Ключевые слова: антикризисное управление, банкротство, риск-менеджмент, санация.
Термин «антикризисное управление» возник довольно давно.
Антикризисное управление стало одним из самых «популярных» терминов в России в последние десятилетия. И для этого есть весьма конкретные причины. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других — управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.
Антикризисное управление — это совокупность методов, приемов, позволяющих распознавать кризисы, осуществлять их профилактику, преодолевать их негативные последствия, сглаживать течение кризиса. [1] Антикризисное управление — процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния. Основными кризисами, которым подвержена финансово-хозяйственная деятельность субъектов экономики, считаются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности.
В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых. В Российской Федерации с 2005 по 2013 год коэффициент официальной ликвидации вырос более чем в четыре раза с 20,9 до 87,3 единиц на 1 тыс. организаций [1].
Рис. 1. Количество официально ликвидированных организаций на 1 тыс. организаций
Рис. 2. Коэффициент официальной ликвидации организаций по Приволжскому федеральному округу
Словом, широкое внедрение антикризисного управления проблема весьма актуальная, особенно в условиях постепенного усиления налогового и законодательного давления в первую очередь на субъекты малого и среднего предпринимательства. Санация компаний, обладающих потенциалом для модернизации собственных бизнес-процессов, весьма благотворно влияет на ситуацию в конкретных отраслях экономики. В то же время антикризисное управление подразумевает экстренные мероприятия по устранению уже возникшей на предприятии кризисной ситуации в рамках процедуры банкротства.
Причиной всех кризисов в первую очередь является управление (неадекватное, непрофессиональное, злоупотребление или откровенное мошенничество в результате воровства) направленное на преследование целей за пределами задач проекта (государства, министерства, корпорации, фирмы, учреждения). Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений. Эта проблема обусловлена следующими факторами:
а) Отсутствие долгосрочных стратегий развития;
б) Низкая квалификация менеджеров;
в) Низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности;
г) Слабо развитые институты противодействию оппортунистическому поведению менеджмента.
Можно сделать вывод, что, несмотря на многообразие конкретных предпосылок, которые могут привести к кризису на предприятии, в большинстве случаев возникновение таких кризисов тесно связано с проблемами, лежащими в области менеджмента. В этой связи особенно актуально звучит известное выражение советского руководителя: «Кадры решают всё».
Борьба предприятий за выживание в кризисных условиях требует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов. Множество проблем, препятствующих эффективному функционированию фирмы
Антикризисное управление — это технология вывода компании из упадка. В общих чертах — это совершенно конкретные шаги, которые необходимо сделать для реанимации компании, возвращения её к нормальному функционированию, которое осуществляется в несколько этапов:
Рис. 3. Процесс осуществления антикризисного управления
1. Начальный этап — это состояние, когда управляющий или руководитель
- Осознает кризисную ситуацию и изучает правила управления компанией.
- Осуществляет диагностику компании и систематизация проблем;
- Пишет программу;
- Активно продвигает продукцию, делает опросы, изучает спрос. Осуществляет рекламные и PR — акции;
- Готовится осуществлять представительские функции. Может быть, подготовить поставки новых комплектующих, договориться с новыми высококлассными специалистами или подрядчиками, или разработать новый продукт для рынка.
2. Этап реструктуризации — это состояние компании, когда
- руководству приходиться справляться с авралами (перезанимать, выкручиваться, тушить «пожары»). Руководитель на данном этапе
- Начинает применять правила антикризисного управления предприятием, прописанные в программе, делает ошибки и исправляется.
- Обходит устоявшуюся практику.
3. Выход в точку безубыточности.
Дальнейшая деятельность направлена на поддержание работоспособности и экономической эффективности фирмы. Важно не только достигнуть прогресса в преодолении кризисной ситуации, но и предотвратить в обозримом будущем повторения экономических проблем, которые могут поставить фирму на грань банкротства. В качестве основных целей управления, осуществляемого после выхода из кризиса можно указать следующие:
1. Работа над созданием благоприятной репутации фирмы;
2. Дальнейшее совершенствование бизнес-процессов, направленное на повышение эффективности;
3. Анализ и модернизация системы оценки, прогнозирования и нивелирования рисков;
4. Увеличение прибыли компании и конкурентоспособности предлагаемых ей продуктов;
5. Установление взаимовыгодного сотрудничества с заинтересованными партнерами в различных сферах деятельности.
Антикризисный менеджмент — сложная деятельность, которая требует определенных личностных качеств от антикризисного управляющего. Во многом успешность антикризисного управления (как на этапе санации предприятия, так и при осуществлении банкротства) тесно связана с качествами самого управляющего, с уровнем его как теоретической, так и практической подготовки, с умением брать на себя ответственность и принимать решения, с лидерским потенциалом и умением находить взаимовыгодные компромиссы с кредиторами, партнерам, сотрудниками.
В этой связи особенно важно выработать адекватную стратегию поведения, позволяющую решать внутренние проблемы компании, а так же нормализовать взаимодействие с внешними экономическими субъектами. Данная стратегия должна в качестве основы иметь определенную программу мероприятий, позволяющих достичь конечной цели антикризисного управления, исходя из которой и следует выстраивать взаимоотношения с различными субъектами экономической деятельности: партнерами, сотрудниками, кредиторами и должниками.
Словом, антикризисное управление — весьма эффективный инструмент, позволяющий провести необходимые процедуры оздоровления компании, путем внедрения новых, более эффективных процедур управления, изменения существующей бизнес-модели, либо корректировки финансовой политики компании. Проведение санации позволяет сохранить компанию, рабочие места, существующие наработанные связи с партнерами.
Литература:
1. Авдошина З. А. Антикризисное управление: сущность, диагностика, методики [Электронный ресурс] URL: http://www.cfin.ru/management/antirecessionary_managment.shtml
2. Показатели демографии организаций в целом по Российской Федерации / Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-preob/kr1.xls