Признаком развитости социально-экономической системы региона среди прочих показателей является рекреационный потенциал.
Рекреационный потенциал территории — это вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории; способность природной территории оказывать на человека положительное физическое, психическое и социально-психологическое воздействие, связанное с отдыхом [2, с. 29]
Эффективное управление туристско-рекреационным комплексом как территориальной системой предполагает поиск, внедрение и адаптацию к конкретным экономическим условиям функционирования экономической системы региона, инновационных инструментов и методов совершенствования процессов принятия управленческих решений.
Туристско-рекреационный комплекс Самарской области в настоящее время представляет собой систему со средним уровнем экономического развития. На сегодняшний момент в области имеются: для культурно-познавательного туризма — 150 туристических маршрутов; для экологического туризма — 52; для паломнического туризма — 23; для событийного туризма — 10; для экстремального туризма — 29. Наличие в Самарской области памятников природы (580 объектов), истории (3636 объектов), религиозных объектов, а также значительных культурно-рекреационных возможностей является хорошей предпосылкой для создания востребованных туристских программ [3, с. 43]. Кроме того, следует отметить устойчивую положительную динамику увеличения количества объектов инфраструктуры в Самарской области.
Самарский регион представлен следующими видами туризма: отпускной, оздоровительный, познавательный, спортивный, деловой, событийный, экологический, паломнический, геологический, индустриальный, бизнес-туризм.
Благоприятная культурная и природная ситуация в Самарской области способствует развитию новых альтернативных форм туризма, например экстремального туризма, и созданию аналогичной инфраструктуры в этих сферах.
Очевидно, что в Самарской области представлены все возможности для развития туризма, в том числе сочетание различных его видов.
Являясь центром деловой, финансовой, политической, научной, духовной и культурной жизни Поволжья, Самарская губерния имеет уникальный потенциал развивать наиболее перспективные виды туризма, что позволяет существенно разнообразить предложение и повысить конкурентоспособность туристского продукта области. Однако конкуренция со стороны международного туризма вынуждает туристско-рекреационный комплекс региона искать пути адаптации к новым условиям [1].
Анализ факторов, таких как: географическое положение, инженерная и транспортная инфраструктура, природные ресурсы и экологические условия, информационное пространство и др. позволит выявить сильные и слабые стороны развития туристского кластера Самарской области (таблица 1).
Таблица 1
SWOT-анализ туристско-рекреационного потенциала Самарской области
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Выгодное географическое расположение. Богатое природное, историческое и культурное наследие. Высокая транспортная доступность: наличие речного, железнодорожного и автовокзала, аэропорта. Относительно стабильная политическая и социально-экономическая ситуация. Наличие крупных промышленных объектов, привлекательных для бизнес-туристов. Высокий рекреационный потенциал: уникальное разнообразие природного комплекса. Наличие культурных, спортивных, развлекательных мероприятий, имеющих всероссийский и международный характер. |
Неразвитость туристской инфраструктуры. Низкий уровень материально-технической базы большинства мест оказания туристических услуг Плохое состояние дорог, улиц, парков, низкий уровень благоустройства области Отсутствие гибкой системы стимулирования субъектов сферы туризма области на внутреннем туристском рынке. Отсутствие инвестиций и инвестиционных предложений развития сферы туризма в области. Отсутствие единого сформированного туристического имиджа и недостаточно эффективное распространение рекламных информационных материалов о туристском потенциале Самарской области в России и за рубежом. Слабая информированность населения о туристском потенциале региона. |
Возможности |
Угрозы |
Развитие туризма в Самарской области на основе исторических, религиозных и природных достопримечательностей является потенциально крупным источником доходов для области, может существенно улучшить ее репутацию и инициировать экономическое развитие региона. Участие Самарской области в конкурсах по организации и развитию отдельных перспективных видов туризма: культурно — познавательный, экологический, сельский, военный, этнический и т. д. Включение в федеральные программы и проекты. Участие в туристических выставках, ярмарках, фестивалях, конференциях и спортивных мероприятиях на российском и международном уровнях. Привлечение инвестиций малого и среднего бизнеса в туристскую индустрию Самарской области. Развитие инфраструктуры и улучшение объектов показа области. |
Высокий уровень конкуренции с другими регионами Поволжья в предоставлении туристических услуг. Недостаток информации об области приводит к отвлечению внимания потенциальных туристов от региона. Недостаток собственных финансовых ресурсов, направляемых на поддержание, реконструкцию достопримечательностей. Разрушение исторического наследия. Изменения предпочтений потребителей (увеличение спроса на отдых за рубежом). Экологические катастрофы и катаклизмы. Конкурентное преимущество других субъектов Российской Федерации в сфере развития туризма и в области привлечения федеральных средств на инвестиционные проекты. |
Общий SWOT-анализ туристско-рекреационного потенциала Самарской области, приведенный выше, показал, что имеющиеся возможности в настоящее время не реализовываются в полной мере. В Самарской области огромное число мест «упущенных возможностей», которые можно было бы развивать и сделать известными на всю страну. При безусловном потенциале и обеспеченности отдельно взятых направлений объекты туристско-рекреационного комплекса региона не функционируют скоординировано, как единый механизм.
К факторам, сдерживающим развитие туризма в Самарской области, также можно отнести:
1. Низкую конкурентоспособность Самарского турпродукта по цене и качеству.
2. Отсутствие системы статистического учета, что не позволяет оценить динамику отрасли области в целом и четко просчитать бюджетную эффективность государственной поддержки развития внутреннего и въездного туризма.
3. Недостаточный уровень развития сферы дополнительных услуг (транспортных, услуг гидов-экскурсоводов, гидов-проводников и других).
Управление развитием туристской отрасли Самарской области, в первую очередь, должно базироваться на междисциплинарном подходе к экономике туризма. В этой связи в реализации программы по развитию рекреационного направления наиболее целесообразным и перспективным методом является кластерный подход.
Стимулированию и регулированию процесса формирования конкурентоспособного туристического кластера должна способствовать государственная поддержка. Основными задачами государственного регулирования, в данном контексте, является децентрализация и диверсификация ресурсов, благодаря чему в относительно короткий период можно обеспечить качественный переход от структуры разрозненных предприятий к четко функционирующему туристско-рекреационному кластеру, действующему на принципах государственночастного партнерства и вовлечения в туристическую деятельность максимально возможного объема туристских ресурсов региона.
Реализация настоящих задач будет способствовать:
- усилению конкурентных преимуществ создаваемого туристического продукта,
- обеспечит географическую концентрацию компаний на подготовленных и оборудованных коммуникациями и обеспеченных проектными решениями территориях,
- повысит занятость населения.
Это приведет к увеличению туристического въездного потока, а, следовательно, к росту поступлений в бюджеты всех уровней.
Развитие туристско-рекреационного потенциала на территории Самарской области требует системности и комплексности, поскольку сама туристская отрасль носит ярко выраженный межотраслевой характер, задействует самые разные секторы экономики, культуру, природное наследие и другие сферы. С учетом этого для эффективного функционирования и стабильного развития туристско-рекреационного комплекса Самарской области необходимо:
- развитие инфраструктуры туристической отрасли и совершенствование материально-технической базы мест оказания туристических услуг региона за счет привлечения российских и иностранных инвестиций, в т. ч. реконструкция действующих и создания новых туристских объектов и средств размещения;
- формирование конкурентоспособного туристского продукта области, в т. ч. разработка новых маршрутов регионального и межрегионального уровня, создание оригинальных туристических объектов;
- укрепление партнерских взаимоотношений Самарской области в сфере туризма;
- подготовка и переподготовка кадров для туристической отрасли области, научное обеспечение туристской деятельности;
- развитие событийного туризма с использованием ключевых событий в жизни Самарской области и своевременное информирование о них;
- превращение г. Самары в современный международный центр деловой активности, привлечение бизнес-туристов из-за рубежа и из других регионов России;
- развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего;
- повышение эффективности маркетинговой политики в области продвижения Самарского турпродукта, активизация рекламно-информационной деятельности, направленной на формирование имиджа Самарской области как крупного центра туризма и продвижение его на российский и международный туристические рынки.
Литература:
1. Министерство спорта Самарской области [электронный ресурс]: Областная целевая программа «Развитие туристско-рекреационного кластера Самарской области» на 2011–2014 годы. — Официальный сайт Министерства спорта Самарской области. — Режим доступа: http://mstm.samregion.ru/base/strategy/3736.
2. Кусков, А. С. Основы туризма/А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. — М.: Кнорус, 2011.
3. Мифтахова, Л. Т. Туристско-рекреационные ресурсы Самарской области как ядро формируемого туристско-рекреационного кластера/Л. Т. Мифтахова//Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2013. — № 11 (109). — С. 43–49.