С каждым годом информационные технологии приобретают все большее значение в деятельности органов власти. Поскольку именно они способны уменьшить «пропасть», возникшую в нашей стране между чиновниками и населением, сблизить власть с людьми. Подтверждением тому может служить переход к электронному муниципалитету, который существенно сокращает время предоставления государственных и муниципальных услуг, делает муниципалитеты более доступными для граждан, а саму деятельность местных органов власти — более прозрачной.
Необходимости решения этой задачи и анализу проблем, возникающих на пути ее реализации, на примере г. Владивостока как раз и посвящена дипломная работа на тему: «Информационная инфраструктура муниципальных учреждений образовательной сферы города Владивостока», автор Максименко Анастасия Петровна, защита которой состоитсяВГУЭС, КАФЕДРА ГМУ (кафедра государственного и муниципального управления).
Актуальность такого исследования сегодня не вызывает ни у кого сомнения. Ведь особая роль информационного обеспечения управления МО и предоставления электронных информационных услуг даже отмечена Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным: «Нам нужно избавить людей от необходимости ходить по конторам, трепать там нервы в очередях тогда, когда нужно получить элементарные бумаги из БТИ, собесов, ДЭЗов, паспортных столов и регистратур в поликлиниках. Поэтому уже в ближайшие годы мы должны полностью отстроить систему предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Речь идёт об информационных и сервисных порталах, интегрированных каналах связи, ведомственных и региональных банках данных».
В дипломной работе отмечается, что в настоящее время информационная открытость в деятельности органов местного самоуправления является обязательным условием, прописанным в федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В администрации города Владивостока реализация требований этого закона закреплена за управлением информационно-программного обеспечения, которое является ее структурным подразделением и подчиняется непосредственно заместителю главы. Кроме того, необходимость выполнения информационно-коммуникативных функций подкреплена наличием в администрации МО соответствующей технической базы. Так, уровень обеспеченности муниципальных служащих Владивостока персональными компьютерами на сегодняшний день приближен к 100 %-й отметке. Во всех структурных подразделениях созданы локальные вычислительные сети, к которым подключено около 96 % персональных компьютеров. Еще 65 % персональных компьютеров подключены к сети Интернет.
Вкупе все это позволяет органам местного самоуправления Владивостока и их структурным подразделениям формировать муниципальные информационные ресурсы, обеспечивать их использование и защиту в соответствии с установленной компетенцией. Например, для обеспечения доступа жителей, предприятий, организаций, учреждений Владивостока к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также для решения иных задач в области информационной политики создан Интернет-сайт муниципального образования (электронный адрес http://www.vlc.ru). Как и другие муниципальные информационные ресурсы, он является открытым и общедоступным. Исключение составляет лишь документированная информация, отнесенная к категории ограниченного доступа.
Тем не менее, население находит уровень предоставления электронных информационных услуг в МО г. Владивосток низким. Треть респондентов, или 33,4 %, считает его неудовлетворительным, а большинство (53,8 %) — всего лишь удовлетворительным. И только 12,8 % опрошенных говорят, что электронные информационные услуги оказываются во Владивостоке на «хорошо».
Так в чем причины такого неэффективного муниципального информационного обеспечения во Владивостоке? Как показывают результаты проведенного исследования, а также оценивают сами сотрудники местной администрации, главными из них являются:
- отсутствие программы информатизации муниципального образования (движения к информационному обществу, электронного правительства);
- отсутствие в бюджете муниципального образования отдельной строки «Информатизация органа местного самоуправления»;
- отсутствие в муниципальном образовании системы мероприятий и мер по развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры муниципального образования;
- низкий уровень профессиональной компетентности специалистов в области информационно-коммуникационных технологий или отсутствие нужного количества специалистов.
В связи с этим автор дипломной работы приходит к выводу, что внедрение технологий электронного правительства в администрации г. Владивостока целесообразно осуществлять в рамках целевых муниципальных программ (например, «Развитие муниципальной информационной системы МО г. Владивосток на 2015 -2020 годы») и в целом встраивать в общероссийскую систему мероприятий в области информатизации.
Литература:
1. Федеральный закон № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
2. «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» (утверждена Президентом РФ 07.02.2008 г. № Пр-212).
3. Иванов П., Малышев С. Актуальные проблемы и перспективы информационно-аналитического обеспечения деятельности региональных органов власти // Управленческое консультирование. 2006
4. Туронок С. Г. Информационные системы в государственном управлении // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2009. Выпуск 3.