Одной из проблем транспортного обслуживания в крупных городах, где перевозки осуществляются несколькими видами общественного транспорта является недостаточное качество существующих информационных сервисов. И чем крупнее город, тем острее ощущается проблема транспортной информации для жителей города, туристов, так и для людей с ограниченными возможностями.
Для исключения данного положения,приказом Росстандарта от 31 августа 2011 года N 251-ст был утвержден и введен в действие с 1 марта 2012 года ГОСТ Р ИСО 14813–1–2011. «Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем».
Стандарт идентифицирует 11 сервисных доменов, внутри каждого из которых определены многочисленные сервисные группы. Информационные сервисы для пассажиров общественного транспорта представлены в домене информирование участников движения. Сервисные группы в рамках домена информирования участников движения, осуществляют обеспечение пользователей как статической, так и динамической информацией о ситуации в транспортной сети и услугах перед началом поездки и во время нее, а также предоставляют профессиональным транспортникам возможность для сбора, архивирования и управления информацией для деятельности, связанной с планированием рейсов [1].
Сервисная группа «Дотранспортного информирования» обеспечивает информацией, получаемой пользователями перед поездкой (рейсом) дома, на работе, в гостиницах, в местах общественной концентрации, таких как торговые центры или мобильные терминалы. В зависимости от предоставленного сервиса дотранспортное информирование включает в себя текущую информацию о состоянии дорожной обстановки, соблюдении или отклонениях в расписаниях движения и месте нахождения средств общественного транспорта по отношению к месту нахождения пользователя, состоянии дорог и погодных условиях, применяемых правилах дорожного движения и дорожных сборах.
Сервисная группа «Информирование в процессепередвижения» обеспечивает информацией, адресуемой лицам, передвигающимся в транспортных средствах. Такая информация носит характер рекомендаций. Она может включать в себя данные, представляемые в реальном масштабе времени, например, ожидаемое время прибытия в место назначения с учетом текущей дорожной обстановки — аварий, ремонтных работ, погоды, дорожных платежей, ситуации с парковками — и других условий движения.
Сервисная группа «Прокладка маршрутов и навигация перед поездкой» обеспечивает информацией группы или индивидуальных пользователей о вариантах оптимальных маршрутов к конкретным местам назначения. Наилучшие варианты маршрутов могут быть вычислены, исходя из дорожной обстановки, ситуации с общественным транспортом, и могут включать в себя мультимодальные опции, такие, например, как парковка и немоторизованные передвижения.
Сервисная группа «Прокладка маршрутов и навигация во время поездки» обеспечивает услуги, потребляемые во время поездки. Так же, как и эквивалентные сервисы дотранспортного информирования, эти сервисы обеспечивают информацией группы и/или индивидуальных пользователей о вариантах оптимальных маршрутов к конкретным местам назначения. Наилучшие варианты маршрутов могут быть вычислены, исходя из дорожной обстановки, ситуации с общественным транспортом, и могут включать в себя мультимодальные опции, такие, например, как парковка и немоторизованные передвижения. Сервисы, обеспечивающие информирование в процессе поездки, могут включать в себя услуги по выбору маршрутов и объезду скоплений транспорта.
Данная сервисная группа «Поддержка при планировании поездки» отвечает за использование ИТС в обеспечении информацией, касающейся транспортных потоков и требований к поездке, для целей планирования поездки. Деятельность группы включает в себя сбор, архивирование и поиск данных, содержащихся в системе.
Сервисная группа «Информация для путевых нужд» осуществляет поддержку участников движения, как перед выездом, так и во время поездки. Такая информация аналогична по свойствам информации в справочнике «Желтые страницы» и передается в зависимости от потенциально заинтересованных в ней лиц на разные объекты: медицинские учреждения, гостиницы, заправочные станции, рестораны, стоянки грузового транспорта, службы предварительного заказа (например, билетов и т. п.) и станции технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Подход к расчету социально-экономической эффективности основан на экономии времени и как следствие получение косвенной выгоды от этого. Алгоритм выбора пассажиром маршрута движения представлен на рисунке 1.
Рис. 1 Алгоритм выбора пассажиром маршрута передвижения
Однако, объективно полезный результат можно отследить только от введения электронного информационного табло на остановке. Остальные информационные сервисы хотя и несут в себе социально-экономическую эффективность, в виде улучшения качества транспортного обслуживания,но ээфект от них фактически не возможно выразить в денежном эквиваленте.
Расчет социально-экономической эффективности можно произвести по формуле:
где:
Е — социально-экономическая эффективность;
Э — полезный эффект;
З — затраты.
Полезный эффект выражается в экономии личного времени пассажиров, которое можно представить как произведение суммы сэкономленного времени пассажирами на стоимость часа работы.
где:
n — количество пассажиров, шт;
t — сумма сэкономленного времени пассажирами, ч;
c — средняя стоимость часа работы.
Для того чтобы высчитать стоимость часа работы, необходимо среднюю зароботную плату за месяц разделеить на месячную норму рабочего времени.
K — средняя зароботная плата в месяц, руб;
T — месячная норма рабочего времени.
Сумма сэкономленного времени пассажирами «t» образуются за счет появления у пассажироа альтернативного способа добраться до точки назначения. Альтернативу может предоставлять любой другой вид транспорта или другой маршрут. Альтернативный выбор несет в себе возможность сократить или увеличить время поездки и будет приниматься на основе данных полученных с информационного табло.
Однако, проблема заключается в том, что на личный выбор каждого из пассажиров влияет совокупность множество различных как внутренних (срочность поездки, достаток, убеждения), так и внешних (наличие по близости альтернативных вариантов добраться до цели, дорожная ситуация) факторов, которые определить или спрогназировать крайне трудно. Так же неизвестной величиной является и количество человек, попадающих в такую ситуацию. Поэтому для экономическую эффективность можно только оценить с определенной долей погрешности.
Тем не менее для каждого пассажира эффективность носит сугубо личный характер для каждого пассажира и может косвенно влиять на личное благосостояние человека пусть и в не значительных количествах, хотя в масштабах города сумма могла получится значительной.
Кроме того, все информационные сервисы несут в себе социальную эффективнность выраженную в:
- повышении привлекательности транспорта;
- повышении качества транспортного обслуживания населения;
- повышении комфортности и качества жизни населения;
- экономия личного времени.
Литература:
1. ГОСТ Р ИСО 14813–1–2011 Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем.
2. «Петербург Сегодня» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sptoday.ru/2013_12_11/srednyaya-zarplata-v-peterburge-v-preddveri-2014-goda