Введение.
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменения самого подхода к личности ребенка. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия.
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Ученые рассматривают личность ребенка с точки зрения ее потребности в созидании себя и поэтому современная специальная педагогика и психология в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка, развития его творческих способностей, которые наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для него театрализованной деятельности. Она воздействует на воображение ребенка словом, действием, изобразительным искусством, позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает психоэмоциональную активность ребенка. Как говорил В. Сухомлинский: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, без этого он засушенный цветок».
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе его лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного и младшего школьного возраста, несомненно, велика. Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить ее в творческое русло.
Развитие творческой активности и игровых умений детей происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого педагог использует этюды, тренинги и упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности.
В ходе подготовки этюдов и упражнений подбирается музыкальный материал, соответствующих характеру данного эпизода. Педагог помогает детям найти нужную интонацию, мимику, движение. Это достигается при помощи выразительных показов взрослого, когда он использует игровой материал. Всякое обращение к ребенку должно иметь эмоционально выраженный подтекст, который говорит о том, что хочет сказать своим обращением педагог.
Работа над постановкой спектакля, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель (от трех до пяти), не требует специального заучивания текста, облегчает его запоминание. В обозначенный период педагог читает постановку (сказку), фрагментарно обыгрывает ее, делит на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом постепенно, не второпях. Поэтапное знакомство с сюжетом дает детям возможность хорошо разобраться в поступках героев, нравственном уроке сказки, в ее образном строе.
Следует также привлекать детей к оформлению спектакля, придумыванию деталей костюмов и декораций. Л. С. Выготский считает, что: «Спектакль от занавеса и до развязки должен быть сделан руками детей (с участием детей), тогда это представление будет по-настоящему дорого детям».
Не следует забывать, что ценность детского творчества заключается не в результате, не в продукте творчества (конечном показе), но в самом творческом процессе (подготовке спектакля). Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
В качестве иллюстрации вышесказанного приведем конспект одного из занятий в нашем реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями «Солнышко».
Инсценировка сценки «Капризка».
(Т.Н. и Ю. Г. Караманенко, соавтор С. Преображенский) для детей младшего школьного возраста)
Цель: развитие творческих способностей детей в процессе инсценирования средствами драматического и кукольного театра.
Задачи: активизировать интерес детей к театрально-игровой деятельности, закрепить навыки разговора и походки ручной куклы, формировать атмосферу общего творческого успеха, побуждать детей к придумыванию новых движенческих возможностей кукол, словесной импровизации.
Театрально-игровое оборудование: декорации (домик, деревья), маски-шапочки, платок, ширма, перчаточные куклы.
Музыкальное оформление: отрывок из пьес «Болезнь куклы» и «Новая кукла» (П. И. Чайковский, «Детский альбом»), заключительная песенка (муз. О. Ю. Мандрика, сл. Т.Н. и Ю. Г. Караманенко).
Инсценировка проводится в подгруппе из 6–8 человек. Дети сидят за столом. Педагог-психолог здоровается с ними и просит отгадать, какое у него настроение (дети угадывают его настроение по голосу). Вместе с ребятами они вспоминают четыре секрета актерского мастерства в драматическом театре (мимика, голос, жесты, пантомима). Потом детям предлагается средствами пантомимы изобразить указанное в розданных записках задание («болит зуб», «кусают комары», «приснился страшный сон», «смешная книга» и т. д.), отмечаются особенно удачные показы.
Музыкальный руководитель просит ребят отгадать музыкальную загадку, проигрывая без слов заключительную песенку из сценки «Капризка» (см. Приложение), в которой они участвовали на одном из праздников, и предлагает вспомнить слова и вместе спеть ее. Педагог просит назвать имена героев и название сценки, напоминая ребятам, что хорошая память для актера — необходимая составляющая его профессии.
Дети, игравшие в этой постановке ранее, показывают ее для зрителей. Педагоги хвалят исполнителей ролей, называя их настоящими артистами драматического театра, предлагают зрителям-детям сказать участникам сценки театральные комплименты.
На стол ставится корзинка, прикрытая тканью. Детям предлагается вспомнить о существовании другого театра, «артисты» которого спрятаны в корзинке. Если ребята затрудняются с ответом, можно дать им возможность на ощупь определить, что лежит в корзинке, выбрать себе героя сценки и стать артистом кукольного театра.
Музыкальный руководитель просит детей вспомнить, как называется данный вид кукол и как ими нужно управлять. Звучит отрывок из пьесы «Новая кукла». Дети «оживляют» своих кукол. Педагог напоминает ребятам различия актерского мастерства кукловода и драматического актера и предлагает научить своих кукол всем премудростям актерской профессии.
Педагог предлагает вспомнить детям о том, как нужно управлять данным видом театральной куклы.
Имитация:
«Кукла разговаривает» (кукольник слегка покачивает куклу в такт своим словам, говорящая смотрит на ту куклу, к которой обращается, жестикулируя в такт своей речи);
«Кукла слушает» (замирает и смотрит на говорящую куклу).
При отработке навыков разговора нужно следить, чтобы не было болтания головой куклы.
Когда кукла говорит «да» (слегка опускает голову вниз и поднимает ее), «нет» (резко поворачивает голову налево и направо).
«Жесты куклы» — «уходи» (слегка наклоняется вперед и делает резкие движения одной рукой вверх-вниз), «тихо» (слегка наклоняется вперед, прижимая руку к ротику).
«Кукла следит взглядом» (поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вниз, поднимает вверх). Дети выполняют упражнения, кукла следит взглядом за бабочкой, качелями, прыгающим и перелетающим из стороны в сторону мячом и т. д.
Делаются упражнения для отработки темпа и смены направления походки куклы.
Имитация:
«Кукла идет быстро-медленно» (кисть руки поворачивается влево-вправо в разном темпе);
«Кукла идет с опаской» (кисть руки периодически поворачивается влево-вправо до возможного предела);
«Кукла спотыкается» (кисть руки неожиданно резко вздергивается).
С детьми делаются упражнения для отработки эмоциональной походки куклы.
Имитация:
«Кукла ходит» — радостно (подпрыгивая, поворачиваясь в разные стороны, широко расставляя руки в разные стороны), грустно (голова опущена вниз), испуганно (оглядываясь назад) и т. д.
Музыкальный руководитель предлагает поиграть в игру «Угадай настроение куклы по походке», обязательно отмечает удачные показы, поддерживает неумелых кукловодов словами: «Твоей кукле надо еще немножко потрудиться, и у нее все обязательно получится!»
Педагог просит ребят показать, что еще умеет делать их кукла, тем самым направляет их на поиск новых движенческих возможностей, отмечая удачные находки, предлагает всем участникам игры их повторить.
Сценку на ширме играют те дети, которые были зрителями при первом показе. Звучит отрывок из пьесы «Болезнь куклы». По ходу сценки дети используют те способы имитации действий кукол (кукла ходит, плачет, шепчется и т. д.) о которых узнали во время занятия.
После окончания показа дети и педагоги благодарят друг друга за прекрасно проведенное время кукольными аплодисментами, говорят своим куклам шутливые комплименты за удачную игру, прощаются с ними и кладут в корзинку. Педагоги спрашивают детей, что им сказала кукла на прощание и просят их дома пофантазировать и придумать какие-нибудь варианты этой сказки: «Как еще можно успокоить Матрешку, какие вопросы ей задать? Можно ли ввести новых героев в сценку?», то есть побуждают юных артистов к импровизации. Предлагают на следующем занятии сыграть эту сценку в новом варианте.
Заключение.
Задачи, которые разрешаются с помощью ведущего педагога в театрализованной игровой деятельности с участием детей, следующие:
1. способствовать развитию и коррекции психических процессов
2. стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка
3. формировать произвольную регуляцию поведения
4. развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения
5. развивать мелкую моторику
6. формировать представление об окружающем мире
7. воспитывать культурные привычки в процессе группового общения.
Каждый ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него еще не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно тщательно подходить к выбору материала для постановки.
Приложение.
Заключительная песенка.
Музыка О. Ю. Мандрика, слова Т. Н. и Ю. Г. Караманенко
Литература:
1. Букарина Е. П. «Наши талантливые малыши» Ярославль: Академия развития, 2006
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т., т.2 «Проблемы общей психологии», М.: Педагогика, 1982
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т., т.5 «Общие вопросы дефектологии», М.: Педагогика, 1983
4. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», М.: ВАКО, 2007
5. Котышева Е. Н. «Мы друг другу рады!», СПб.: КАРО, 2013
6. Лаптева Г. В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей», СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
7. Липес Ю. В. (редактор) «Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях», М.: Теревинф, 2006
8. И. Б. Ярославцева «Спектакли с куклами и актёрами» М.: Чистые пруды, 2010 год.
9. Караманенко Т. Н. и Ю. Г. «Кукольный театр дошкольникам» — М.: «Просвещение», 1982
10. Антипина Е.А «Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии» — М.: ТЦ Сфера 2003
11. Ю. Бабин «Практическая работа с куклой в детском коллективе», журнал «Я вхожу в мир искусств» № 6, 2001
12. Вечканова И. Г. «Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»- СПб.: КАРО, 2006
13. Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович