Социальные институты являются важнейшим средством общественных отношений и деятельности, структурирующим различные образования социума. [5] Несмотря на то, что приоритетами проведения социальной политики обладает государство, роль местного самоуправления в обеспечении жизненных потребностей общества неоспорима. Местное самоуправление решает задачи преимущественно обслуживающего характера: усилиями муниципалитетов эффективно преодолевается значительное количество социальных проблем. [3] Например, в РФ за счёт поместных бюджетов практически на 100 % финансируется среднее образование, система здравоохранения — на 85 %, и детские дошкольные учреждения — на 60 %, не считая ЖКХ.
Под понятием «социальная сфера» понимается определённая сфера деятельности (к примеру, отношений), либо граница распространения влияния, интересов. Управление ресурсами социальной сферы обладает особой спецификой. [5] Ведь именно по причине своей первостепенной значимости для повышения качества жизни общества и успешного решения социальных задач, требуют рассмотрения и значительного усовершенствования вопросы ресурсообеспечения полномочий и эффективной организации институтов местного самоуправления. Без глубокого понимания роли социальной организации — невозможно обеспечение качественной жизни населения. [9]
В связи с неуклонно растущей значимостью муниципального самоуправления, актуальным является уточнение понятий и терминологии, касающейся сектора современного муниципального управления, детальный разбор того, что представляет собой местное самоуправление (в качестве системы управления локальной территорией) не только в плане обеспечения своевременного решения муниципальных вопросов о предоставлении жизненно важных услуг населению, но в том числе вопросов управления политическим, социальным и экономическим процессом локального социума. [10] Цель статьи — обозначить проблемы управления ресурсами муниципальной сферы и предложить пути их решения для максимального удовлетворения населения территориальных единиц организацией услуг, предоставляемых муниципалитетом.
Можно выделить такие потребности оптимизации социальной сферы:
- Необходимость выявлять источники ресурсного потенциала муниципальных образований и классифицировать их согласно видам и функциональности, степени мобильности, роли в процессе производства ресурсов; нуждаются в чётком определении функциональные и содержательные грани муниципальной социальной политики, которые позволяли бы показывать этапы её реализации на муниципальном и государственном уровне, а также приоритетные направления развития социальной сферы.
- Необходимость разработки системы обеспечения устойчивого развития социальной сферы муниципальных образований, в основу чего должно быть положено формирование производственно-социальных объединений, в которые для обеспечения мобилизации ресурсов по решению социальных задач будут включены институты социальной сферы и финансово-кредитные институты.
- Потребность в обосновании рационализации (и направлений рационализации) ресурсообеспечения для расширения социальной сферы муниципальных образований, на основании организации механизма наблюдения и оценки ресурсообеспечения социальных программ и утверждения систем стратегического планирования.
Для максимальной эффективности работы органам местного самоуправления при процессе разработки определённых финансово-экономических и организационных решений по ресурсообеспечению отраслей социальной сферы нужно использовать современные научные исследования, в частности, в качестве примера пользоваться выявленными и систематизированными позитивными тенденциями развития муниципальных систем за рубежом. Это позволяет разработать обоснованные собственные подходы к поиску эффективно действующих моделей местного самоуправления. [1]
Имеющиеся модели местного самоуправления говорят про отсутствие стандартной схемы их территориальной организации. Разработка и использование модели наблюдаемого самоуправления или модели автономного местного самоуправления используется для определения наиболее эффективной организационной структуры местной власти и рамок экономической самостоятельности муниципалитетов. Сегодня мы можем наблюдать, как стираются различия между различными моделями местного самоуправления, образовываются комбинированные формы ресурсообеспечения социально-экономического развития муниципальных образований.
Особенная роль органов местного самоуправления включает в себя реализацию социальной политики с помощью конкретизации способов, механизмов и методов достижения целей, определяющихся федеральными, региональными уровнями власти. С позиций целевого критерия, именно местный уровень позволяет максимально учитывать специфику потенциала ресурсов для успешного социального развития территориальной единицы.
Изучение подходов к определению термина социальной политики позволяют вывести его обобщённую трактовку. Социальную политику предлагается понимать как ориентированную на развитие социальной сферы общества деятельность социальных и политических институтов государства, предполагающую улучшение качества и условий жизни населения. Поскольку в современных условиях основную деятельность местные органы власти направляют на создание и поддержание качественного уровня жизни, т. е., проводят активную социальную политику, муниципалитет считается институтом социального обслуживания граждан, а рост позитивных социальных показателей в результате его работы следует рассматривать в качестве основной цели развития любой муниципальной экономики. Социальная сфера жизни граждан выступает совокупным предметом социальной политики. Согласно мнениям экспертов, изначально связывать социальную сферу с конкретными отраслями экономики не следует. Более целесообразно рассматривать её во взаимодействии с теми социально-производственными отношениями, которые формируются непосредственно в катагенезе удовлетворения социальных потребностей.
Поскольку главным образом социальная сфера служит для обеспечения общества разнообразными услугами и благами, её развитие, во-первых, повышает социальные качества человеческого фактора страны, во-вторых — обеспечивает социальную стабильность населения, необходимую, в свою очередь, для благополучного протекания и дальнейшего развития экономических процессов. [4]
Концепция «качества жизни» отличается от понятия «уровень жизни» изначальной ориентацией на множество понятий, близких к экзистенциальным, и тесно связана с характеристиками благополучного капиталистического общества, так сказать — концептуализированое благополучие. Критерием качественности жизни выступает устойчивая повседневность. [15] В развитых и экономически-благополучных странах Западной Европы реализация основных долей социальных расходов страны давно приходится именно на местное самоуправление. Основным предметом для реформ в местном самоуправлении зарубежных стран стало увеличение количества муниципалитетов, а вследствие роста числа общественных задач, соответственно, возрастала необходимость их выполнения. В то же время, параллельно происходила ликвидация слабых в ресурсообеспечении муниципалитетов сельских поселений и малых городов. Региональное самоуправлениерассматривается в западных странах одним из основных средств для укрепления социальной и экономической сплоченности. Для усиления она постоянно реформируется и в настоящее время имеет чётко определенные объекты, субъекты, цели, а также развитую систему инструментов, которые используются для решения региональных проблем страны. Любопытна система принципов, лежащих в основе региональной европейской политики, а именно принципов программирования, концентрации, дополнительности, партнерства и субсидиарности. Они могут использоваться практически в полном объёме в странах рыночной экономики, и в модифицированном виде — в переходных экономиках. [8]
В отличие от западных, острой проблемой российских муниципалитетов выступает несоответствие объёма полномочий с имеющимися в распоряжении финансовыми ресурсами. Недостаточность обеспечения ресурсами — серьёзный вопрос и один из главных факторов, препятствующих муниципальным органам полноценно выполнять свои социальные функции. Кроме этого, муниципальные образования зависят от разных факторов, нарушающих ресурсную систему: дефицит, плохое состояние отдельных ресурсов, государственное регулирование или изменение в макроэкономической ситуации. [10] Система приоритетов, механизмы разумного использования ресурсов, которые выделяются на социальные цели, должны быть правильно выстроены и подвержены строгому контролю, как перспективные направления работы социальной сферы муниципальных образований. [11]
B наше время происходит нескончаемый поиск всё новых путей ресурсообеспечения реализации полномочий муниципалитетов. Для этих целей к помощи в решении социальных проблем муниципальных ассоциаций активно привлекается частный бизнес, кроме того, расширяются шансы органов местного самоуправления касательно участия в предпринимательской деятельности.
Единой модели местного налогообложения в области ресурсообеспечения деятельности муниципалитетов нет. Тем не менее, для него имеется общее требование: облагаемая база обуславливается предоставляемыми местному сообществу услугами или затратами сообщества. [6]
Методика комплексного управления ресурсами, которые состоят на балансе муниципальных образований, предусматривает достижение поставленных экономических и социальных задач при формировании систем территориальных балансов, управлении муниципальными проектами, использовании инструментов бюджетирования. Как результат применения вышеперечисленных инновационных методов управления ресурсами, возникает вероятность создания системы многовариантного ресурсного обеспечения деятельности социальной сферы сельских и городских поселений.
Автор считает, что разрабатывая актуальные направления модернизации управления ресурсами современной социальной сферы муниципальных образований, в первую очередь надо отметить необходимость применения потенциала саморазвития территории. Рекомендуемое территориальное социально-производственное объединение позволяет создавать условия, позволяющие мобилизировать местную ресурсную базу, основанную на организации партнёрской и взаимовыгодной экономической связей между учреждениями социальной сферы и муниципалитетом, финансово-кредитными учреждениями и промышленными предприятиями. [13]
По мнению автора, с особым вниманием следует отнестись к внедрению методики стратегического планирования в традиционную практику муниципального образования. [9] Стратегическое планирование представляет собой эффективный инструмент по достижению приоритетных целей относительно социального развития территориальной единицы. Рациональная разработка стратегических планов разрешает устранить разрозненность между программами социально-экономического развития, которые принимает муниципалитет, сбалансировать количество ресурсов, необходимых для реализации целей, с тем объёмом, который имеется в распоряжении.
Необходимость детальной разработки ресурсообеспечения решения социальных задач и систем мониторинга социального процесса имеет целью повысить обоснованность управленческих решений, которые предполагают достижение результативности работы объектов социальной сферы, их обеспечения в положенные сроки необходимыми для функционирования ресурсами.
Например, гарантировать достижение целей и урегулировать большинство проблем стратегического управления позволит создание базы данных со всеми имеющимися типами ресурсов развития муниципального образования.
И, в качестве контролирующего фактора, необходимо массово вводить организацию постоянного мониторинга ресурсного обеспечения соцразвития, который, будучи несколько затратным мероприятием, тем не менее, успешно помогает формированию адекватного представления городской администрации про реальные потребности населения, степень его удовлетворения получаемыми социальными услугами, про общее развитие социальных тенденций. [2]
Рациональное управление ресурсами социальной сферы муниципального образования и модернизация этой сферы послужит совершенствованию государственного регулирования регионального развития, улучшит действующую систему местного управления и самоуправления в России, позволит ускорить дальнейшую демократизациию российского общества, повысит эффективность функционирования его социально-политической и экономической систем, усилит положение России на европейских рынках, в международных структурах и организациях.
Литература:
1. Аверин А. Н. Муниципальная и социальная политика и подготовка муниципальных служащих. Учебное пособие. М.: Флинта. 2005. — 96 с.
2. Бараненко С. П., Дудин М. Н., Лясников Н. В. Инновационный менеджмент. М.: Центрполиграф. 2010. — 287 с.
3. Бабосов Е. М. Социальное управление: Учебное пособие для вузов. М.: ТетраСистемс. 2008. — 432с.
4. Дуброва Т. А. Прогнозирование социально-экономических процессов. М.: Маркет ДС Корпорейшн. 2010. — 192 с.
5. Иванов А. Н., Методология системного исследования правового социума, «Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева», серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии», № 4, 2013 г.
6. Иванова В. Н. Социальный менеджмент. М.: Гардарики. 2009. — 296 с.
7. Кудрина Е. Л., Рудич Л. И., Утин Е. В. Система планирования в учреждениях социально-культурной сферы: Учебное пособие. 3 -е изд., М.: ФАИР, 2007. — 224 с.
8. Луков В. А. Социальное проектирование: Учебное пособие М.: Флинта. 2007– 240 с.
9. Недосека Е. В., Исследование социокультурной организации досугового пространства города в сфере культуры и искусства. ВАК «Проблемы развития территории» № 2, 2014 г., с. 70
10. Прохорова О. К., Оценка и регулирование интеграционных процессов муниципальных образований. ВАК «Управление экономическими системами» (УЭкС) 11/2013 г.
11. Райзберг Б. А. Государственное управление и администрирование в экономике и социальной сфере. — М.: Экономистъ. 2007.– 210 с.
12. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Социальная политика в современной России: реформы и повседневность. Монография. М., Вариант, 2008.
13. Смирнов С. Н., Сидорина Т. Ю.. Социальная политика. М.:Изд.дом ГУ ВШЭ, 2004.
14. Формы занятости населения в инновационной экономике / Под ред. Р. П. Колосовой, Т. О. Разумовой, М. В. Луданик. — М.: МАКС-Пресс, 2008. — 15 п.л.
15. Щекотин Е. В., Качество жизни в турбулентном социуме с точки зрения социологии повседневности. «Вестник Томского госуниверситета» № 380, 2014 г., с. 62–66.