус города республиканского значения, а в марте 1994 года Указом Президента Республики Башкортостан город и район стали единой территориально-административной единицей [8].

Переходя к вопросу пассажирских перевозок, хочется сказать, что на современном этапе, по данным интернет-газеты «Баймакский вестник», городские, пригородные и междугородные пассажирские и грузовые перевозки в Зауралье осуществляет филиал ГУП «Башавтотранс» Республики Башкортостан Баймакское автотранспортное предприятие [1].

История предприятия начинается в далекие 30-е годы ХХ века, когда гужевая артель «Красный обоз» и автотранспортная артель «Кызыл Баймак» пытались обеспечить транспортные нужды хозяйств и предприятий района. Транспортная артель «Кызыл Баймак» была прародительницей современного Баймакского автотранспортного предприятия. Данная артель была образована в 1939 году и к началу ее деятельности в ней трудилось всего 90 человек [3, с. 178]. Однако просуществовала данная артель недолго. С началом войны практически весь транспортный парк был мобилизован для защиты Родины и в городе осталось лишь несколько машин для обслуживания медьзавода [3, с. 178].

Естественно, что транспорт после окончания войны в Баймак не вернулся. Однако спрос на транспорт рос. В связи с этим в июле 1951 года в город прибыла сводная колонна из г. Уфы и была сформирована Баймакская авторота на базе «Союззаготтранса», командиром которой был Гришаев К. Г. [3, с. 178]. Как рассказал автору данной статьи Камиль Нуртдинович Мусалямов, до выхода на пенсию работавший в Баймакском автотранспортном предприятии и занимавшийся восстановлением его истории, с 1952 года командиром автороты был назначен Башкиров Н. К., возглавлявший АТП 25 лет (1953–1978 гг.). Николай Константинович внес большой вклад в развитие транспортной структуры Баймакского района. При его непосредственном участии многие населенные пункты района были связаны с Баймаком автобусным сообщением.

19 мая 1954 года в соответствии с приказом Министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР от 12 мая 1954 года № 369 был издан приказ Министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР № 67 об организации автотранспортных контор [4]. В приложении к данному приказу приводится список организуемых автохозяйств в составе управления дорожного и транспортного хозяйства при Совете Министров Башкирской АССР, среди которых отмечено автохозяйство в г. Баймак [5]. В связи с этим в ноябре 1955 года Баймакская авторота была переименована в автотранспортную контору (АТК) Башавтотранспортного треста. В это время в АТК был всего один автобус ЗИС-155 [3, с. 178], первым водителем которого был Максим Павлович Хлебак.

В 1958 и 1959 гг. было получено по 2 грузотакси для перевозки пассажиров по маршрутам Баймак-Сибай, Темясово, Зилаир, Бурибай [3, с. 178].

Подводя промежуточный итог можно сказать о том, что до определенного времени автобусы перевозили пассажиров только в другие населенные пункты. Как рассказали автору в Баймакском автотранспортном предприятии первый маршрут по городу (Магазин «Малыш» — Машиностроительный завод — Геолого-разведочная экспедиция) открылся только в июле 1957 г. и составлял 4,3 км. С некоторыми расхождениями подтверждением данному факту может служить Отчет Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР за 1959 год, согласно которому в Баймаке имелась одна автобусная линия протяженностью 4 километра, обслуживавшаяся 3 автобусами [6].За этот же период автобусами было перевезено 420 человек [6] (для сравнения в 1986 году было перевезено 6152 пассажира). В 1990 году маршрут № 1 был продлен в связи с расширением поселка геологов до улицы Снежной и составил 5,5 км.

Баймакская автотранспортная контора была реорганизована в Баймакское автотранспортное предприятие Башкирского транспортного управления 10 ноября 1967 года. Как пишут авторы книги «Баймакский край», с образованием АТП парк начал пополняться новыми автобусами КАВЗ, ПАЗ, грузовыми автомобилями Урал, ЗИС, ЗИЛ, а через 20–25 лет новыми моделями автобусов большой вместимости (ЛАЗ-695, ЛиАЗ-677, Чавдар и др.) [3, с. 178–179].

Как свидетельствует историческая справка Баймакского автотранспортного предприятия на 1 июля 1996 г., в 1973 году было открыто сразу 3 маршрута — № 2, 5 и 6 [9, c. 2]. Как рассказали автору данной статьи на самом предприятии маршрут № 2 проходил от магазина «Малыш» через гостиницу к больнице, маршрут № 5 от того же магазина через Машиностроительный завод к больнице, а маршрут № 6 от магазина «Малыш» через гостиницу к геолого-разведочной экспедиции. Автобусы ездили по улице Пименова. Расстояние перевозки составляло 4,7 км.

В 1974 году был открыт маршрут № 4 (Мельница — Гостиница — Машзавод — Пивзавод) длиною в 6 км. Маршрут № 3 (Автотранспортное предприятие — Машиностроительный завод — Больница) открылся в ноябре 1977 года и составил 3,6 км [9, c. 2].

Таким образом, к 1991 году в городе функционировало 6 автобусных маршрутов общей протяженностью 19,8 км.

Подводя итоги хотелось бы сказать о том, что Баймакское автотранспортное предприятие на протяжении всей своей истории осуществляло и осуществляет как грузовые, так и пассажирские перевозки и является ведущим предприятием в районе. За изучаемый период автотранспортное предприятие прошло большой путь и успешно решило проблему городских пассажирских перевозок. Надеемся, что и в дальнейшем автобусное сообщение г. Баймака будет продолжать играть не малую роль в развитии города.

Литература:

1.                  Артыкаев И. Дороги выбирают нас [Электронный ресурс] // Баймакский вестник, 27.10.2012 г. — Режим доступа: http://www.bv02.ru/?new=1435, свободный.

2.                  Баймак — золотая моя колыбель. — Уфа: Башпресс, 2008. — 128 с.

3.                  Баймакский край. Краеведческое и энциклопедическое издание. — Уфа: Китап, 2002. — 332 с.

4.                  Государственный Архив Российской Федерации. Ф. А-398, оп. 1, д. 905, л.389.

5.                  ГА РФ. Ф. А-398, оп. 1, д. 905, л. 390.

6.                  ГА РФ. Ф. А-398, оп. 1, д. 1155, л.91.

7.                  ГА РФ. Ф. А-374, оп. 11, д. 754, л. 1.

8.                  История [Электронный ресурс] // Муниципальный район Баймакский район Республики Башкортостан, официальный сайт, 2013. — Режим доступа: http://www.baimak.ru/city/history.php, свободный. — Загл. с экрана.

9.                  Историческая справка Баймакского автотранспортного предприятия ГАО «Башавтотранс» на 1 июля 1996 года. Б.м., б.г.

10.              Сказание о земле Баймакской (Документальное повествование об истории и людях). — Уфа: Слово, 1998. — 240 с.

Основные термины (генерируются автоматически): автотранспортное предприятие, баймак, маршрут, автомобильный транспорт, автор книги, Башкортостан, город, Машиностроительный завод, автобусное сообщение, автотранспортная контора.


Похожие статьи

История возникновения трамвайного сообщения в г. Салават

Данная статья представляет собой небольшой обзор истории возникновения трамвайного движения в городе Салават. Дается краткая информация о возникновении города и развитии его промышленности. Статья будет интересна как представителям науки, так и широк...

Некоторые аспекты повседневной жизни работников сферы общественного транспорта Башкирской АССР в 1950-1991 гг.

Данная статья представляет собой небольшой обзор таких аспектов повседневной жизни работников сферы общественного пассажирского транспорта как уровень заработной платы, культурно-просветительная работа, меры поощрения труда, система обучения и повыше...

К вопросу о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне (на примере Тюменской области)

В статье рассмотрен вопрос о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации. Содержится краткий экскурс в историю сельскохозяйственной потребительской кооперацией конца XIX- начала XX века. Рассматривается динамика роста числа сельскохо...

Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность

Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом ...

Анализ транспортного обслуживания района Театральной площади г. Санкт-Петербурга

В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с улучшением и развитием транспортного обслуживания района Театральной площади. Проведён анализ и предлагаются возможные направления их оптимизации.

Пути решения проблем малого и среднего предпринимательства на примере Республики Татарстан

В данной статье проводится анализ основных проблем и путей решения малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. Рассматриваются задачи развития предпринимательства, способствующие его эффективному функционированию. Отдельно выделяютс...

Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века

В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияни...

Маршрутами театрального Хабаровска

В данной статье анализируется проблема недостаточности информации и знаний жителей г. Хабаровска о культуре своего города. Автор оценивает дальнейшее развитие данной проблемы и приходит к выводу о том, что это приведет к тому, что культура города пер...

Природно-производственный потенциал Татарской АССР в части выполнения программ продовольственного обеспечения населения г.Казани в 1953–1964 годах

В статье рассмотрены региональные аспекты агропромышленного комплекса Татарской АССР, факторы ограничений при выполнении государственных задач роста продовольственного обеспечения населения. Указанный период сам по себе оказался на периферии исследов...

Развитие городского пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы

В статье рассмотрены основные проблемы современной системы городского пассажирского транспорта г. Санкт- Петербург и проанализирована практическая значимость разработанных на государственном уровне и представленных в Транспортной стратегии РФ на пери...

Похожие статьи

История возникновения трамвайного сообщения в г. Салават

Данная статья представляет собой небольшой обзор истории возникновения трамвайного движения в городе Салават. Дается краткая информация о возникновении города и развитии его промышленности. Статья будет интересна как представителям науки, так и широк...

Некоторые аспекты повседневной жизни работников сферы общественного транспорта Башкирской АССР в 1950-1991 гг.

Данная статья представляет собой небольшой обзор таких аспектов повседневной жизни работников сферы общественного пассажирского транспорта как уровень заработной платы, культурно-просветительная работа, меры поощрения труда, система обучения и повыше...

К вопросу о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне (на примере Тюменской области)

В статье рассмотрен вопрос о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации. Содержится краткий экскурс в историю сельскохозяйственной потребительской кооперацией конца XIX- начала XX века. Рассматривается динамика роста числа сельскохо...

Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность

Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом ...

Анализ транспортного обслуживания района Театральной площади г. Санкт-Петербурга

В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с улучшением и развитием транспортного обслуживания района Театральной площади. Проведён анализ и предлагаются возможные направления их оптимизации.

Пути решения проблем малого и среднего предпринимательства на примере Республики Татарстан

В данной статье проводится анализ основных проблем и путей решения малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. Рассматриваются задачи развития предпринимательства, способствующие его эффективному функционированию. Отдельно выделяютс...

Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века

В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияни...

Маршрутами театрального Хабаровска

В данной статье анализируется проблема недостаточности информации и знаний жителей г. Хабаровска о культуре своего города. Автор оценивает дальнейшее развитие данной проблемы и приходит к выводу о том, что это приведет к тому, что культура города пер...

Природно-производственный потенциал Татарской АССР в части выполнения программ продовольственного обеспечения населения г.Казани в 1953–1964 годах

В статье рассмотрены региональные аспекты агропромышленного комплекса Татарской АССР, факторы ограничений при выполнении государственных задач роста продовольственного обеспечения населения. Указанный период сам по себе оказался на периферии исследов...

Развитие городского пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы

В статье рассмотрены основные проблемы современной системы городского пассажирского транспорта г. Санкт- Петербург и проанализирована практическая значимость разработанных на государственном уровне и представленных в Транспортной стратегии РФ на пери...

Задать вопрос