Детство дошкольника — это ответственный период развития ребенка в психическом плане. Это возраст первоначального фактического формирования личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например общение со сверстниками и взрослыми, игра, но и происходит закладка познавательных способностей. В сфере личностной формируются элементы регуляции поведения волевом отношении, иерархическая структура потребностей и мотивов, дифференцированная самооценка. Идет усвоение нравственных форм поведения. При нарушении любого механизма или звена данной структуры развития ребенка весь дальнейший ход развития может пойти не так, как хотелось.
Младший дошкольный возраст— это период от одного года до трех лет. На данном этапе идут изменения в ситуации социального развития, личностной, познавательной сфере.
В младшем возрасте предметы для ребенка являются не простым объектом, а вещью, которая имеет определенный способ потребления и назначение. Ребенок пытается овладеть все более новыми свойствами предмета, и роль взрослого в данный момент возрастает т. к. он является наставником помощником в ситуациях, затруднительных для ребенка. Знать, для чего предназначен предмет, — это еще не гарантия того, что он будет употребляться по назначению, но важнее то, что ребенок уже будет знать где, когда и как его необходимо использовать. Например, узнав о том, что карандаш нужен для рисования, ребенок все же может им что-то капать.
Вначале предмет и действие в понимании ребенка взаимосвязаны. Но в какой-то момент происходит разделение предмета и действия. Можно выделить три фазы развития взаимосвязи действия и предмета:
1) с предметом можно выполнять любые действия;
2) предмет нужно употреблять только по назначению;
3) когда известно истинное назначение предмета, то его возможно свободно употребить.
По Д. Б. Эльконину можно выделить 2 направления развития предметной деятельности:
Первое направление — развитие действия от «вместе со взрослым» до «самостоятельности» в исполнении. Путь развития действия от «вместе со взрослым» к «самостоятельности» был рассмотрен А. И. Мещеряковым и И. А. Соколянским. Они доказали, что в ведении взрослого сначала находятся ориентация, исполнение и оценка действия. Например, это проявляется в том, что взрослый руками ребенка производит какие-либо действия. Затем происходит выполнение совместного или частичного действия, т. е. взрослый его начинает, а ребенок продолжает. Потом происходит показ и в конце концов указание речевое
Второе направление — развитие способов и средств ориентации ребенка при осуществлении действия. Оно проходит несколько этапов.
В период раннего детства начинают развиваться память, речь, восприятие, мышление. Этот процесс характеризуется развитием процессов познания и возникают их произвольности.
Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями (целостностью восприятия предмета), сенсорными эталонами (возникают эталоны ощущений: световые, обонятельные, звуковые, тактильные, вкусовые, обонятельные). Проще говоря, процесс восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации признаков, качеств, свойств; на их основе составляется определенный образ; сравнение данных образов с предметами, окружающими ребенка. Таким образом он учится делить предметы на группы: мячи, куклы, машинки, вилки и т. д.
Начиная с года активно развиваются познавательные процессы окружающего мира. Ребенок возрастного периода от года до полутора лет для того, чтобы выполнить одно и то же действие использует различные приемы, а с полутора до двух лет он способен решать проблему приемом догадки, т. е. ребенок избегая метода проб и ошибок, неожиданно находит выход из ситуации.
Восприятие меняется у ребенка со второго года жизни. Он научился влиянию одного предмета на другой, ребенок способен предвидеть конечный результат ситуации, например, перемещение одного предмета с помощью другого протаскивание шарика через отверстие и т. д. Ребенок различает такие формы как: овал, квадрат, круг, прямоугольник, многоугольник треугольник; цвета — зеленый, оранжевый, фиолетовый, красный, желтый, синий.
Мыслительная деятельность у детей начинает формироваться к концу раннего возрастного периода благодаря развитию восприятия. Это проявляется в появлении способности к тому, что они переносят уже полученный опыт в новые условия. Путем эксперимента устанавливаются межпредметные связи, которые затем запоминаются и используются при решении проблем. Ребенок полутора лет может угадывать и показывать направление движения того или иного объекта, на пути к достижению цели может преодолевать препятствия. После этого возраста возникает реакция по наиболее простым и ярким признакам выбирать объект по наиболее ярким и простым признакам. Например, по цвету или форме.
Развитие мышления протекает в раннем детстве, которое от действия плавно переходит в образ. Идет и внутреннее развитие мышления, т. е. идет формирование понятий и развитие интеллекта.
К концу первого года жизни возникает наглядно-действенное мышление и доминирует до 3,5–4 лет. В начале ребенок может отвлекаясь, выделять цвет и форму, потому при формировании групп предметов необходимо обращать внимание на цвет и размер предметов. В возрастном периоде около 2-х лет, по признакам существенности или несущественности, ребенок начинает выделять предметы. В возрасте 2,5 лет он уже выделяет их по главным признакам: величина, форма, цвет.
Синкретизм является особенностью мышления в раннем детстве. Это понятие означает нерасчлененность: ребенок при решении задачи, воспринимает ситуацию как целое, т. е. не выделяет в ней отдельных частей. Выделить отдельные детали и проанализировать их это функция взрослого. А ребенок затем выделит для себя главные и второстепенные.
В 2,5–3 года возникает наглядно-образное мышление и доминирует до 6–6,5 лет. В этот период происходит становление этого мышления, что связано с формированием самосознания, которое сопровождается воображением.
Оперативная память у ребенка развивается к двухлетнему возрасту. Он может составить план мероприятий на небольшой промежуток времени, помнит цель, которую поставил, он справляется с несложными тематическими и логическими играми.
До года ребенок уже должен называть вещи так, как они называются на самом деле. У него сложились представления об окружающем мире, родителях, игрушках, пище. Но из множества качеств, которые заключены в понятии, ребенок вначале осваивает только отдельные свойства, характерные для предмета, с которым он его первоначально связывал.
В годовалом возрасте ребенок реагирует в целом на ситуацию, а не конкретно на слово. Оно у него связанно с обстановкой, а не с предметом. Ребенок внимательно следит за жестами, мимикой, улавливает по ним смысл того, что говорит взрослый.
В возрасте одиннадцати месяцев происходит становление фонематического слуха,, которое заканчивается к двум годам, когда ребенок различает слова, отличающиеся одной фонемой. Этот переход продолжается три года и завершается в возрасте четырех лет. В трехлетнем возрасте ребенок начинает правильно применять падежи, пользоваться сначала однословными фразами, затем, в возрасте от полутора до двух с половиной лет, может соединять слова, объединяя их в трехсловные предложения или предложения из нескольких слов. Затем благодаря тому, что происходит развитие грамматической структуры речи ребенок способен выстроить более сложные предложения. В этот же период времени возникает осознанный контроль за речевыми высказываниями.
Самостоятельное активное общение и речь наблюдается после полутора лет. Ребенок начинает интересоваться названиями явлений и предметов. Сначала он использует язык мимики, жестов, а затем к жестам добавляются вопросы, которые выражаются в форме слов. С помощью речи ребенок научается управлять поведением других. Но ребенок в возрасте от двух с половиной до трех лет не может выбирать из нескольких действий одно. Такой выбор он сможет сделать только к четырем годам.
На втором году жизни ребенок усваивает обозначение словом окружающих его предметов, затем имен, названия игрушек и только потом — частей тела, т. е. существительных, а к 2-м годам при нормальном развитии понимает значение практически всех слов, относящимся к окружающему миру. Этому способствует развитие семантической функции детской речи, т. е. дифференциация смысла слова, присвоение и уточнение словам обобщенных значений.
К 2-м годам ребенок имеет четкое представление о назначении окружающих предметов личной гигиены и домашнего обихода. Он понимает вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет».
Около 3-х лет ребенок внимательно слушает, о чем говорят взрослые, любит, когда ему читают рассказы, стихи, сказки.
До полутора лет ребенок усваивает от 40 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2-м годам он знает более 300 слов, а к 3-м— 1300–1500 слов.
В развитии речи выделяют следующие этапы: слоги (а не слова); слова-предложения; двухсловные предложения (например, «мама сюда»); предложения из нескольких слов; правильная речь (грамматически связные предложения).
Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста таковы:
‒ активная речь в развитии отстает от пассивной;
‒ Ребенок узнает, что у каждого предмета есть свое название;
‒ на границе второго и третьего года жизни ребенок «открывает» для себя, что в предложении есть связь между словами;
‒ происходит переход от многозначности детских слов к первым выводам, построенным на основе практики;
‒ развитие артикуляции отстает от фонематического слуха;
‒ происходит овладение синтаксическим языком;
‒ происходит развитие функции речи, т. е. переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей).
Итогом познавательного развития в раннем детстве является — возникновение воображения и знаково-символической функции сознания, переход ребенка к активной речи, осваивание наглядных форм мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), формирование предметного восприятия как центральной познавательной функции.
Литература:
- Кудрявцев, В. Т. Тропинки: Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования / В. Т. Кудрявцев. — М.: АСТ, 2013. — 86 с.
- Ломов, Б. Ф. Образ в системе психической регуляции деятельности / Б. Ф. Ломов // Психология личности. Хрестоматия: в 2-х томах / Под ред. Д. Я. Райгородского. — М.: Бахрах-М, 2013.— Т.2. Отечественная психология. — С. 214–228.