Одним из важнейших богатств Российской Федерации являются земельные ресурсы. Переход к рыночным отношениям в сфере землепользования связан с формированием экономического механизма, призванного соединить интересы экономики и рационального, эффективного использования земельных ресурсов.
Однако проблема управления земельными ресурсами в целом освещена довольно слабо, несмотря на ее актуальность и значимость. В особенности это касается муниципального управления земельными ресурсами.
Управление землями на территории поселения включает в себя принятие нормативно-правовых актов в виде решений, программ, правил и раскрывается через внедряемые мероприятия. В соответствии с этим органы местного самоуправления могут активно влиять на становление и развитие рынка земли, при этом в основу общего регулирования земельно-имущественных отношений положена федеральная и региональная нормативно-правовая база [1, с. 45].
Очевидно, что муниципальная собственность, в особенности земельные ресурсы, составляет экономическую основу местного самоуправления в качестве источника финансирования местного бюджета. Поэтому муниципалитет должен реализовывать такую стратегию управления земельными ресурсами, которая бы обеспечивала стабильное поступление постоянно увеличивающихся доходов от использования земли. Эти доходы следует направлять на развитие инфраструктуры муниципалитета [2, с. 68].
Совершенствование земельных отношений в настоящее время является одним из факторов развития территории.
В связи с Посланием Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года на территории Российской Федерации с целью реализации следующих мер: повышение рождаемости, поддержка молодых и многодетных семей с приобретением жилья и развития рынка жилья были приняты различные нормативно-правовые акты на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, способствующие реализации данных мер [3].
На территории Иркутской области таким нормативно-правовым актом является Закон Иркутской области от 12.03.2009 № 8-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан». Данный закон определяет случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности в собственность граждан, в том числе граждан, имеющих трех и более детей, максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, а также порядок предоставления земельных участков бесплатно в собственность граждан, имеющих трех и более детей.
Так, по информации, представленной органами местного самоуправления, с момента вступления в силу Закона № 8-ОЗ и по состоянию на 1 апреля 2013 года в органы государственной власти Иркутской области и органы местного самоуправления Иркутской области поступило 3686 заявлений о выделении земельных участков от граждан, имеющих право на однократное бесплатное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок с возведением жилого дома). Из них 1 500 граждан удовлетворили свое право на получение земельных участков общей площадью 211,9 га. В 2014 году планируется обеспечить 1 141 многодетную семью земельными участками общей площадью 151,14 га [4].
Исходя из практики бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, многие муниципальные образования столкнулись с рядом проблем.
Во-первых, с превышением спроса над предложением предоставления бесплатных земельных участков. Например, в муниципальном образовании г. Иркутск 638 заявлений граждан на бесплатное предоставление земельных участков в собственность и 195 выделенных земельных участков, Ангарское муниципальное образование 379 заявлений граждан и 39 выделенных земельных участков, муниципальное образование «Аларский район» 17 заявлений граждан и 17 выделенных участков, муниципальное образование «Качугский район» 4 заявления граждан и 2 выделенных земельных участка.
Во-вторых, с отсутствием денежных средств на оформление и постановку на кадастровый учет земельного участка, граждан, нуждающихся в социальной поддержке, а также средств на строительство жилья. Зачастую граждане, имеющие право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность бесплатно, которые нуждаются в социальной поддержке, не используют свое право ввиду отсутствия денежных средств на землеустроительные работы, необходимые для постановки земельных участков на кадастровый учет. У местных властей в большинстве регионов денег на данную процедуру нет и поэтому данные затраты возлагаются на самих граждан.
В-третьих, существенным вопросом при предоставлении бесплатного участка, является: на какие средства, малоимущие граждане будут осуществлять строительство дома на предоставленном бесплатном земельном участке? Единственным и наиболее перспективным выходом из данной ситуации будет продажа данного участка третьим лицам, что в дальнейшем приведет к стимулированию спекуляции полученных бесплатно земельных участков, а также приведет к росту цен на земельном рынке региона. Исходя их этого, формально улучшение жилищных условий произойдет, а фактически ничего не изменится.
В-четвертых, из практики бесплатного предоставления в собственность земельных участков многие муниципальные образования сталкиваются с такой проблемой, как обеспечение указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков. Эти проблемы связаны с отсутствием в бюджете муниципального образования денежных средств на данные виды работ.
Еще одной проблемой при бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан встала подготовка документов территориального планирования муниципальных образований Иркутской области. Многие муниципальные образования на сегодняшнее время таких документов не имеют. Отсутствие документов территориального планирования муниципальных образований не дает возможность запланировать территорию выделения и застройки земельных участков. Разработка документов территориального планирования муниципальных образования Иркутской области позволит после утверждения генеральных планов поселений, предусматривающих расширение территории населенных пунктов, значительно увеличить долю бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с Законом № 8-ОЗ. По состоянию на 25 апреля 2013 года на территории Иркутской области утверждено 14 % документов территориального планирования.
Это лишь не значительный перечень проблем, с которыми столкнулись муниципальные образования региона в настоящее время. И если в дальнейшем не принять меры по их устранению, то не стоит рассчитывать на создание благоприятных условий для удовлетворения интересов граждан и общества, а также для устойчивого развития поселения и страны в целом.
Вопрос улучшения жилищных условий многодетных семей остается открытым, не смотря на проведенные меры и утвержденный Правительством Иркутской области план действий по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей [5].
Так же можно сказать, что Закон Иркутской области от 12 марта 2009 года № 8-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» является одним из инструментов пополнения местного бюджета муниципальных образований. И от того как данным инструментом воспользуется то или иное муниципальное образование зависит доходная часть бюджета муниципалитета.
В связи с этим большое значение приобретает изучение проблем и социально-экономических аспектов реализации стратегии управления земельными ресурсами, которая бы обеспечивала стабильное поступление постоянно увеличивающихся доходов от использования земли. Эти доходы следует направлять на развитие инфраструктуры муниципалитета.
Основной проблемой управления земельными ресурсами муниципального образования заключается в расстановке приоритетов между тактическими и стратегическими целями управления, т. к. земельные ресурсы могут обеспечивать разовые, но крупные поступления в бюджет, при его остром дефиците, или же наоборот, стабильное, но незначительные по сравнению с предыдущими денежные поступления, «дивиденды» от которых органы местного самоуправления получат через несколько лет. Выбор модели управления, приоритет частной или муниципальной собственности зависит от целей, стоящих перед местной Администрацией.
Литература:
1. Григорьев В. В., Острина И. А., Руднев А. В. Управление муниципальной недвижимостью: Учебно-практическое пособие. — М.: Дело, 2009.-350 с
2. Крассов О. И. Земельное право современной России. Учебное пособие. — М.: Дело, 2010. — 624 с.
3. Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://www.kremlin.ru.
4. Официальный сайт Иркутской области: http://www.irkobl.ru