Молодое поколение сегодня считается объектом оказания влияния со стороны социальной структуры общества. Проектирование и управление этой структурой осуществляется с помощью системы «социально-информационных модулей», называемых социально-культурными институтами. Согласно точке зрения А. Я. Флиера, сущность социально-культурного института состоит в том, что он объединяет людей на организационной основе для общей деятельности по удовлетворению их потребностей, или решения социально-культурных задач [1, 219-б.]. Одним из начальных социально-культурных институтов в жизни молодого поколения является семья, которая играет своеобразную и важную роль в общественно-культурном развитии.
Понятие «социально-культурное развитие молодого поколения» не встречается в словарях, справочниках, учебниках и учебных пособиях и не имеет распространённой научной трактовки. Однако, в диссертациях некоторых авторов приводится анализ определений «развитие», «культурное развитие», «социальное развитие», и поясняется понятие «социально-культурное развитие детей». Например, социально-культурное развитие молодого поколения — это процесс создания различными социально-культурными институтами условий для перехода на начальном этапе жизни человека в ещё более усовершенствованное состояние. При этом с помощью воспитания и обучения происходят количественные и качественные изменения, проявляются способности и особенности человека, а для освоения им ценностей, норм и установок, присущих данному обществу или социуму, даются возможности овладеть культурными средствами, формами и методами.
В социально-культурном развитии молодого поколения семья считается важным социально-культурным институтом. Она посредством семейной среды и в результате влияния семьи оказывает влияние на данный процесс.
Социально-культурное развитие молодого поколения осуществляется по нескольким направлениям. В каждом из этих направлений семья играет особую роль. Среди основных направлений можно выделить нижеследующие:
- формирование и усовершенствование характера;
- развитие способностей молодёжи на основе имеющихся возможностей и дарований;
- овладение культурными средствами и культурными формами;
- усвоение ценностей, норм и установок.
Первое из них относится к индивидуально-психологическим особенностям человека. Индивидуальные особенности же, в свою очередь, составляют характер человека. Формирование и совершенствование характера происходит в условиях вхождения в различные социальные группы. Одной из таких социальных групп считается семья. Какой будет степень развития семейных взаимоотношений, формированин особенностей характера членов этой семьи будет такой же, так как то, как будет ребенок относиться к окружающим его людям, вещам, к работе, к себе играет важную роль в формировании его характера. В отношении человека к другим людям проявляются такие черты его характера, как принципиальность и беспринципность, общительность и уравновешенность, почтительность (вежливость) и непочтительность, честность и лживость. Отношение к себе проявляется в таких чертах, как гордость или ущемленность, вера и неверие в свои силы, зазнайство и самоотверженность. Отношение к работе проявляется в деловитости, серьёзности, исполнительности, инициативности, ответственности и пр. [2]. Какие особенности сформируются в ребенке с возрастом, зависит во многом от семьи.
Точно также, воспитание ребенка, овладение им различных умений и навыков, формирование его способностей зависят от семейного воспитания и образования. Хотя при рождении у детей нет никаких способностей, имеются предпосылки и факторы для их развития. Существует много природных, естественных факторов способностей, на основе которых могут формироваться различные способности. Обычно, способности ребенка в какой-либо сфере распознают родители. Поэтому они обучают своего ребенка рисованию, пению, танцу, сочинению стихов и другим вещам (это зависит от умений членов семьи). На практике же, способности детей могут быть определены только в процессе специального обучения. Не каждая семья имеет возможность для специального обучения ребенка, но думая о будущем своего ребенка, она может обратиться к соответствующему социально-культурному институту образования.
Другое направление социально-культурного развития осуществляется путём обучения родителями своего ребенка родному языку, счёту, письму и др. Дети, после достижения ими годовалого возраста, проявляют потребность в общении со взрослыми. Общение ребенка со взрослыми — это первичная социальная потребность детей. Вначале взрослые создают для ребенка условия для понимания речи, обучают говорению. Когда ребенок пойдет в школу, родители помогают ему готовить уроки. В обучении ребенка культурным средствам, не зависящим от школы, велика роль родителей. При этом овладение культурными формами занимает особое место.
По мнению культурологов, первая сфера культурного мира (духовная культура) включает в себя такие формы, как религия, искусство, философия и др. Вторая сфера — социальная культура — состоит из нравственной, правовой и политической культуры. Третья сфера — технологическая культура включает в себя обработку материалов и культуру их усвоения, выполнение, подготовку чего-либо. С педагогической точки зрения, к культурным формам относятся инструменты, образы и другие. Семья создаёт для ребенка условия для овладения им культурных форм, служащих для обеспечения его потребностей. Роль семьи в процессе овладения культурными формами выражается в близости ребенка к религии, видам искусства, в изучении танцев, исполнении песен, создании своими руками различных образцов творчества.
Ещё одно направление социально-культурного развития усвоение детьми ценностей, норм и установок. Здесь важную роль играют семейная среда жизнедеятельности, обычаи, образ жизни семьи. Каждая семья имеет свои общественные потребности и установки, семейные ценности, нравственные нормы и традиции, отношения членов семьи друг с другом и с окружающими. Для детей внутренние взаимоотношения в семье являются образцом для социальных отношений. На этой основе дети, повторяя поведение родителей, имеют представления и усваивают роли в семье, отношения супругов, родительский долг, усваивает нормы семейного поведения..
Надо отметить, что сегодня особенно в сельской местности многие семьи в первую очередь заняты тем, что выполняют хозяйственные функции. В ряде семей воспитание и образование детей имеет стихийный характер. Большинство же родителей не имеют достаточных знаний для участия в развитии своих детей или же не в состоянии уделить для этого время. По нашему мнению, для того, чтобы помочь родителям в этом деле и чтобы улучшить состояние, необходимо разработать специальные программы, направленные на социально-культурное развитие.
Литература:
1. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии.- М., 2000.
2. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 5–19.