На сегодняшний день среди ТНК формируется новая логика бизнеса, которая заключается в процветании и успехе компании, которые могут быть основаны только на принципах социальной справедливости и заботы об окружающей среде. Мотивы к прибыли не исчезли, но изменилось постепенно видение того, как можно производить прибыль. Развитие компании стало пониматься как развитие бизнеса в целом комплексе сложных и взаимосвязанных составляющих. Например, как можно добиться успеха при одновременной экономии ресурсов? Или как можно увеличить сбыт продукции при меньшем воздействии на окружающую среду? Как можно улучшить качество продукции при увеличении безопасности труда? Все эти вопросы стали восприниматься как нормальные в ежедневной практике деятельности ТНК. В данной статье будет рассмотрено, как эти принципы работают и используются крупнейший производитель персональных и планшетных компьютеров, аудиоплееров, телефонов, а также программного обеспечения.
Компания Apple Computers Inc. была основана Стивом Джобсом и Стивом Возняком в 1976 г. Уже в самой модели производственного продукта был заложен “зеленый” принцип экономии — вместо огромного, размером с комнату, компьютера, что изготавливала IBM (в самом названии Business Machine предназначение компьютера для потребностей бизнеса, а не человека), персональный, миниатюризированный компьютер, который можно разместить каждому на рабочем столе. Понятное дело, что такой компьютер требовал меньше места, меньше затрат и материалов, меньше потреблял энергии. Однако Apple конечно не ставили такой экологической цели в начале своей деятельности, просто попали на волну этой экономии 70-х, когда все продукты стали меньше и экономнее — вместо катушечных магнитофонов кассетные, вместо полноразмерных автомобилей — малолитражные, вместо больших квартир — малогабаритные. Тем не менее, экономия остается важной чертой деятельности компании с самого начала и до сих пор: новый Mac mini представляет сегодня самый экономичный компьютер в мире, он требует всего 10 ватт электроэнергии для работы, что меньше, чем потребляет электрическая лампочка энергосберегающего типа.
Сознательно планировать действия по охране окружающей среды и устойчивому развитию Apple начала в 1990 г., именно тогда была утверждена программа компании по охране окружающей среды. Эту деятельность компании можно разделить на несколько частей: во-первых, это отказ применения в производстве вредных для здоровья людей компонентов; во-вторых, это политика отслеживания воздействия на окружающую среду продукции компании (во время всего жизненного цикла продукции — например, энергопотребление компьютеров или телефонов, или утилизация компьютеров и планшетов); в-третьих, это экономичность и экологичность самого производства или обслуживания компьютеров и программ (например, принципы обслуживания серверов, где хранится информация iCloud); в-четвертых, экологическая политика в отношении внешних поставщиков компонентов. Рассмотрим по порядку эти направления деятельности в области “зеленой” экономики.
1) Apple постепенно отказывается от всех вредных для здоровья человека веществ в составе своей продукции. С 1991 г. компания не использует свинец в производстве аккумуляторов, а с 1994 г. постепенно отказывается от никелево-кадмиевых аккумуляторов, свинец и кадмий в строго ограниченных количествах используются при производстве кабелей в компьютерах, с 2000-х гг. компания отказывается от применения вредных веществ (тетрабромобисфенола А) в производстве пластиковых деталей корпусов компьютеров и телефонов, с 2007 г. компания не выпускает печатных плат содержащих бром, также отказывается от ртути и мышьяка в производстве дисплеев (Apple была первой компьютерной компанией, которая полностью перешла на жидкокристаллические дисплеи вместо электронно-лучевых, которые содержат много больше вредных веществ и потребляют больше энергии [1]. Кроме того, Apple с 1990-х гг. не использует фреона, разрушающего озоновый слой планеты, в производстве компьютеров и телефонов, а поливинилхлориды не используются в упаковке продукции. Например, сегодня iPhone последнего поколения занимает второе место в ряду самых безопасных телефонов для потребителя.
2) Каждый элемент в производстве продукции компании систематически рассматривается с точки зрения влияния на окружающую среду: производство, эксплуатация и утилизация продукта оцениваются с позиции выброса парниковых газов. Производство, добыча сырья и транспортировка ответственны за 60 % суммарного объема выбросов парниковых газов. Вот примеры новых экологических технологий Apple: корпус unibody позволяет сделать MacBook и iPad более тонкими, и в то же время — более прочными; при производстве новейшего iMac используется технология ротационной сварки (трением) что требует на 68 % меньше материалов. С 2009 г. внедрена система анализа выбросов парниковых газов за весь жизненный цикл каждого продукта компании. Это важно, поскольку существенная часть парниковых газов получается не вследствие производства продукта, а его эксплуатации. Поэтому все продукты Apple почти в 2 раза превышают требования национальных законодательств к энергоэффективности продукции, а некоторые — IPad mini, в 6 раз [1].
3) С 1996 г. все производство компании сертифицировано по стандарту ISO 14001. Это значит, что не сам продукт, а производственный процесс организован с точки зрения экологического менеджмента. Учитываются все возможные средства и методы экономии ресурсов и издержек, технологии для уменьшения влияния на окружающую среду. Уровень вторичной переработки достигает 66 % (от выпущенных в 2003 г. товаров компании). Многие производственные площадки — в Купертино, в Остине, в Мюнхене — используют возобновляемые источники энергии. Средний уровень использования энерговозобновляемых источников — 75 %, а в будущем компания предполагает полностью перейти на использование только возобновляемых источников энергии — солнечные, ветровые, гидроэнергетические и геотермальные источники.
4) В 2005 г. Apple вводит свои правила для поставщиков компонентов (большинство их расположено в КНР — около 400, для сравнения в США — 60, в Канаде — 1, во Франции — 5), все они обязаны придерживаться общей политики экологической и социальной ответственности Apple. Только в 2012 г. компания провела больше 200 аудиторских проверок своих поставщиков, и в том числе с позиции соблюдения поставщиками социальных гарантий и влияния на окружающую среду. Компания проводит Worker Rights Trainings, обучая работников своих поставщиков знаниям своих социальных прав и обязанностей, предлагая свое понимание принципов справедливых взаимоотношений работника и работодателя. Apple считает, что каждый работник имеет право на безопасное для здоровья рабочее место и на справедливую и честную оплату труда [2]. В области охраны окружающей среды в деятельности поставщиков Apple проводит политику совместного анализа и оценки рисков воздействия на природную среду, а также внедряет программу чистой воды (Clean Water Program), которая обеспечивает рециркуляцию и повторное использование воды в производстве.
Однако не все согласны с тем, что продукция Apple отвечает зеленым стандартам. Например, не смотря на высокие оценки MacBookPro (Retina), некоторые замечают, что этот продукт никак не может считаться “зеленым”, поскольку все элементы (например, аккумулятор) намертво вклеены в плату, они не могут быть заменены при ремонте. Это касается и IPhone и IPad, при этом иногда аккумулятор может “умереть” после 12 месяцев работы. [3]. Организация Greenpeace даже обвиняет Apple в намеренном экологическом обмане покупателей, что получило название “greenwashing”. Сам этот термин был выработан в 80-х, когда многие сетевые отели в мире установили таблички в номерах, призывающие постояльцев гостиниц воздерживаться от требования ежедневной смены полотенец. Так якобы достигается экономия воды и снижается загрязнение стиральным порошком окружающей среды. На деле все было сделано просто чтобы принести дополнительную прибыль владельцам отелей, эти сетевые отели не сделали ничего, чтобы в реальности продвинуться к принципам “зеленой” экономики [4]. Так и Apple, подчеркивая экологичность своей продукции, вводит покупателей в заблуждение, не обеспечивая широкой возможность ремонта своей продукции. Это прямой отклонение от принципов устойчивого развития. Тем не менее, прогресс Apple в сфере устойчивого развития и “зеленой” экономики очевиден. Из команды отстающих в сфере “зеленой” электроники Apple превратилась в лидера, утверждая прежде всего принцип “green glasnost” — “зеленой гласности” (термин ввел Todd Woody, журналист Forbes в статье “How Apple Went From Environmental Laggard To Leader” [5], Apple делает много для того, чтобы перейти на возобновляемые источники энергии и снизить вредное воздействие на природу производственных мощностей, расположенных главным образом в Китае.
Литература:
1. Официальный сайт Apple http://www.apple.com/ru/environment/our-footprint
2. Официальный сайт Apple http://www.apple.com/supplier-responsibility
3. http://ifixit.org/blog/3525/the-retina-macbook-pro-was-verified-epeat-gold-but-its-not-green
4. Greenwashing — http://en.wikipedia.org/wiki/Greenwashing
5. How Apple Went From Environmental Laggard To Leader, 2/22/2012 www.forbes.com/sites/toddwoody/2012/02/22/how-apple-went-from-environmental-laggard-to-leader