Качественное медицинское обслуживание можно достигнуть при правильной с учетом требований сегодняшнего дня организации обучения, изучения опыта, успехов и внедрения их в практической деятельности медицинских работников, что и явилось сутью данной публикации. В статье приводятся статистические данные и сравнительный анализ методов повышения качества медицинских услуг в разных странах мира.
Ключевые слова:качество, медицинская услуга, аккредитация, контроль.
Quality care can be achieved with the right subject to the requirements of today organisation teaching, learning, experience, success and their implementation in practice of medical workers, which was the essence of this publication. The article provides statistical data and comparative analysis of methods of improvement of quality of medical services in different countries of the world.
Key words: quality, medical service, accreditation, monitoring
Актуальность. Качество — понятие не новое для системы здравоохранения, которая, как и все постоянно развивается [8]. Сегодня, достижения медицины позволяют лечить когда-то неизлечимые болезни, делать высокотехничные операции, вынашивать недоношенных детей, но в, то, же время, если спросить любого больного, удовлетворен ли он медицинской помощью, мало кто ответит да.
Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. [7]
Качество медицинской помощи — совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии. [4] Это определение относится ко многим отраслям.
В то же время не существует единого определения качества в здравоохранении. По мере изучения этой области, понятие менялось и отражало точку зрения той стороны, которая давала определение качеству медицинской помощи. Например, объединенная организация по аккредитации в здравоохранении (US Joint Commission on the Accreditation of Heath Care Organizations) трактует его так: «Качество в медицине — это достигнутая при помощи современных медицинских знаний степень возможности добиваться желательных для пациента результатов и избегать нежелательных последствий» [5].
В 1990 г. Институт медицины США определил качество здравоохранения как степень того, насколько медицинские услуги, предоставляемые отдельным лицам и группам населения, способствуют улучшению состояния здоровья и насколько их уровень соответствует современному уровню знаний в области медицины [7]. Медицинская помощь высокого качества — это такая помощь, которая требуется в данной конкретной ситуации и которую оказывают на высоком профессиональном уровне [2].
Начиная с 1980-х годов, в системе здравоохранения многих стран особое внимание стало обращаться на всестороннее повышение качества медицинских услуг, требовались кардинальные изменения. Такие традиционные подходы, которые укоренились до этого времени так же, как инспектирование, увеличение ресурсов (построение учреждений, закупка оборудования) оказались недостаточными [3].
Общество стали все больше тревожить недостатки в самой системе здравоохранения, а именно:
- Прогрессирующее увеличение расходов на систему здравоохранение, во всех странах мира;
- Увеличения разновидностей лечебных методов, появления все новых и новых лекарственных средств что привело к вариации в клинической практике, то есть различия в методах диагностики, лечения одной и той же нозологии различными больницами, поликлиниками, и врачами;
- Оставался высокий процент перехода острых заболеваний в хронические формы, высокий процент смертности и летальности от ряда заболеваний;
- Самоуверенность, небрежность медицинских работников, которая зачастую приводила вследствие жалоб пациентов к применению наказания к врачам, вплоть до привлечения к уголовной ответственности.
Все это настораживало работников органов здравоохранения и требовало особого подхода к мерам по оказанию медицинской помощи, ее качеству. В ряде стран повышения качества медицинского обслуживания, ее результативность стала задачей всех заинтересованных. Таким образом, разработка новых подходов для повышения качества медицинских услуг и внедрения их в систему здравоохранения, показали свою полезность в развитых странах и стали также с успехом внедряться в странах СНГ и Узбекистана, о чем свидетельствуют проект ЗдравПлюс (USAID) направленных как опыт по повышению качества в Ферганской области [1].
После выделение Узбекистана в самостоятельную страну, особенно обострились требования к качеству медицинских услуг, так как задачей государства, прежде всего, стало улучшение здоровья подрастающего поколения и нации в целом, для создания великой страны. Это требовало перехода всех сфер, в том числе и здравоохранения к рыночным отношениям [6].
Развитие рыночных отношений в Узбекистане ее экономике это переход сферы здравоохранения к рыночным формам, коренным образом, изменившим условия их деятельности и обусловившим необходимость проведения глубоких структурных реформ. На сегодня, развитие здравоохранения в определенной степени сдерживается ростом социальной дифференциации и еще сохранившимся социальным неравенством в обществе, недостатками человеческого капитала и качества медицинских услуг ввиду пока еще наличия ряда проблем в области финансового, материально-технического, кадрового и информационного обеспечения лечебных учреждений. В то же время не до конца разрешенных и выполненных государственных программ по улучшению медицинского обслуживания населения Республики [2].
По сравнению с 90 годами прошлого столетия сделано многое, мы далеко ушли вперед, обогнали ряд стран по качеству медицинских услуг. Учреждения сферы здравоохранения должны и дольше адаптироваться к действию законов рыночной экономики и обладать в определенной степени конкурентоспособностью для вхождения и закрепления на рынке медицинских услуг [3].
Важной задачей здравоохранения Узбекистана на современном этапе является повышение качества медицинской услуги, для чего нужно увеличивать объемы ресурсного обеспечения их производства в соответствии с возрастающими потребностями здравоохранения как формы социальной защиты населения в условиях рыночных отношений. Несмотря на развитие медицинской науки в последние годы среди показателей здоровья населения Узбекистана еще продолжает быть актуальной смертность и инвалидизация, в том числе среди лиц трудоспособного возраста.
Цель исследования. Провести анализ и исследование основ управления качеством медицинских услуг в современных условиях.
Методы исследования. Впроцессе исследования использовались статистические, математические и аналитические методы исследования. Для анализа развития методов управления качеством в зарубежных странах, проводился анализ литературных источников и интернет данных. Для анализа контроля над качеством медицинских услуг в системе здравоохранения, применялся метод анкетирования для врачей. А также проводилось глубокое интервью с экспертами в области организации управления системой здравоохранения.
Результаты исследования и выводы. Изучение положения дел с качеством медицинского обслуживания в мире показало, что в ряде стран оно отличается, так обследование больниц в штате Нью-Йорк показало, что 30 % случаев смерти были обусловлены ошибками в медикаментозных назначениях. В США ежегодно от врачебных ошибок погибает от 44 до 98 тысяч пациентов (8-я причина смерти). Ежегодные экономические потери составили около 38 млрд. долл. в год. Отчет о «Качестве и безопасности в здравоохранении» США на основе анализа 50 тыс. жалоб на ВОП показал, что в 23 % они обусловлены врачебными ошибками, приведшими в 3 % случаев к летальным исходам- апрель 2009 г. Если говорить о медицинских ошибках в Европе то каждый год в арбитражные суды поступают 10 тыс. жалоб, в которых в 52 % случаев определяются врачебные ошибки, на 25 % связанные с хирургическими вмешательствами, на 10 %- с послеоперационным лечением и диагностикой. Только за год в больницах стран ЕС из-за медицинских ошибок страдают 15 млн. чел. Если в целом по Европейскому Союзу каждый десятый случай лечения наносит ущерб пациентам, то в Германии доля врачебных ошибок ничтожно мала — всего 0.35 % от числа обращений к врачам, что связывают с работой страховых компаний. В Канаде из-за врачебных ошибок (2004–06 гг.) и их осложнений 24 тыс. пациентов ежегодно погибает из-за неэффективного лечения.
В ряде стран мира управление качеством медицинского обслуживания является одной из главных задач. На основе полученных нами данных при анализе анкет установлено. В исследованном учреждении отмечен более высокий уровень оказания медицинской помощи, технической оснащенности и сервисных услуг по сравнению с территориальными поликлиниками. Заключения специалистов учреждения при проведении диагностических исследований и на консультативном приеме отличаются неизменно высоким качеством, чем заслуживают доверие пациентов, что и является причиной обращения за консультацией в учреждение — 81,5 % сельских и 18,5 % жителей, особенно в трудоспособном возрасте. В то же время не все пациенты удовлетворены медицинским и сервисным обслуживанием, на что необходимо обратить внимания.
Практические рекомендации. Для совершенствования организационно-методического механизма обеспечения качества медицинских услуг, целесообразно сформировать несколько образцовых организаций здравоохранения (поликлиник, стационаров, клинических больниц), в которых будет решен вопрос качества медицинской помощи и медицинского сервиса, с требуемым оснащением современным оборудованием. Эти учреждения будут укомплектованы хорошо оплачиваемыми, аттестованными медицинскими работниками высокой квалификации и профессиональной культуры, где будет организованно обучение специалистов из других районов и областей по совершенствованию качества оказания медицинских услуг.
При обучении в ВУЗах, на курсах повышения квалификации необходимо, увеличить число часов по организации и проведению работы по улучшению качества медицинских услуг.
Для усиления контроля за качеством оказываемой медицинской помощи необходимо ускорить внедрения системы аккредитации медицинских учреждений, а также совершенствование системы медицинского страхования.
Периодически проводить перекрестный анонимный опрос пациентов на предмет удовлетворенности медицинскими услугами лечебно-профилактических учреждений.
Литература:
1. Махмудова Н. М., Алиев Ш. Р., «Совершенствование системы по контролю качества медицинской помощи» Материалы Республиканской Научно-практической конференции, 12 апреля 2012г., стр. 253
2. Мамедова Г. Б., Расулова М. М., «Развитие рыночных отношений и условия ценообразования в здравоохранении», «Материалы IX республиканского съезда эпидемиологов, гигиенистов, санитарных врачей и инфекционистов», 2010 г., стр. 108
3. Мамедова Г. Б., «Организация службы маркетинга в медицинских учреждениях Узбекистана» Актуальные проблемы гигиенической службы Узбекистана, Ташкент 2012г., 20 апреля, стр.242
4. http://www.doktor.ru/medinfo
5. http: //medinfo.home.ml.org
6. http: //minzdrav.st.uz/index.php? Ы=2210–2&lang