Мери Роландсон — родоначальница женской прозы в Северной Америке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (69) июль-1 2014 г.

Дата публикации: 24.06.2014

Статья просмотрена: 172 раза

Библиографическое описание:

Громова, К. А. Мери Роландсон — родоначальница женской прозы в Северной Америке / К. А. Громова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 529-531. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11803/ (дата обращения: 16.11.2024).

Женская литература — это достаточно молодой термин в современном литературоведении, который появился во второй половине XX века на волне феминистского движения и женской эмансипации различных сфер деятельности, в том числе искусства и тех областей, считавшихся исконно мужскими. Под этим понятием в науке обычно понимаются тексты, написанные женщинами (подобные определения можно встретить у таких известных ученых филологов и литературоведов, как Ю. Б. Бореев, А. А. Денисова, П. А. Николаев).

Общеизвестно, что родиной женской литературы являются европейские страны (Великобритания, Франция, Германия). Однако на североамериканском континенте в силу объективных исторических реалий потребность колонистов в духовной пище поначалу отходила на второй план. Тем не менее, уже в XVII веке там появляются первые образцы женского литературного творчества.

Первыми сочинительницами в Северной Америке являются Анна Брэдстрит (Anne Bradstreet, 1612–1672) и Мери Роландсон (Mary Rowlandson, 1637–1711). Большинство зарубежных и российских литературоведов (например, Р.Спиллер, Э. Шоуолтер, К. М. Баранова, В. И. Солодовник, и д. р.) признают художественную ценность произведений этих авторов как для сочинений колониального периода США, так и для современного литературоведения. Считается, что литературный успех Брэдстрит и Роландсон заслуживает особого уважения, так как в XVII веке по многим факторам молодым американкам было довольно трудно заниматься творческой деятельностью. На этих причинах нам хотелось бы остановиться более подробно.

Как известно, мир английских колоний являлся преимущественно мужским миром, и сильная половина человечества отводила в нем женщине довольно конкретную роль: быть преданной женой и хорошей дочерью. Это влекло за собой типичные, так называемые, «женские» обязанности, которые включали в себя ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Подобный уклад жизни американок не оставлял времени для реализации личных амбиций. Именно этот факт повлиял на судьбы и творчество тех немногих женщин, которые смогли оставить свой след в литературной истории США и стать первыми сочинительницами Нового Света.

В XVII веке пуритане Новой Англии верили, что мужчины интеллектуально превосходят женщин, и данное различие было заложено Всевышним. Они открыто выказывали неприязнь к тем американкам, которые занимались самообразованием или чтением, тем самым как бы игнорируя Божественную волю. Колонисты были враждебно настроены к представительницам слабого пола, имевшим смелость выйти за рамки своих непосредственных домашних обязанностей и заняться чем-то иным, например, сочинительством.

Одним из самых значимых и официально признанных проявлений подобной враждебности является печально известное дело Энн Хатчинсон (Anne Hutchinson), которая, в отличие от других американок, проявляла интерес к событиям, происходящим в общине. Более того, она часто не разделяла позицию пуританских проповедников на эти события и активно делилась своими взглядами с другими колонистами. Со временем Хатчинсон завоевала авторитет многих жителей залива Массачусетс. К ее антипуританским высказываниям относительно важных вопросов стали прислушиваться, ее мнением интересовались и его уважали. Поэтому вполне естественно, что старейшины общины обеспокоились сложившейся неоднозначной ситуацией, так как Хатчинсон подавала неблагоприятный, по их понятиям, пример другим женщинам поселения. Вскоре из-за своих радикальных взглядов ее отлучили от церкви, обвинив в богохульстве. В 1637 году она была вынуждена покинуть колонию Массачусетс вместе с мужем и детьми. В результате практически вся семья погибла от рук индейцев в 1643 году.

Случай Э. Хатчинсон не единственный пример нетерпимости мужчин по отношению к свободомыслящим женщинам, которые делали попытки расширить круг своих интересов, включив в него чтение и письмо. Подобная ситуация сложилась и с Энн Хопкинс (Anne Yale Hopkins) женой Эдварда Хопкинса, управляющего Хартфордом (штат Массачусетс Бей), а также со многими другими представительницами слабого пола, которые стремились к равноправию с мужчинами. В свете вышесказанного становится понятно, какие большие усилия приложили Анна Брэдстрит и Мери Роландсон, а также люди, поддерживающие их творчество, для того чтобы произведения сочинительниц были не только изданы, но и приняты пуританской публикой Нового Света.

Однако вопрос о том, чей текст следует считать первым образцом женской литературы в науке до сих пор окончательно не решен. Большинство исследователей (например, М. О. Мендельсон, А. Н. Николюкин, Е. А. Стеценко и др.) являются сторонниками хронологического подхода. Они считают, что первым произведением, созданным американкой, является сборник стихов А. Брэдстрит, опубликованный в 1665 году. Дневник М. Роландсон был издан на 11 лет позже, в 1676 году. Мы же предлагаем посмотреть на творчество вышеуказанных авторов несколько иначе, и попытаться понять, какая же из работ принадлежит перу истинной жительницы Нового Света.

Для начала следует отметить общие черты в биографиях и творчестве двух сочинительниц. И А. Брэдстрит, и М. Роландсон родились в Англии, а затем совершили тяжелое трехмесячное путешествие по Северной Атлантике. Обосновавшись в Массачусетсе, они вели полную лишений жизнь и подвергались опасностям нового для них мира. Обе женщины вышли замуж и родили детей. В первую очередь, они позиционировали себя как хороших жен и матерей, что, как уже говорилось, было типично для представительниц колониальной общины XVII века.

Оба автора объясняли свою тягу к сочинительству Божьей волей, но при этом проблематика, затрагиваемая в их работах, оставалась актуальной для американок на протяжении последующих 150 лет. А. Брэдстрит, известная больше как поэтесса, писала о том, что было близко каждой женщине: о подробностях семейной жизни, материнстве, болезнях близких людей, о горе утраты и личных трагедиях (например, пожар в собственном доме).

Отметим, что первый сборник стихов А. Брэдстрит был отправлен в Англию и издан там под названием «Десятая муза, появившаяся в Америке» (The Tenth Muse Lately Sprung Up in America) в 1665 году. Очевидно, что опубликовать собрание женских стихов на исторической родине, Брэдстрит было сделать гораздо легче (зная настроения общественности к женскому творчеству в Новом Свете). Также следует учитывать тот факт, что у нее было много влиятельных родственников в Англии и в дальнейшем ее отец, а затем и муж, становились губернаторами колонии Массачусетс, что, несомненно, оказало положительное влияние на публикацию и успех «Десятой музы» в Новой Англии. Тем не менее, в книге Брэдстрит помимо 13 стихотворений были опубликованы хвалебные отзывы на ее поэзию одиннадцати представителей сильного пола, что практически приравнивалось к объему самой книги.

В предисловии, написанном близким родственником автора Джоном Вудбриджом (John Woodbridge), читателей Брэдстрит уверяли, что стихотворения она написала самостоятельно. При этом Дж. Вудбридж особо подчеркивал, что поэтесса создавала свои произведения в свободное от своих непосредственных обязанностей время, полностью исполнив свой женский долг перед обществом: “In his introdictory letter, John Woodbridge, her brother-in-law, stood guarantee that Bradstreet herself had written the poems, that she had not initiated their publications, and that she had neglected no housekeeping chore in their making: these Poems are the fruit but of some few houres, curtailed from her sleep and other refreshments” [1, p. 3].

Все эти усилия, безусловно, привели к тому, что как в Англии, так и в Америке сборник был хорошо принят читательской аудиторией. Однако в Новом Свете, сборник стихов Анна Брэдстрит был издан только в 1678 году, уже после смерти поэтессы.

Следовательно, можно выделить некоторые отличительные черты творчества А. Брэдстрит. Прежде всего, это выбор темы для сочинительства. Писательница следует классической английской традиции, заключающейся в изложении личных чувств и сложных душевных переживаний. Так, например, творчество Брэдстрит перекликается с произведениями английского поэта Дж. Чосера (Jeoffrey Chaucer, 1340–1400), произведения которого отличались яркими характерами и подробными описаниями событий. Другой важной особенностью творческого пути данного автора является место публикации ее первой книги. Несмотря на то, что она считается американской поэтессой, и что к 1665 году книгопечатание уже было довольно развито в Новом Свете, тем не менее, сборник стихов «Десятая муза» был издан в Англии.

Также как и первая книга А. Брэдстрит, дневник М. Роландсон «Подлинная история пленения и избавления Миссис Мери Роландсон» (A True History of the Captivity and Restoration of Mrs Mary Rowlandson, 1682) сопровождался предисловием, подписанным: «От друга» (“By Friend”). По мнению современного американского литературоведа Э. Шоуолтер (E. Showalter), им мог быть известный американский пастор, Инкрис Мезер (Increase Mather, 1639–1723) [1, p. 11]. Этот факт частично объясняет поразительное сходство некоторых фрагментов произведения сочинительницы с церковными проповедями того времени. Более того, считается, что в описанную Роландсон историю могли быть внесены коррективы, сделанные ее первыми читателями (мужем и проповедниками колонии): Scholars believe that Mather, as well as Rowlandson’s husband, may have made additions to the text, since “several aspects of Rolandson’s story recall sermon stylistics and ministerial retellings of other captivities” [1, p. 11].

Свой дневник Мери Роландсон написала в результате трагедии, которая случилась с ней и ее семьей в 1676 году. Индейцы, напав на небольшую деревню Ланкастер, где проживали Роландсоны, убили большую часть жителей, сожгли все дома и увели в плен более двадцати человек, включая саму героиню и ее троих детей. Дочь Роландсон Сара была ранена во время набега и умерла девять дней спустя на руках у матери. Во время плена двух других детей держали отдельно от М. Роландсон. В течение следующих одиннадцати недель она была вынуждена путешествовать вместе с воинственным племенем и пройти пешком порядка 150 миль. 2 мая 1676 года муж Роландсон смог выкупить свою семью, обменяв ее на товары, общей стоимостью двадцать фунтов. Продолжительный опыт проживания среди индейцев сильно отразился на творчестве Роландсон, так как помог ей увидеть жизнь коренного населения Северной Америки изнутри, их быт, взаимоотношения и нравы. В отличие от Брэдстрит, Роландсон имела возможность сравнить привычную жизнь среднего класса англичан в Америке с типичной жизнью индейского племени, что, естественно ускорило ее ассимиляцию в Новом Свете.

На протяжении следующего года Роландсон записала воспоминания о своем пленении. Их прочитали многие влиятельные священники, и община приняла решение о публикации произведения. Книга была впервые напечатана в Кембридже штата Массачусетс в 1682 году. Сразу было продано более тысячи экземпляров. Затем эта работа была опубликована в Англии, где она также стала бестселлером. К 1800 году книга была переиздана пятнадцать раз. «Подлинная история пленения и избавления Миссис Мери Роландсон» стала первым в череде многих американских рассказов жанра пленений, написанных с XVII по XIX век.

По нашему мнению, М. Роландсон, обладая опытом тесного общения с коренным населением Северной Америки, является основоположником новой, истинно американской традиции. Сочинительница, которую по праву можно назвать первым прозаиком среди женщин, детально описала собственное пленение индейским племенем и начала извечную американскую тему, посвященную межрасовому конфликту и опыту взаимодействия с культурой коренных американцев.

Нам представляется возможным утверждать, что Мери Роландсон следует считать родоначальницей женской прозы в Северной Америке. Во-первых, ее произведение было опубликовано на североамериканском континенте. Во-вторых, тема дневника (пленение колонистов индейцами) является актуальной американской проблемой раннего колониального периода, что также подтверждается необычайной популярностью «Подлинной истории» среди читателей. Таким образом, несмотря на то, что хронологически сочинение Роландсон было создано на тридцать лет позднее первой книги Брэдстрит, на наш взгляд, именно Мери Роландсон должна открывать женскую литературную историю США.

Литература:

1.                 Elaine Showalter, A Jury of Her Peers: American Women Writers from Anne Bradstreet to Annie Proulx, Vintage Books, a division of Random House, inc., New York, 2009. — 586 p.

2.                 Ellis J. H. The Works of Anne Bradstreet in Prose and Verse / John Harvard Ellis. — Charlestown: A. E. Cutter, 1867. — 434 р.

3.                 Outline of American Literature, published by the United States Department of State, 1994. — 125p.

4.                 Rowlandson M. Narrative of the Captivity and Restoration of Mrs Mary Rowlandson. — New York, s/a — 39p.

5.                 Баранова К. М. Истоки основных лейтмотивов американской литературы в произведениях колониального периода (XVII век): Монография. — М.: Издательство МГОУ, 2009. — 258 с.

6.                 Литературная история Соединенных Штатов Америки, том I, под ред. Р. Спиллера, У. Торпа, Т. Н. Джонсона, Г. С. Кэнби, Москва, «Прогресс», 1977. — 608с.

7.                 Солодовник В. И. История литературы США: нравственный идеал через века, издательство Кубанского Государственного Университета, Краснодар, 1997. — 208с.

8.                 Стеценко Е. А. История, написанная в пути … (Записки и книги путешествий в американской литературе XVII-XIX вв.). — М., ИМЛИ РАН, «Наследие», 1996. — 312с.

9.                 Современное литературоведение США: споры об американской литературе, под ред. М. О. Мендельсона, А. Н. Николюкина, Р. М. Самарина, Москва, «Наука», 1969. — 356 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Англия, Массачусетс, сборник стихов, Северная Америка, Америка, женская литература, женщина, первое, индейское племя, коренное население.


Похожие статьи

С. Кинг — представитель современной американской литературы

Книга как важный источник развития предпосылок грамотности у дошкольников

Авторская система работы «Золотая нить» по использованию горизонтальной интеграции на уроках в начальной школе

Персонификация в обучении чтению по-английски на начальном этапе

Литературное течение Серебряного века — имажинизм

Адиль Бестыбаев — «последний из могикан» среди казахских композиторов — продолжателей национальных традиций

Юридическая клиника — главный помощник в обучении будущих юристов

Стереотипные женские образы в романах Джейн Остен (на примере героини «Гордость и предубеждение» Элизабет Беннет)

Сценарий фестиваля петербургской поэзии для детей старшего дошкольного возраста «Давно стихами говорит Нева…»

Творческое объединение «Непоседы» — эффективная форма социализации дошкольников

Похожие статьи

С. Кинг — представитель современной американской литературы

Книга как важный источник развития предпосылок грамотности у дошкольников

Авторская система работы «Золотая нить» по использованию горизонтальной интеграции на уроках в начальной школе

Персонификация в обучении чтению по-английски на начальном этапе

Литературное течение Серебряного века — имажинизм

Адиль Бестыбаев — «последний из могикан» среди казахских композиторов — продолжателей национальных традиций

Юридическая клиника — главный помощник в обучении будущих юристов

Стереотипные женские образы в романах Джейн Остен (на примере героини «Гордость и предубеждение» Элизабет Беннет)

Сценарий фестиваля петербургской поэзии для детей старшего дошкольного возраста «Давно стихами говорит Нева…»

Творческое объединение «Непоседы» — эффективная форма социализации дошкольников

Задать вопрос