Реформы, осуществляемые в последние десятилетия в Республике Узбекистан, направлены на реализацию главной задачи государства: развитие экономики, поднятие ее на уровень, соответствующий мировым стандартам. Поставленные государством цели обусловили потребность общества в специалистах высококвалифицированных, творчески мыслящих, способных к непрерывному самообучению. Как следствие, процесс реформирования затронул и систему образования. Целевые ориентации государственной политики в области образования были обозначены в следующих основных документах: законе «Об образовании», «Национальной программы по подготовке кадров». На основе этих документов в Республике создана непрерывная система образования, которая является основой Национальной модели подготовки кадров.
Общеобразовательные программы охватывают дошкольное, начальное (I-IV классы), общее среднее образование (I-IX классы), среднее специальное, профессиональное образование. Профессиональные образовательные программы включают среднее специальное, профессиональное, высшее (бакалавриат, магистратура) и послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовку кадров.
Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе, адаптируясь к их меняющимся потребностям, поскольку в условиях замены традиционных технологий принципиально новыми возникают и качественно новые требования к уровню подготовки будущих специалистов. Обслуживать дорогостоящее оборудование, средства автоматизации, внедрять новую технику и технологии могут специалисты, гармонично сочетающие профессиональную подготовку, творческое отношение к труду, моральную ответственность перед обществом за его результаты, готовых к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации, умеющих принимать решения и доводить их до исполнения.
Анализ педагогической и методической литературы посвященной проблеме профессиональной направленности общеобразовательных дисциплин, в частности математике, в подготовке специалистов различных профилей позволяет заключить, что в теории и методике обучения разрабатываются следующие аспекты профессиональной направленности математической подготовки будущих специалистов: формирование учебно-познавательной и профессиональной мотивации, принципы отбора содержания математического образования, применение профессионально ориентированных математических задач, формирование и развитие профессиональных качеств личности специалиста.
Как отмечают психологи, вопрос формирования личности требует более полного учета личностных качеств, определяющих результативность будущей трудовой деятельности. Важность данного утверждения подчеркивает и М. И. Махмутов [1], отмечая, что подготовка специалиста — это процесс общего и профессионального обучения человека, но в первую очередь — это формирование личности, и, следовательно, каждый преподаватель, имея ясные представления о том, какие научные понятия, законы, профессиональные знания, умения и навыки необходимо дать учащимся, должен четко знать, какие конкретные качества личности молодого специалиста он будет формировать всеми педагогическими средствами на протяжении всего периода обучения.
Проблемы профессионального становления личности, формирования профессионально значимых личностных качеств специалистов различных профилей в процессе обучения являются предметом педагогических и психологических исследований Н. А. Аминова, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, А. И. Щербакова и др. Часть работ посвящена целостному формированию профессионально значимых личностных качеств будущего учителя, например, согласно диссертационному исследованию Е. Л. Пупышевой, таковыми являются педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая направленность, педагогическая рефлексия, педагогический такт.
Л. К. Бобикова [2] в диссертационной работе обосновывает важность развития в процессе подготовки инженера в техническом вузе следующих профессионально значимых качеств: профессиональной компетентности, аналитического мышления, коммуникабельности, технических способностей, волевых качеств характера. Профессионально важные личностные качества специалистов различного профиля исследователи определяют следующими способами: методом экспертных оценок, анализом профессиональной деятельности, на основе чего разрабатывается модель деятельности как обобщенное отражение наиболее характерных и существенных сторон деятельности специалистов данного профиля, изучением социально- психологических особенностей специалистов и др.
Остановимся на профессиональной направленности математической подготовки специалистов различных профилей должна способствовать не только активизации учебно-познавательной деятельности студентов, повышению качества усвоения математических знаний, расширению представлений о возможностях использования математических методов, но и развитию профессионально значимых личностных качеств.
По мнению Г. А. Бокаревой [3], обучение математике как одной из ведущих учебных дисциплин будет успешно влиять на профессиональную подготовку, если:
- в целях обучения предполагается продвижение в знаниях и умениях в единстве с развитием личности студента, его готовности к предстоящей деятельности, развитие профессионального мышления;
- содержание учебного материала, межпредметные связи, методы обучения, требования преподавателя к студентам, взаимоотношения между ними будут учитывать достижения не только в знаниях и умениях, но и в развитии личности в целом, ее готовности к предстоящей профессиональной деятельности.
В диссертационном исследовании, посвященном профессиональной направленности обучения математике студентов инженерно-строительных специальностей вуза, О. В. Бочкарева рассматривает следующие качества личности, определяющие основные направления в подготовке инженера- строителя при обучении математике [4]:
1) представления о взаимосвязи содержания математического образования с содержанием дисциплин специализации;
2) профессиональная мотивация;
3) профессиональное мышление инженера-строителя.
В диссертационной работе Р. А. Исакова [5] выделяются следующие профессионально-личностные качества сельхозспециалиста, которые, по мнению автора, должны быть сформированы в процессе обучения математике:
- овладение рациональными методами вычислений и формирование на этой основе умений и навыков по их эффективному использованию на практике;
- умение моделировать профессиональные ситуации, овладение рациональными методами внутримодельных решений, формирование умений по их практической интерпретации;
- умение на основе экономических законов составлять комплексное описание производственно-экономических процессов и явлений;
- умение давать сравнительную оценку эффективности использования природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
- овладение прогностическими методами определения объема, качества будущего урожая;
- овладение методами оптимизации производственных отношений;
- овладение методами рационального сочетания теории и практики в математическом образовании в вузах сельхозпрофиля.
В диссертационной работе Л. Н. Чирковой [6] проблема совершенствования математической подготовки студентов лесопромышленного колледжа посредством развития профессионально значимых личностных качеств решена на основе нового подхода, предполагающего единство математического содержания, профессионально значимых ситуаций и математических задач. Такой подход позволил решить проблему целенаправленного формирования профессиональной направленности личности будущего специалиста лесной промышленности, умений применять математические методы в сфере лесопромышленного производства.
Проведенный анализ педагогической и методической литературы позволяет заключить, что в теории и методике обучения разрабатываются следующие аспекты профессиональной направленности математической подготовки будущих специалистов: формирование учебно-познавательной и профессиональной мотивации, принципы отбора содержания математического образования, применение профессионально ориентированных математических задач, формирование и развитие профессиональных качеств личности специалиста. Несмотря на многообразие подходов к решению рассматриваемой проблемы, многие авторы обращают внимание на содержательную ее сторону, тогда как вопрос развития личности учащегося в процессе математической подготовки в плане формирования профессионально значимых личностных качеств остается разработан недостаточно.
Отметим также, что проведенные исследования в большинстве своем посвящены решению проблемы обеспечения профессиональной направленности обучения математике в системе высшего профессионального образования, вопросы же профессиональной направленности обучения математике в профессиональных колледжах с учетом специфики этих учебных заведений, исследованы недостаточно. Кроме того, работ, посвященных выделению конкретных профессионально важных качеств личности специалиста и разработке методики обучения математике, ориентированной на их формирование, в условиях среднего специального профессионального образования, нами обнаружено не было.
В профессиональных колледжах и академических лицеях подготавливаются по 8 направлениям образования (гуманитарные науки и искусство; социальные науки, бизнес и право; наука; образование; инженерные, обрабатывающиеся и строительные отрасли; сельское и водное хозяйство; здравоохранение и социальное обеспечение; службы) [7]. На наш взгляд профессионально важными качествами личности для всех специалистов являются профессиональное мышление и профессиональная компетентность, основу которых составляет общеинтеллектуальные умения анализировать, синтезировать, сравнивать, алгоритмизировать и. т.п.
Поэтому развитие личности учащегося профессионального колледжа посредством формирования общеинтеллектуальных умении должно составлять основу профессиональной направленности обучения математике.
Литература:
1. Махмутов. М. И., Шакирзянов А.3. Учебный процесс с использованием межпредметных связей в среднем ПТУ. — М.: Высш. шк., 1985.-207 с.
2. Бобикова Л. К. Формирование профессионально значимых личностных качеств инженера у студентов технического вуза. Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Киров, 2001. — 18 с.
3. Бокарева Г. А. Дидактические основы совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе обучения общенаучным дисциплинам. Автореф. дис.... докт. пед. наук. — Москва, 1988.-38 с.
4. Бочкарева О. В. Профессиональная направленность обучения математике студентов инженерно-строительных специальностей вуза. Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Саранск, 2006. — 18 с.
5. Исаков Р. А. Усиление профессиональной направленности преподавания математики в вузах сельхозпрофиля. Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Ташкент, 1991. — 17 с.
6. Чиркова Л. Н. Формирование профессионально значимых качеств личности студентов профильных специальностей лесопромышленного колледжа в процессе обучения математике.Дисс. …канд. пед. Наук.-Киров-2008.
7. Классификатор направлений образования, специальностей и профессий среднего специального профессионального образования. Т.: «Арнапринт».-2006.-144с.